Posted 23 августа 2020,, 08:41

Published 23 августа 2020,, 08:41

Modified 30 октября 2022,, 20:20

Updated 30 октября 2022,, 20:20

Кругом асфальт: что происходит с ремонтом дорог в Карелии

Кругом асфальт: что происходит с ремонтом дорог в Карелии

23 августа 2020, 08:41
Фото: Медиахолдинг1Mi
Почему ремонт дорог так дорого обходится, как Карелия выглядит на фоне других регионов и стран, а еще – что смутило опытных дорожников?

В Кеми на днях начался ремонт Пролетарского проспекта. Событие долгожданное – почти праздник. Еще бы – ведь почти год кемляне жили без нормального дорожного покрытия из-за недобросовестности подрядчика. Контракт с «Севердорстроем», конечно, разорвали. Но неприятный осадок в виде луж и ям остался.

И вот – за полторы недели до начала сентября ремонт начался. Управиться дорожникам из «Автодороги-Питкяранта» предстоит к 1 октября. Будут отремонтированы и другие улицы в Кеми.

Пролетарский проспект, пожалуй, один из самых поздних проектов сезона. В других районах ремонт либо уже закончился, либо идет вовсю. Дорожники неуловимыми мстителями срезают асфальт– и оставляют после себя недовольных местных жителей. Однако власти успокаивают – все в порядке, так и должно быть.

Дорожный фонд Карелии в этом году вырос до рекордных размеров – 7,9 миллиарда рублей. Прежде таких показателей не было. Но и ремонт дорог ведется с размахом. Конечно, Карелии повезло отмечать столетие как раз тогда, когда подаренные к юбилею деньги есть, куда направить. Кроме того, в регионе активно ремонтируют дороги по проекту «Безопасные и качественные автодороги» - уже второй год. Есть и программа специально под ремонт сельских дорог.

Миллионы – в километры

Суммы, зарезервированные на ремонт дорог исчисляются миллиардами. И в этом году власти Карелии не стали раздавать всем понемногу. Глава Карелии объяснял – дорожная проблема велика. На то, чтобы сразу отремонтировать все денег не хватит. Вектор был изменен: теперь деньги дают нескольким муниципалитетам, но объемы работ заказывают такие, чтобы крупным компаниям было выгодно идти в районы, а приоритетом сделали не «латание дыр», а серьезные капитальные работы.

Одним из крупных проектов этого года стала дорога «Шуйская-Гирвас», которую закончили ремонтировать на четыре месяца раньше срока (в отличие от туркомпаний, которым бесснежная зима и сухая весна сорвали начало сезона, дорожникам погодные условия позволили начать работы раньше обычного). Закончив с 32-километровым участком в Кондопожском районе, ВАДовцы перебазировались на 60-километровый участок дороги Олонец-Питкяранта-Леппясилта. Это еще один значимый проект.

И, безусловно, стратегически важен ремонт дороги «Великая Губа-Оятевщина». Эта дорога не так длинна – всего 31 километр. Но работать на ней будут еще и в следующем сезоне.

Власти республики уже пообещали в следующем году заняться ремонтом дороги между Медвежьегорском и Великой Губой.

Суммы, которые затрачены на ремонт дорог, кажутся колоссальными. Так, например, если пересчитать в километры/рубли, то стоимость одного километра дороги от Великой Губы до Оятевщины 32 с четвертью миллиона рублей. Стоимость километра дороги, ведущей от Мунозера до выезда на Колу (которой тоже занимается «ВАД»), более 13,5 миллиона за километр. Но если оценить стоимость асфальта (который тоже, кстати, дорожает год от года), все встает на свои места. Одна тонна в среднем на рынке стоит 3,2 тысячи рублей. Этого объема хватит на 10 «квадратов» покрытия, говорят опытные дорожники. Это – средний показатель. Все зависит от того, сколько слоев асфальта будет уложено, каковы его свойства. «Средняя стоимость выполнения работ по полномасштабному ремонту одного километра региональных автодорог в Карелии составляет порядка 12,5 – 13,0 млн. рублей. Определение стоимости выполнения работ по «ямочному» ремонту (осуществляется в рамках работ по содержанию автодорог) производится на основании осмотра дороги специалистами», - прокомментировали в министерстве дорожного хозяйства региона.

В то же время на стоимость влияет множество факторов. Это и ширина дороги, и «глубина» ремонта, и рельеф, и климат, и количество перекрестков и примыкающих дорог, и трудозатраты, и доставка материалов, объясняют в министерстве.

Что смущает?

При ближайшем рассмотрении суммы не выглядят астрономическими. Поэтому, предположили опытные дорожники, с которыми проконсультировался «КарелИнформ», выбрана «участковая» тактика ведения работ. Именно она и вызывает столько нареканий в последнее время.

То под Эссойлой автомобилист жалуется на царапины на кузове, полученные каменным крошевом, то в Ильинском местные недоумевают – дорожники, сняв асфальт, исчезают. «Чтобы не проставило оборудование (а вместе с ним – специалисты, на нем работающие), бригады могут перебросить с одного участка на другой, потом – на третий. Такая практика есть, - рассказал нам фрезист, строящий дороги от Пскова до Волгограда. – Но это не очень хорошо, когда дорога долго стоит без покрытия. Дело в том, что основание, оставшись без «защиты», может деформироваться – и тогда поправлять придется уже его».

Есть, по всей видимости, и еще одна причина, по которой в Карелии выбран именно такой тип ремонта. В этом сезоне слова «с опережением графика» применительно к дорогам звучат часто. «По состоянию на текущий момент, в целом работы по ремонту региональных автомобильных дорог, в том числе в рамках нацпроекта «БКАД» осуществляются в соответствии с утвержденными графиками работ. Вместе с тем, в случае ненадлежащего исполнения контрактов или их исполнения с нарушением установленных сроков, заказчиками работ проводится претензионная работа с подрядчиками и выставляются соответствующие штрафные санкции», - подчеркнули в министерстве дорожного хозяйства.

Остается надеяться, что спешка не обернется проблемами. Правда, теперь наученные горьким опытом, власти региона оплачивают произведенные работы уже после того, как эксперты дадут свою оценку качеству покрытия.

Вместе с тем, не обходится и без некоторого рода курьезов. Так, например, в августе подрядчика обязали за четыре дня привести в порядок напрочь «убитую» дорогу. Ремонта она не видела 15 лет. Речь идет о дороге «Видлица-Кинелахта-Ведлозеро» и «Подъезд к д. Большие Горы» в Олонецком районе.

А в Петрозаводске в центре, на улице Красной, есть довольно большой участок, где водителям приходится проявлять чудеса ловкости, чтобы не угодить колесом в яму. Возле ТЦ «Макси» в центре дороги опять просел асфальт. Уже не первый раз. Теперь коммунальщикам и дорожникам снова предстоит латать большую дыру в асфальте, положенном буквально несколько лет назад.

Власти города, меж тем, рапортуют о том, что ремонт дорог идет с опережением графика. Объемы работ тоже немалые: только по проекту «Безопасные и качественные автодороги» должны быть закатаны в асфальт 11 дорог. Велик и список тех участков, которые приводятся в порядок к уже прошедшему столетию республики.

А как у них?

Еще два года назад Владимир Путин говорил о том, что к 2024 году в стране должны быть приведены в нормативное состояние 85 процентов городских дорог и почти 60 – региональных и межмуниципальных. Карелии в прошлом году «зачли» по проекту «БКАД» только 33,4 процента дорог, Петрозаводску и Кондопоге (которая входит в агломерацимю со столицей региона) – почти 57 процентов.

В других регионах России ситуация неоднородна. В Мурманской области, к примеру, по части ремонта дорог было раскрыто мошенничество более чем на семь миллионов.

В Воронеже все дороги, которые должны были быть отремонтированы в этом сезоне, уже закончены. Правда – речь шла всего о 28 улицах и 37,5 километрах. Но там уже в апреле ремонт шел вовсю. Во всей области должны за сезон привести в норму 175 километров дорог.

В Новгородской области ремонт дорог активизировался в последние три года. Деньги считают миллиардами. И больше всего претензий – к торгам: на них, как правило, заявляется всего один подрядчик. Дело в спорных условиях. Настолько спорных, что итоги торгов по некоторым аукционам были аннулированы УФАС.

В соседствующей Финляндии километры, подлежащие ремонту, исчисляют тысячами. Там из-за обвала цен на нефть падают цены на асфальт, что дает возможность приводить в порядок еще больше обветшавших участков. Так, по данным Маркку Лилья, регионального менеджера Peab Asphalt в Финляндии, ценники на битум упали в два раза. На асфальт, соответственно, процентов на 10-15. При этом в Суоми, хотя и работают тоже участками, без покрытия, по замечанию местных жителей, дороги надолго не остаются. В то же время, переехавшие в соседствующее государство жители Петрозаводска признают – федеральные трассы в Карелии уже ничем не уступают (в большинстве случаев) финским. Кроме разве что инфраструктуры. А вот качество асфальта во дворах – не в нашу пользу.

***

В Карелии в этом году слоем износа покроют больше 200 километров дорог (В Медвежьегорском районе на «Коле», близ Костомукши, на трассе «Сортавала»). Это должно помочь укрепить асфальт и продлить срок его службы – износом заполнятся трещины и небольшие выбоины.

А пока в России кладут асфальт, в мире переходят на бетон. Цементобетонные трассы служат по 50 лет в той же Канаде, где климат немногим лучше, чем в Карелии. В Калужской области попробовали перенять заграничный опыт. Вышло всего на пять процентов дороже. Но зато на содержании «бетонки» удалось сэкономить половину запланированной суммы на 25 лет – впечатляющий показатель. Но пока в стране в фаворе все-таки асфальт. Менее прочный, зато – более привычный.

"