Киберобман: почему жители Карелии продолжают верить интернет-мошенникам

12 июля 2020, 11:23
Число кибератак и мошенничеств, связанных со счетами, картами, и цифровыми технологиями растет. Мир переходит на онлайн-покупки и расчеты, а значит, количество потенциальных жертв преступников увеличивается. Узнали, почему в Карелии такое мошенничество встречается часто и насколько сложно поймать нарушителей.

Масштабнее, чем кажется

Число киберпреступлений в России постепенно растет: с января по май 2020 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года число интернет-мошенничеств выросло на 85,1% и превысило 180 тысяч. Количество преступлений, совершенных с использованием расчетных пластиковых карт, увеличилось в 4,7 раза до почти 64 тысяч, с использованием средств мобильной связи - вдвое - до 76,5 тысяч.

В Карелии статистика также показывает рост количества подобных преступлений. По данным МВД Карелии, за первый квартал 2020 года по факту мошенничеств, совершенных дистанционным способом, было возбуждено 612 уголовных дел. Рост, по сравнению с прошлым годом составил 96,2 процента, то есть практически в два раза.

Как рассказал начальник Управления уголовного розыска МВД по Карелии полковник полиции Сергей Домрачев, проблема таких дистанционных мошенничеств является актуальной на протяжении последних лет. Однако массовый всплеск подобных преступлений произошел в конце прошлого года. Сейчас ежедневно в органы внутренних дел республики обращаются местные жители, которых обманули в интернете или через мобильную связь и лишили денежных средств. Количество потерпевших за сутки иногда достигает 7-8 человек.

«Меня не коснется»

Сегодня мошенники буквально атакуют жителей Карелии, а они, к сожалению, не готовы им противостоять. Чтобы профилактическая работа была более эффективной, сотрудники МВД изучили мнение специалистов в области психологии. Выводы получились довольно интересными.

«В современном обществе многим кажется, что проблемные ситуации их не коснутся. Люди пользуются категоричными позициями, что является заблуждением. Например: мошенников я сразу распознаю, я никогда не попадусь на их удочку. При общении с мошенником, который умело нагнетает напряжение, вызывает тревогу и панику, такой человек теряется и пугается. Таким человеком легко манипулировать, у него отключается критическое мышление, он не способен в этот момент отдавать отчет своим действиям», - рассказали в МВД.

При этом практика же показывает, что только мизерный процент населения усваивает получаемую информацию и в нужный момент вспоминает основы «безопасного поведения». Общая картина нашего общества такова – люди не имеют стрессоустойчивости, не умеют справляться с тревожностью, в результате чего попадают на уловки аферистов.

Популярные схемы

По словам начальника Управления уголовного розыска МВД по Карелии Сергея Домрачева, киберпреступники часто проводят целевые атаки на предприятия (чаще банки и телефонные операторы), обрабатывающие или хранящие информацию, которая может быть использована мошенниками для получения прибыли. Однако для нашей республики эти преступления не характерны.

«Криминальная статистика свидетельствует, что основной массив пострадавших от киберпреступников – это обычные жители региона. Бывают случаи, когда организации лишились денежных средств из-за действий дистанционных мошенников, но опять же в основном здесь присутствует человеческий фактор. А именно – работник фирмы поверил преступнику, выполнил его указания, а материальны ущерб причинен целой организации», - рассказали в МВД.

Так, в конце мая жительницу Сортавалы обманули на рабочем месте. Предпринимательнице Северного Приладожья позвонил неизвестный и сообщил, что хочет проверить работоспособность платежного терминала, установленного в ее магазине. Сославшись на занятость, та посоветовала обратиться к персоналу торговой точки. Действительно, вскоре в небольшой магазин позвонил мужчина и заявил, что с разрешения руководительницы ему должны оказать помощь в настройке устройства. Продавец не проверила, кто на самом деле общается с ней, не обратила внимание, что звонят ей явно из-за пределов республики, и, изъяв деньги из кассы, обратилась к терминалу… Под диктовку неизвестного абонента она вставляла купюры и нажимала определенные клавиши. Думая, что таким образом проверяет купюроприемник, женщина перечислила на посторонние мобильные номера более 20 тысяч рублей. Осознав, что произошло на самом деле, жительница Карелии обратилась в полицию. В беседе с правоохранителями она пояснила, что неоднократно слышала об активности мошенников, действующих удаленно, но не подумала, что обмануть могут и ее.

По данным МВД Карелии, еще одной из самых популярных схем обмана является звонок из «службы безопасности» банка. Жителям поступает звонок от якобы представителя службы безопасности, службы мониторинга финансовой организации (варианты ограничиваются лишь фантазией преступника). Неизвестный сообщает, что на имя клиента пытаются оформить кредит или пытаются провести операции по счету клиента, списать деньги и т.д. – после этого требуют провести ряд манипуляций, в результате которых деньги, уходят на счета мошенников. Иногда граждане по указанию звонивших обналичивают сбережения и собственными руками через банкоматы отправляют их злоумышленникам.

«При получении телефонного звонка от неизвестных лиц с требованием провести какие-либо операции по счету - прекратите разговор и самостоятельно обратитесь по официальным каналам в банк. Банковские сотрудники никогда не просят совершать переводы на кошельки сторонних организаций или физических лиц», - призвал Сергей Домрачев.

Кроме того, в Карелии на уловки мошенников нередко попадались те, кто хотел купить или продать что-либо через интернет, поверил в просьбу знакомых в соцсети одолжить денег, или же решил пройти соцопрос якобы от банка. Также есть пострадавшие среди тех граждан, кто решил попробовать свои силы на финансовых интернет-биржах, но попали на мошенников.

Кто попадает в руки мошенников?

По данным МВД Карелии, схемы злоумышленников оказываются втянуты представители абсолютно всех поколений, всех социальных статусов. Суммы ущерба варьируются от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов. Нередко граждан убеждают оформлять кредиты.

Один из последних примеров с крупным ущербом – уголовное дело, возбужденное на этой неделе в полиции Петрозаводска. 50-летний местный житель перевел мошенникам почти 2,5 миллиона рублей, из которых большая часть – кредитные средства. В конце апреля заявитель первый раз ответил на телефонный звонок с незнакомого номера. Собеседник представился сотрудником службы безопасности банка и задал ряд вопросов: менял ли он номер телефона, терял ли карту и мог ли кто-то воспользоваться его счетом. Ответив честно на все вопросы, мужчина сообщил и реквизиты карты, и баланс счета. Следом за этим лже-сотрудник банка сообщил о готовящейся атаке злоумышленников и попросил обналичить все деньги, перевести их на «специальный секретный банковский счет». Заявитель снял 405 тысяч рублей и перевел их через терминал на электронные кошельки третьих лиц. Через несколько дней раздался повторный звонок и якобы сотрудник банка сначала уточнил наличие накоплений в других организациях. После он предложил таким же образом обезопасить и их. Мужчина посетил финансовые учреждения, где хранил средства, обналичил еще 475 тысяч рублей и под руководством злоумышленника перевел их на неизвестные электронные кошельки. По его словам, он полагал, что размещает их на собственном секретном счете, недоступном для финансовых аферистов. Спустя несколько дней до него так и не была доведена информация о реквизитах нового «секретного» счета, однако, пришло сообщение о выпуске кредитной карты на сумму в 100 тысяч рублей. При этом деньги с «кредитки» злоумышленники вывели без его участия. Через некоторое время ему вновь позвонил сотрудник службы безопасности банка. В результате долгого разговора, в котором также принимал участие якобы представитель правоохранительной сферы, петрозаводчанина в очередной раз убедили в том, что ситуация под контролем. А на следующий день телефонный собеседник сообщил, что неизвестные пытаются оформить кредит на его имя. По словам злоумышленника, единственным вариантом помешать такому развитию событий будет оформление кредита самостоятельно. В тот же день заявитель, не подозревая, что находится под влиянием незаинтересованных в его финансовом благополучии лиц, получил кредит на сумму в 1 495 485 рублей. После чего обналичил всю сумму и через терминалы, расположенные в торговых центрах, пополнил электронные кошельки очередных неизвестных.

Так и не получив реквизитов счета, мужчина обратился в полицию, где сообщил только о первых переводах. И только спустя месяц, когда из банка стали поступать звонки о просроченном платеже по кредиту, он написал ещё одно заявление в полицию.

Однако, все же статистика свидетельствует, что женщины чаще мужчин теряют бдительность при бесконтактном общении и верят мошенникам. Количество потерпевших дам более чем на треть превышает количество мужчин, рассказали в МВД.

Сложность – в дистанции

Обычно на борьбу с киберпреступностью направлены силы и средства МВД, ФСБ, Роспотребнадзора, Роскомнадзора. Содействие оказывают и другие различные организации в рамках своих полномочий (к примеру, Лига безопасного интернета, хостинговые компании и регистраторы доменных имен ).

При этом, как рассказал начальник Управления уголовного розыска МВД по Карелии Сергей Домрачев, раскрытие киберпреступлений – процесс сложный и продолжительный. Связано это, в первую очередь, с тем, что преступник действует дистанционно. При подобных преступлениях расстояния между злоумышленником и жертвой могут исчисляться тысячами километров.

«Проблема раскрытия преступлений указанной категории заключается в том, что преступники действуют за пределами Карелии. Были единичные случаи, когда местные жители пытались обогатиться путем дистанционных хищений. Но сотрудниками МВД по Карелии они были задержаны», - рассказали в ведомстве.

Так, сейчас полиция расследует уголовное дело в отношении преступной группы, которая подозревается в дистанционных мошенничествах. О действий нарушителей пострадали десятки жителей различных регионов страны. По данным МВД, граждане находили в соцсетях объявления о сдаче жилплощади в аренду. Указанная стоимость их привлекала – к примеру, хорошую квартиру в Хабаровске сдавали за 10 тысяч рублей в месяц. Общение потенциального квартиросъемщика с автором объявления проходило через переписку в той же сети. Желающие снять жилье узнавали, что на данный объект уже есть клиенты, и тогда соглашались на предоплату. Денежные средства, суммы варьировалась от 1000 до 13 тысяч рублей, перечислялись на определенный счет. Однако, когда арендаторы приезжали по адресу, то их никто не ждал. В одном случае у дверей запертой квартиры оказалась семья с двумя маленькими детьми. Обманутые люди обращались к мошенникам с просьбой вернуть деньги, но получали грубые отказы.

Выяснилось, что злоумышленники использовали аккаунты в соцсетях с ложными данными. Сотрудники МВД по Карелии установили местонахождение подозреваемых в Петрозаводске – в съемной квартире в одном из жилых домов микрорайона Октябрьский были задержаны 23-летний петрозаводчанин и его 18-летняя подруга. Также установлена причастность к данным преступлениям их несовершеннолетней знакомой – ее банковский счет использовался для получения денежных средств. По предварительным оценкам, потерпевшим причинен ущерб на сумму не менее 500 тысяч рублей. Часть незаконно полученных денежных средств изъята у подозреваемых. Как они признались, деньги тратились на покупку автомобиля, аренду жилья и личные нужды.

Откуда данные?

По словам Сергея Домрачева, кибермошнник – это обычно технически подкованный человек среднего возраста (от 30 до 35 лет). Однако их нельзя назвать компьютерными гениями: они лишь умело пользуются специальными программами для взлома устройств.

Так, большинство хищений с банковских карт россиян совершается при помощи социальной инженерии. Аферисты мастерски подделывают телефоны горячих линий банков, представляются работником банков, службы безопасности финансового учреждения и сообщают о попытке несанкционированного списания суммы со счета.

«”Информация” попадает в руки злоумышленников различными путями. Случается, что какой-нибудь ресурс, скажем, интернет-магазин, прекращает свое существование, а его клиентская база попадает в общий доступ. Нередко бывает и так, что администраторы ресурса неправильно конфигурируют права доступа к той или иной информации, что приводит к ее утечке», - отметил начальник Управления уголовного розыска МВД по Карелии.

Утечки происходят и по вине самих пользователей. Персональные и иные данные могут попасть в общий доступ, если человек пересылает их через файлообменный сервис и неправильно выставляет настройки приватности.

Как защититься и бороться

По словам начальника Управления уголовного розыска МВД по Карелии, лучший способ борьбы с такими преступлениями для жителей республики - быть бдительными, объективно оценивать ситуацию и не доверять всему услышанному. Также в сети Интернет важно соблюдать простейшие меры безопасности: не открывать электронную почту с неизвестных и подозрительных адресов, не скачивать неизвестные файлы, новые программы. Нужно также использовать сложные пароли и регулярно их изменять, ограничить доступ пользователей, использовать только лицензионный софт.

Также необходимо пользоваться только официальными приложениями и устанавливать антивирусные программы для защиты устройств от вредоносного программного обеспечения. Еще одна мера – не переходить по подозрительным ссылкам: мошенники могут заразить ваше устройство вирусом и украсть ваши данные и, возможно, денежные средства с банковских счетов.

#Екатерина Коломиец #Аналитика
Подпишитесь