Posted 26 сентября 2020, 15:44

Published 26 сентября 2020, 15:44

Modified 30 октября 2022, 20:42

Updated 30 октября 2022, 20:42

Выходи, убивать буду: петрозаводчанин вышел против водителя скорой с топором

Выходи, убивать буду: петрозаводчанин вышел против водителя скорой с топором

26 сентября 2020, 15:44
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Что подвигло горожанина на этот поступок – он и сам не знает. Подробностями уголовного дела поделились в прокуратуре города. А медики рассказали о самых страшных историях, в которые попадают, приезжая спасать людей.

В феврале этого года в Петрозаводске местный житель перепугал водителя скорой помощи. А ведь, как говорится, ничто не предвещало. Водитель привез на вызов к частному дому фельдшеров – там их ждал пациент с порезанной рукой – ничего серьезного, обычная бытовая неаккуратность.

Фельдшеров встретил пошатывающийся гражданин, который рассказал, что его брату нужна помощь. Медики не рискнули заходить в квартиру и предложили пациенту выйти к ним, если он способен передвигаться. Пациент способен вполне был, поэтому уже скоро сидел в карете скорой с повязкой на травмированной конечности. Пока фельдшеры работали, перед капотом машины снова появился шатающийся гражданин. На этот раз – с топором.

«Он с топором в руках подошел к переднему бамперу автомобиля скорой медицинской помощи, поднял топор над головой и начал кричать в адрес водителя угрозы убийством: «Выходи я тебя сейчас убивать буду», - говорится в материалах уголовного дела, обвинительное заключение по которому уже отправлено прокуратурой карельской столицы в суд. Конечно же, водитель испугался. Пожалуй, на его месте испугался бы кто угодно. И угрозы эти он воспринял вполне реально.

Тем более, что и пациент вел себя агрессивно – ругался неприличными словами, вырвал из рук медработника документы, сломал дверную ручку автомобиля.

Поэтому скоропомощники поспешили уехать и вызвать полицию с помощью тревожной кнопки.

Когда стражи порядка стали разбираться с неадекватным владельцем топора, выяснилось, что никаких внятных причин своему поступку он найти не может. Просто, когда выпивает, становится агрессивным. А ведь топор он изначально в руки взял, чтобы наколоть дров. Но потом увидел скорую и, что называется, перемкнуло. Протрезвев, фигурант уголовного дела раскаялся и извинился перед водителем.

За угрозу убийством можно ответить не только обязательными работами, но и, например, лишением свободы – на срок до двух лет. Об этом важно помнить не только тем, кто буен во хмелю, но и тем, кто в раздраженном состоянии может не удержать язык за зубами.

Вообще, сотрудники скорой, несмотря на особый статус принадлежности к экстренным службам, сетуют на то, что отношение к ним – совсем не как к полицейским или пожарным. Людей в фуражках и касках обижать рядовые жители опасаются. А вот медиков, почему-то, нет.

Какой-то конкретной статистики по количеству нападений и угроз скоропомощники не ведут. «Думаю, что каждый из медработников и водителей скорой сможет вспомнить пару-тройку личных историй, где пришлось уносить ноги с вызова, а водителям во время ожидания бригады, пока та на вызове, пытаться утихомирить «проходящих» мимо», - комментирует Ольга Чайка, фельдшер петрозаводской скорой, председатель местного отделения профсоюза «Действие».

Агрессивными бывают и трезвые пациенты, и не очень, а также – их родственники. Но если пьяного еще можно уговорить, смутив дружелюбием и спокойным тоном, то трезвого, увы, не всегда. «Самое главное в таких ситуациях, что иногда мы тратим драгоценное время на психологические беседы», - посетовала фельдшер. В таких случаях бригада старается как можно быстрее оказать помощь и уехать из неспокойного места.

Словами как хошь, а руками не трожь

Причем предугадать, что вызовет неадекватное поведение, действительно иногда невозможно. Сотрудникам чаще всего предъявляют претензии за то, что они долго ехали на вызов. «К сожалению, нашему населению мы никогда не сможем донести, что бригады скорой помощи не находятся в свободном режиме: хочу еду, хочу нет, - объясняет Ольга Чайка. - Вызовов много, бригад мало. Все вызова делятся на скорые и неотложные. И в первую очередь отправляются вызова по скорой, то есть жизнеугрожающие, а затем уже по неотложной помощи». Нападки на водителей может спровоцировать выбор места для остановки машины. Причем сотрудники скорой отмечают: если бы речь шла о полицейской машине, таких замечаний бы не было.

Увы, словами дело нередко не ограничивается. Все чаще на сотрудников скорой помощи действительно нападают. То задремавший в ожидании коллег водитель задремал на водительском месте – и проснулся от удара в лицо. То буйный пациент (и ведь речь идет не о психиатрической бригаде, а об обыкновенной) вцепится в волосы фельдшера. «Или был другой случай. В диспетчерскую ворвался разъяренный муж, который вызвал скорую своей супруге. Он посчитал, что предельно долго ждёт скорую, и думал, что своим присутствием ускорит появление бригады скорой помощи на пороге своего дома. При этом он был трезв – швырялся стульями, сбрасывал вещи со столов диспетчеров, тряс какой-то бутылкой и поливал из нее диспетчера».

Сотрудники скорой обращаются к правосудию, но нечасто – нужно много времени и терпения, и сил, чтобы добиться справедливости.

Например, в начале января этого года нетрезвый петрозаводчанин напал на водителя скорой с кулаками. Приехавшие гвардейцы пояснили, по словам пострадавшего, что задерживать напавшего не за что.

Спасение утопающих…

Конечно, теперь у бригад есть кнопки экстренного вызова Росгвардии. Но срабатывают они, говорят медики, далеко не всегда. Поэтому они придумали целый список собственных правил безопасности. Например, когда при входе в жилье становится ясно, что место небезопасное, фельдшеры просят не закрывать за ними двери, говоря о необходимости донести дополнительное оборудование. Всегда под рукой и телефон водителя, ждущего у дверей. «И вот наши водители очень часто оказываются первыми, кто нам приходит на выручку. А там уже как карты лягут. Бывало, что потом мы своим водителям оказывали медицинскую помощь», - отмечает Чайка.

При этом ни газовые баллончики, ни изучение приемов самбо и ушу не спасут ситуацию. Во-первых, баллончик в замкнутом помещении – очень сомнительный вариант. Во-вторых, боевые приемы не всем по силам, кроме того, медики хотят спасать жизни, а не наносить физический вред своим пациентам. Да и что может противопоставить хрупкая женщина, скажем, нетрезвому рослому мужчине? Какой прием спасет водителя от атаки топором?

«Очевидно одно. Должно быть ужесточено наказание и ответственность за такие противоправные действия. На сегодня процветающая безнаказанность распоясала людей. Так же считаем, что само отношение к службе скорой помощи у нашего населения на очень низком уровне», - озвучила позицию собеседница «КарелИнформа».

Не так давно «Действие» рассказало о том, что водителям карельской скорой не доплачивают, скажем так, за вредность. Хоть они и регулярно попадают в ДТП, становятся жертвами агрессии. Специальная комиссия, которая должна оценить условия труда, будет собрана в следующем году.

Случаев, когда фельдшеры и водители увольнялись именно из-за угроз и нападений, петрозаводские скоропомощники не знают. Зато знают, что немало и тех медиков, кто боится выезжать на вызовы в одиночестве.

«Очень бы хотелось, чтобы в России службу скорой помощи отнесли к разряду спецслужб, и чтобы мы, работники скорой помощи были бы также защищены, как работники полиции, чтобы мы были застрахованы от несчастного случая», - отмечают фельдшеры. Ну а пока продолжают надеяться на то, что следующая квартира будет безопасной. И на вызове придется делать то, для чего они пришли работать в скорую – спасать. А не спасаться.

Подпишитесь