Пожалуй, больше всего о вандализме должна знать полиция. И в МВД Карелии сразу уточняют: назвать таковым можно далеко не каждое действие. Уголовный кодекс РФ под вандализмом понимает «осквернение зданий или иных сооружений», а также порчу имущества на общественном транспорте или в других общественных местах.
Статья 214 УК РФ, разумеется, определяет и ответственность за такое нарушение: осквернителю грозят либо штраф до 40 тысяч рублей, либо обязательные работы на срок до 360 часов. Нарушение также может закончиться исправительными работами на срок до года либо вовсе трехмесячным арестом.
Но что такое уголовное «осквернение»?
Васи здесь не было
«Под осквернением понимается обезображивание зданий и сооружений, приведение в состояние, оскорбляющее общественную нравственность путем нанесения аморальных надписей, изображений, рисунков, пачкание красками, клеем, химическими веществами», - поясняют в пресс-службе МВД по РК.
Вроде бы все ясно. Но многие эксперты-правоведы полагают, что существующее определение вандализма можно трактовать, как угодно – особенно, с учетом множества его проявлений. Одно дело, когда на стене появляется шикарный и умный рисунок неизвестного автора (достаточно вспомнить небезызвестного анонима Бэнкси из Великобритании, который своими творениями на стенах и тротуарах регулярно поднимает острейшие вопросы). Совсем же другое дело, когда новый фасад «украшает» загогулина в стиле «Здесь был Вася»…
Поэтому юристы до сих пор пытаются прийти к единому мнению. Так, член Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ Станислав Разумов в комментариях к упомянутой статье под осквернением понимает действия, которые «обезображивают» здания и сооружения: к примеру, непристойные изображения-надписи и «пачкание красками, нефтепродуктами, нечистотами». Кроме того, осквернение может быть связано с «глумлением над общепринятыми духовными и историческими ценностями».
Что любопытно, изображения и надписи, которые не имеют аморального содержания, юрист к «осквернению» не относит. По его мнению, нет состава уголовного преступления и в том случае, если плохие надписи и изображения появились в малодоступных или безлюдных местах. Тогда нарушитель может нести материальную или административную ответственность.
Так или иначе, вандал действует с прямым умыслом, добавляет Разумов. И в этом смысле он похож на хулигана, поскольку не уважает общество и пренебрегает общественными интересами.
Другие эксперты говорят о «культурном» и «бытовом» вандализме. Первый относится к культурным ценностям (надгробия, памятники и прочие сооружения), второй – к рядовому имуществу (общественному транспорту, жилым домам и другим объектам).
Юристы, впрочем, до сих пор не совсем понимают, почему законодатель решил объединить в одной статье УК РФ осквернение зданий, сооружений и порчу имущества в общественных местах и на транспорте. Но это уже – тонкости юриспруденции.
Внимательность роста
Полиция в Карелии с вандализмом борется так, как позволяет закон. И якобы значительный рост числа вандалов в республике получает ушат холодной воды от статистики. По данным МВД по РК, с начала 2020 года органы внутренних дел региона по статье 214 УК РФ возбудили 23 уголовных дела, в 2019 году – 18 (из них 19 преступлений совершено в Петрозаводске, в 8 случаях установлены подозреваемые). По одному факту имеется в Муезерском, Пряжинском, Сегежском и Суоярвском районах.
Но посмотрим на более длительный период. Так, прошлый год «отметился» 18 фактами вандализма, 2018 – 13, а 2017 – 17 фактами.
«Анализ статистики свидетельствует, что на протяжении последних лет количество таких преступлений остается примерно на одном уровне, - уточняют в МВД по РК. - В текущем году количество заявлений по фактам вандализма несколько увеличилось: возбуждено уже больше двух десятков уголовных дел. Но необходимо отметить, что число фактов выросло именно в Петрозаводске (2020 год – 19 фактов, 2019 год – 9 фактов, 2018 год -7, 2017 год - 11). Во многом это связано с тем, что город преобразился, жители стали уделять больше внимания облику своих домов и не желают оставлять безнаказанными действия тех, кто своими действиями портит этот облик».
В самом деле, столица Карелии заметно преобразилась к вековому юбилею региона, что можно считать едва ли не «красной тряпкой» для вандалов. И особенно для тех, кто помладше? Снова – нет.
Инфекция лета
Полиция Карелии помогла нам составить усредненный «социальный портрет» нарушителя. По возбужденным в этом году уголовным делам среди подозреваемых - граждане в возрасте от… 21 до 44 лет. Обычно это люди, которые «ведут праздный образ жизни и не работают», говорят правоохранители. И в основном такие правонарушения совершаются подшофе. Но как тогда быть с регулярными сообщениями о хулиганах-подростках, которыми пестрят соцсети?
Один из бывших оперативников на наш вопрос лишь недоуменно пожимает плечами: по его мнению, причины слишком очевидны. Летние каникулы и даже коронавирус предсказуемо «выгнали» ребят на улицы. В «стайках» они чаще остальных попадают в новостные ленты уже потому, что трансляции публичных камер видеонаблюдения за пару минут можно найти в Интернете. В этом смысле, к слову, вандализму «помогают» и СМИ.
«Конечно, проследить маршрут передвижения нарушителей помогают камеры видеонаблюдения, - уточняют в МВД по РК. - Полиция прибегает и к помощи населения: в СМИ и Интернете размещаются фото-и видеоориентировки. Надо отметить, что серьезную помощь правоохранительным органам оказывают жители Карелии. Так, именно благодаря помощи жительницы Петрозаводска удалось достаточно быстро установить личность одного из участников инцидента, связанного с повреждением фонтанчика на набережной Варкауса».
Что касается уголовной ответственности для несовершеннолетних, то она наступает с 14 лет. Потому и среди фигурантов по «профильным» уголовным делам в 2018-2020 годах подростков – нет, добавляют в МВД по РК. Если же говорить о прочих лицах, то они толком объяснить свое поведение в полиции не могут. Кто-то говорит, что решил пошутить, кто-то – ссылается на алкоголь.
Человеческий фактор
Взрослые могут и должны отвечать за свои незаконные причуды, но мы вновь сосредоточимся на детях и подростках, которые, вероятно, даже будут рады лишнему «хайпу». Только такая «реклама» вполне может закончиться профилактическим учетом в полиции. А это – пометка на всю жизнь. Кому нужна такая биография?
К тому же, велосипед тут не изобретен. По мнению уполномоченного по правам ребенка в Карелии Геннадия Сараева, сегодня во многом повторяется та же самая история, которая наблюдалась еще в советские времена.
«По моему мнению, любая возникающая криминогенная ситуация возникает с определенной цикличностью и связана с определенными возрастными группами, - говорит детский омбудсмен. - Подростковый вандализм – это одна из возрастных особенностей. В протестных реакциях, выражаемых публично, нет ничего нового: сегодня мы имеем то же самое, что имели в советские времена».
Кроме того, наблюдается все та же характерная «сезонность»: к концу лета и осени в города приезжают студенты, с каникул возвращаются школьники, активизируются встречи, тусовки. Да и бравада с демонстрацией противоправного поведения среди подростков – «явление, к сожалению, часто наблюдаемое», говорит уполномоченный.
Геннадий Сараев вспоминает и так называемую «теорию разбитых окон», которая, в том числе, заключается в терпимости к мелким правонарушениям. Социум и государство слабо реагирует на мелкие правонарушения, и подросток задается опасным вопросом: «Если другим можно, то почему нельзя мне?»
«Рисунки на стенах, мусор на улице, прыжки через турникеты в метро - это действия, на которые, как правило, внимания не обращают, - поясняет омбудсмен. – В таком случае за этим может последовать более серьезное правонарушение. На мой взгляд, сегодня наше общество и государство очень терпимо относятся к мелким противоправным действиям».
Если прибавить к этому количество патрулей на улицах, которые не могут охватить весь Петрозаводск и повсеместность цифровых технологий, то для вандализма подготовлена благодатная почва.
«Как бы банально это ни звучало, Интернет тоже влияет на ситуацию: сегодня в Сети хватает контента, где демонстрируются противоправные действия, и это становится некоей нормой», - говорит уполномоченный.
Впрочем, ужесточение ответственности за осквернение и порчу имущества, о чем периодически вспоминают юристы, вряд ли поможет. По мнению Геннадия Сараева, сегодня первоочередную роль играет «человеческий фактор» – то есть, наличие правоохранителей как в кабинетах, так и на улицах.
Самоутверждение «лайками»
Вероятно, борьба с вандализмом «по факту» – сегодня непозволительная роскошь. Поэтому его профилактикой активно занимаются и в подразделении по делам несовершеннолетних в карельской полиции. И необходимую помощь должны оказать родные. Статистики по количеству вандалов из неблагополучных семей в регионе не имеется, но, в конце концов, детскую ошибку может предотвратить любой родитель (если он, конечно, есть).
Как говорит детский семейный психолог Анна Кудрявая, многое зависит от стиля отношений между взрослым и ребенком. Авторитарный стиль с давлением и запретами приведет к тому, что у ребенка назреет сопротивление-протест. Если он не может выговориться родителям, то найдет возможность показать свое «я» в другом месте. Нельзя забывать и о «подражательстве».
«Подростковый возраст – это период, когда подростки больше ориентируются на сверстников, чем на своих родителей, - говорит психолог. - Если ребенок попадает в компанию с девиантными наклонностями, то он, даже будучи не очень зависимым, может очутиться под влиянием более сильных личностей».
Недостаток взрослого внимания (а это базовая потребность) ребенок компенсирует… в Интернете, выкладывая свои «похождения» в Сеть – ради «лайков» и комментариев. По мнению Анны Кудрявой, масла в огонь подлили новый коронавирус и связанный с ним домашний карантин:
«Когда все сидели дома, ко мне поступало очень много вопросов по пандемии, - признается психолог. - В семьях был определенный режим, некое равновесие, и никто не был готов к тому, что близкие могут себя вести как-то иначе. А в таких новых условиях зачастую необходимо строить новую систему взаимоотношений, ведь до этого режим был другим. Поэтому не исключено, что подросток может решиться на какое-либо правонарушение, чтобы выплеснуть накопившуюся энергию: мол, не могу находиться дома, да еще и должен соответствовать каким-то ожиданиям».
Как же нужно вести себя взрослым, чтобы их чадо в один прекрасный день не отправилось крушить фонари или портить стены домов?
«Почему дети зачастую не разговаривают с родителями? – говорит Анна Кудрявая. - Потому что те начинают читать им нотации, Но если ребенок приходит к взрослому и хочет что-то сказать, то тот должен отложить в сторону все свои дела (телефон, телевизор и так далее) – и послушать, и услышать. Это время - самое плодотворное для общения, лучший момент, когда можно и нужно узнать что-то важное. А заодно, возможно, выяснить, с кем общается ребенок».
***
Судя по всему, Карелия сегодня переживает явление, новизну которого можно признать только в «интернет»-смысле. В остальном же – это старый и недобрый вандализм, просто обильно сдобренный цифровой современностью. Значит, и методы борьбы с ним во многом остаются прежними. Человеческими. Только метод кнута и пряника тут не сработает: как считают эксперты, с «издержками» свободного времени совсем скоро поможет справиться новый учебный год.