Posted 19 июля 2020, 08:26
Published 19 июля 2020, 08:26
Modified 30 октября 2022, 20:43
Updated 30 октября 2022, 20:43
Сразу после того, как коронавирус показал, что считаться с ним придется, в Карелии приостановили оказание плановой медицинской помощи. Местное население просили воздержаться от походов по докторам при возможности. Во-первых, чтобы не создавать потенциальных очагов ковида – в теплой и даже душной атмосфере поликлинического коридора, среди людей с ослабленным иммунитетом любому вирусу раздолье. Во-вторых, чтобы не нагружать лишний раз медиков, которым и так работалось все это время не просто. Пока статистики, которая могла бы продемонстрировать изменения в состоянии здоровья жителей республики нет. Но «КарелИнформ» поговорил с врачами, чтобы понять – к каким последствиям может привести подобная экстраординарная ситуация в системе здравоохранения.
Отменены были операции по квотам. Даже онкобольных Ерванд Хидишян попросил пациентов, по возможности, отложить визиты в диспансер. Конечно, онкобольные – отдельная «каста»: при малейших сомнениях Хидишян попросил звонить лечащим специалистам. При этом диспансер продолжал работать в прежнем режиме. Равно как и другие диспансеры – психоневрологический и наркологический. Тамошние пациенты также нуждаются в неустанном контроле.
В психоневрологическом диспансере нам рассказали, что работали и продолжают работать и дневной, и круглосуточный стационары, неотложную помощь оказывали и продолжают оказывать в полном объеме. Мало того, пока не ходил общественный транспорт, сотрудники приезжали к пациентам на дом – делали уколы, выдавали препараты, проводили осмотры. Всем докторам раздали телефоны – специально для связи с подопечными.
У диабетиков, остро нуждающихся в инсулине, проблем сверх обычных не было: «Нам нужен был рецепт на инсулин. В поликлинике эндокринолог не принимал, нас направили к терапевту, который сразу же выписал нужный рецепт. Ежегодное обследование мы прошли как раз в конце зимы, успели. Но, насколько я знаю, у других диабетиков тоже ничего не изменилось», - рассказала петрозаводчанка, воспитывающая подростка с диабетом первого типа.
Зато отменили на время плановую вакцинацию для детей и взрослых. Из-за того, что ослабленный организм не сумеет хорошо сопротивляется, в случае атаки, коронавирусу. Впрочем, ученые предрекли возможные вспышки других заболеваний, которые только прививки сдерживают от распространения. После чего вакцинацию возобновили. Действительно, получить вспышку кори в дополнение к уже имеющимся проблемам – не слишком приятная перспектива.
С беременностями и родами тоже все обстоит спокойно.
«Плановая помощь – та, которую можно отложить без ущерба для состояния. Те пациенты, которым помощь была необходима, ее получали, - отметил Александр Тучин, руководитель карельского перинатального центра. – Ведение беременности серьезных изменений не претерпело. Если говорить о беременности без патологий, мы постарались сократить число визитов в консультации, отказались от третьего УЗИ-скрининга, если к нему не было показаний, чтобы снизить потенциальные риски для здоровья будущей мамы. Если же беременность шла с осложнениями, все обследования и консультации осуществлялись». Для ведения нормальных, не осложненных, беременностей разработали новый протокол, который, кстати, предполагает и в «мирное» время проведение только необходимых обследований, а не тех, что медики привыкли назначать пациенткам вне зависимости от реальной картины.
«Единственным неприятным исключением стали партнерские роды – от них пришлось отказаться на какое-то время. Опять же из-за рисков заноса ковида в центр. Хотя и мы поддерживаем идею партнерских родов, и женщины. Надеемся, к августу удастся возобновить практику».
На числе абортов и новых беременностей ковид в Карелии фактически не сказался. Будущих мам пока, несмотря на все меры поддержки, мало – и в ближайшие годы будет еще меньше, пока не подойдет возраст родительства для тех, кто был рожден в середине нулевых. Прерываний беременностей тоже не стало больше. Скорее, по словам главврача республиканского перинатального центра, меньше. «Это пока не тенденция, а небольшое поступательное движение. Государство поддерживает будущих родителей, кроме того, сомневающейся женщине окажут психологическую поддержку». Впрочем, если женщину перспективы родительства не радуют, отсутствие плановой медпомощи на возможности отказаться от беременности никак не сказались – за исключением необходимости сдать тест на коронавирус. «Положительный тест на ковид – не противопоказание. Вот клинические проявления инфекции, причем любой – это противопоказание для прерывания беременности», - объяснил врач.
Стоит ли ожидать посткарантинного беби-бума? Ученые полагают, что отношения в семьях, по большей части, за время самоизоляции ухудшились. К тому же экономическая обстановка не стала лучше. Евгений Тучин также полагает, что рождаемость не повысится: «Всему акушерскому сообществу, конечно же, очень хотелось бы увидеть всплеск рождаемости. Но навряд ли это произойдет».
Больше вызовов на дом
Работали в новом формате и поликлиники. Как рассказала «КарелИнформу» Ольга Романенко, главврач поликлиники № 3 Петрозаводска, персонал быстро переориентировался на «надомную» работу. «Если человеку нужна была помощь, его либо приглашали на прием, предварительно осмотрев, либо отправляли специалистов к нему на дом, - объяснила она. – Была усилена неотложная помощь. Дежурные врачи постоянно находились в поликлинике».
При этом количество вызовов на дом серьезно выросло. По оценкам специалиста, в карантинное время (если сравнивать с «мирным» временем) их стало в два раза больше. «Не будем забывать, что жителей мотивировали не приходить в медучреждение, а вызывать врача на дом. Именно поэтому вызовов и стало больше», - подчеркнула Ольга Романенко.
О выросшем в несколько раз количестве вызовов рассказала и фельдшер скорой помощи в Петрозаводске Ольга Чайка. По ее словам, летом число вызовов традиционно снижается. Но зато появляется другая проблема – многие пациенты находятся в дачных посёлках, в деревнях, куда приходится долго добираться. Сейчас задержки на вызовы могут составлять несколько часов – медики не справляются с нагрузкой. К тому же бригадам приходится долго ждать в инфекционной больнице, чтобы передать «подозрительного» пациента.
«По поводу специфики вызовов: они как всегда «разношерстные». Не скажешь, что стало больше сердечной патологии или еще каких-то конкретных недугов. У нас всегда существовала проблема попасть в поликлинику к специалистам, поэтому наши пациенты привыкли вызывать скорую чтобы даже просто посоветоваться, хотя мы постоянно говорим: не имеем права менять лечение, которое назначено в поликлинике. Скажется ли каким-либо образом отказ от плановой помощи? Трудно что-то сказать. Тут все сложно и индивидуально», - прокомментировала фельдшер.
Доктор, мне страшно
Прогнозировать, как скажется на состоянии здоровья жителей Карелии несколько месяцев без плановой помощи, сложно. Врачи в своих «диагнозах» и прогнозах очень осторожны. Так, один из руководителей учреждений соцобслуживания в республики, прекрасно знающий проблемы здоровья у пожилых людей, полагает, что последствия будут – и самые неприятные . «Говорить о том, сколько людей ушло из жизни из-за отсутствия плановой помощи, нельзя, нет такой статистики, - уточнил собеседник издания. – Но мы понимаем – если нет плановой терапии, вовремя не оказана помощь, значит, последствия будут».
Врач-психиатр Виктор Лебедев полагает, что сам факт отсутствия получения привычной помощи может ухудшить состояние. «Для кого-то это, возможно, будет облегчением - не придётся сталкиваться с неприятными медицинскими процедурами, больничной атмосферой и прочими радостями российского здравоохранения. Посещение врача само по себе напоминает нам о нашем нездоровье, и у некоторых даже есть интересная иллюзия «я не хожу к врачу, значит я здоров», - объяснил психиатр.- Но нас чаще беспокоит наше телесное самочувствие, чем не беспокоит. По этой причине недоступность плановых госпитализаций - это дополнительное давление на психику человека, ещё один фактор стрессового воздействия в мире, изменившемся из-за коронавируса. Уровень обеспокоенности и тревоги растёт, а это может повлечь за собой и ухудшение самочувствия в связи с основным заболеванием. Это реальное последствие тех переживаний, которые часто кажутся нам пустячными и надуманными».
При этом сами переживания по поводу самочувствия сейчас – не удел ипохондриков. Они нормальны для всех, вполне разумны. «Для многих сейчас коронавирус становится поводом для актуализации старых страхов или того, что было скрыто от внутреннего взгляда под пеленой повседневности. Текущая пандемия дала нам уникальный шанс встретиться с собой, но эти встречи не всегда могут быть приятными. Не бойтесь обращаться к специалистам», - напомнил врач.
Срочно или планово?
Часть специалистов полагает, что несколько месяцев без плановых врачебных приемов, увы, ситуацию изменить не могут. И вовсе не потому, что жители Карелии могут похвастаться отменным здоровьем. В январе-мае этого года специалисты карельского Роспотребнадзора сообщали и о ВИЧ, и о гепатитах, и о туберкулезах, сифилисе.
Евгений Тучин полагает, что отсутствие плановой помощи в течение нескольких месяцев не скажется на общем состоянии здоровья в будущем. Во всяком случае, к ухудшению здоровья оно вряд ли приведет в массе. «Будь больше обращений по поводу сохранения здоровья, было бы лучше. Сейчас медицина перестраивается на предупреждение болезни, сохранение здоровья. Но важно помнить: влияние медика на здоровье пациента – в лучшем случае это 20 процентов. Остальные 80 – это генетика, образ жизни, привычки человека. Стресс, неправильное питание, нарушенный режим – все это расшатывает иммунитет, ослабляет организм».
В петрозаводской поликлинике №3 в то время, пока действовали ограничения на оказания плановой помощи, стоматологи, как и другие специалисты, выезжали к болящим на дом. Конечно, лишь в экстренных случаях – например, чтобы удалить разболевшийся зуб.
Кстати, зубы – еще один показатель отношения к здоровью. «Если человек говорит, что ему нужно плановое лечение у стоматолога немедленно, потому что у него десять зубов с кариесом – возникает вопрос. Неужели все десять зубов начали разрушаться одновременно, - сетует Ольга Романенко. – Или человек просто не посещал врача вовремя ранее?».
Поликлиники возвращаются к привычному режиму работы. В то же время полученный во время карантинных мероприятий опыт будет использоваться и дальше – телефонные консультации, осмотры онлайн, изменение протоколов лечения и обследований – все это пригодится врачам и пациентам и тогда, когда коронавирус отступит.
Но, похоже, жителям республики тоже придется пересмотреть свое отношение к здоровью. «Медицина может многое, но, увы, не все. К сожалению, культура бережного отношения к здоровью у нас пока не сформирована в большинстве случаев. Человек приходит к врачу не за профилактикой, а тогда, когда требуется лечение. И иногда, увы, тогда, когда лечение уже не поможет», - объяснил Евгений Тучин. И, похоже, это действительно так. Ведь вторая волна ковида – не за горами. И каких мер она потребует – неизвестно.