Posted 6 июля 2020,, 07:26

Published 6 июля 2020,, 07:26

Modified 30 октября 2022,, 20:40

Updated 30 октября 2022,, 20:40

Карелия — это тебе не Дагестан, не Чечня, не НАО… Карелия — это Карелия

6 июля 2020, 07:26
В минувшую субботу Президент России Владимир Путин подписал Указ о внесении изменений в Конституцию страны по итогам Всероссийского голосования по тем самым изменениям. Российские итоги: 68 процентов избирателей проголосовало, за поправки в Конституцию — почти 78 процентов проголосовавших.

Результаты Карелии: 46 процентов явка, за поправки – немногим более 70-ти процентов проголосовавших. Победа или поражение для Карелии? Или что это вообще? Но… начнём с пропаганды…

Предварительные ласки

Да, это правда. Были предварительные предголосовательные ласки и с той, и с другой стороны. Не беру сейчас федеральную политическую рекламу. Её было много. Каждую поправку облизывали и популярно объясняли артисты, пенсионеры, волонтеры, защитники животных, политики. И Сам Наш. Президент, конечно.

Что было на уровне Карелии? Да, статусные люди статусно произносили статусные слова о необходимости внесения тех или иных поправок.

Вот Председатель Петросовета Геннадий Боднарчук, например: «Я считаю, что поправка в Конституцию о наделении Знамени Победы статусом официального государственного символа именно сейчас уместна и необходима. Надеюсь, что она будет поддержана общественностью и представителями федеральной власти…

Сегодня, даже не являясь государственным символом, Знамя Победы для жителей нашей страны олицетворяет победу Красной Армии в Великой Отечественной и Второй Мировой войне. Нет ничего символичнее, чем Знамя Победы, которое было поднято над Рейхстагом в 1945 году».

Или вот еще. Депутат Законодательного Собрания Карелии Леонид Лиминчук. Он вообще комментирует буквально все, что плохо приколочено в последнее время: «И хорошо, что Бог появился в Конституции, потому что, как бы к этому кто ни относился, я верю, что мы сегодня примем правильное решение. Нам кто-то сверху помогает. Помогает сделать нашу страну сильнее, лучше, умнее».

Карельский политолог Анатолий Цыганков тоже внес свой вклад в просвещение потенциальных избирателей: «Предлагается добавить в Основной закон запрет на все действия, связанные с отчуждением территорий России, равно как и призывы к отчуждению. Запрет этот распространяется не только на граждан России, но и на граждан других стран, находящихся на территории России. Это очень существенное конституционное уточнение. В случае принятия данной нормы попытки, скажем, Запада оспаривать принадлежность Крыма России будут расцениваться как покушение на национальный суверенитет нашей страны. Отчуждение территорий России не допускается и потому желание зарубежных политиков заговаривать на подобные темы будут не просто бессмысленными, но и противозаконными. Если граждане России согласны с этим, то им следует за это проголосовать.

Как и за ещё одну норму, содержание которой разделяется всеми нормальными людьми в России. Путин предлагает закрепить в Конституции понятие брака как союза мужчины и женщины. Эта норма подтверждает традиционные ценности, характерные для нашей страны, и препятствует распространению в России разрушительных антисемейных установок стран Запада».

Можно еще привести примеры публичной агитации за поправки, они есть, но их не так много в Карелии, как представляется. Почему? Вот точно не знаю… Хотя есть мысли на этот счет, но о них позже. Были еще баннеры и проведение викторины по истории Карелии, призы за победу в которой разыгрывались только среди тех, кто придет голосовать. Но это, в принципе, во всех российских регионах было. Досрочное голосование среди дачников… Тоже не местное изобретение…

Предварительно ласкали потенциальных избирателей и с другой стороны в Карелии. В основном, все ласки происходили в социальных сетях, но не только. Эмилия Слабунова, экс-лидер российского «Яблока», депутат Законодательного Собрания Карелии пришла на заседание регионального парламента в футболке, обтягивающей ее грудь, с картинкой против поправок. Это был, пожалуй, первый и последний публичный жест «против голосования» карельской оппозиции.

Но вернемся к соцсетям. Там местные либералы объясняли самим себе (ну, это правда так: они сами себе пишут и сами себя читают), что Путин хочет стать царем и поэтому все это затеял. Что «обнуление» — это способ оставить «правящую клику» еще на многие годы. Впрочем, все это была «калька» с федеральных оппозиционных ресурсов. Посмотрите хотя бы сайт «Эха Москвы», все то же самое. Короче, как говаривала Алиса, сотворенная Люисом Кэролом: «Все страньше и страньше! Все чудесатее и чудесатее!»

К каким-то оригинальным наработкам местных оппозиционеров я бы отнес статью известного своими антипутинскими взглядами карельского журналиста Александра Фукса с замечательным названием «Идти или не идти на голосование против поправок в Конституцию». Вот только один фрагмент: «Я ведь несколько раз начинал читать эти бесконечные поправки и каждый раз чувствовал себя редкой птицей. В смысле, „не долетал до середины Днепра“. В частности, я никак не мог понять, как Россия может быть правопреемницей СССР и одновременно конституционно верить в Бога. Тут уж или понос, или золотуха. Или крестик, или обрезание. Или советский атеизм, или антисоветская религиозность. Это, пардон, оксюморон какой-то получается, извините за выражение. А что такое „обеспечивает защиту исторической правды“? Кто ее, эту правду, видел? Вчера есть Троцкий на фотографии, сегодня нет, а завтра снова есть. Вчера Сталин красавчик, сегодня урод, а завтра опять красопет. То застой — то ностальгия; то свежий воздух перемен — то лихие девяностые. Как хотят, так и называют, в зависимости от политической конъюнктуры. Вертят историю согласно своим хотелкам и запрещают ее вертеть иначе. Монополия на историческую правду это, примерно, то же самое, что монополия на трактовку литературы. Базаров хороший, Кирсановы плохие, Катерина — луч света, Кабаниха — кусок говна. Впрочем, и это мы уже проходили».

По крайней мере, читать забавно.

К карельским либералам вплотную прижались их классовые враги — коммунисты. Местный лидер последователя Ульянова — Ленина, тоже Ульянов, Евгений только, депутат ЗакСа республики накануне голосования откровенничал: «Решение партии далось нелегко. Точно так же превалировало две позиции: идти и голосовать против, или вообще не ходить. Центральный комитет КПРФ дал возможность всем региональным отделениям обсудить наши действия. Скажу честно, в карельском республиканском отделении это вызвало большую дискуссию, и, в конечном счете, мы решили рекомендовать ЦК активное голосование против поправок. Как оказалось, такую же позицию заняли коммунисты по всей стране. В итоге родилось консолидированное решение, поддержанное на местах.

Мы считаем, что люди должны знать: изменения в Конституцию — это всего лишь способ для власти удержаться любой ценой. Мы, коммунисты, когда Путин решил «обнулить» свои президентские сроки и стать безвременным и бессменным правителем России, говорим поправкам категорическое «Нет!», и делаем это открыто, публично».

Нет, ну правда красава! Зная, что никто у КПРФ не отнимет денег, что получают они из рук «кровавого путинского режима» приятно и легко кусать эти руки. Впрочем, мне кажется, что это была некая «игра на зрителя», не более. Зюгановцы отлично понимали, какими будут итоги голосования…

Кстати, мои прогнозы почти сбылись. Единственное, в чем я ошибся, так это в явке. Думал, что будет ближе к 50-ти процентам… Но это так… к слову.

«Я должен быть предельно трезв, чтобы в графе поставить крест…»

Вот интересно: среди моих знакомых примерно половина — за поправки, столько же — против. Среди тех, кто «за» большинство за предоставленные им семь дней проголосовало. Среди других — пошло и проголосовало меньшинство. А среди тех, кто все-таки пошел есть испортившие бюллетень. То есть их голос не засчитан.

И в этой ситуации кого винить, что у нас предпоследнее место по явке в Северо-Западном Федеральном округе и одно из последних по России? И что более семидесяти процентов проголосовавших высказалось за поправки и «обнуление» сроков действующего президента? Кого винить? По-моему тех, кто не пришел поставить галочку «против». Был шанс. И он упущен.

Самое интересное, что и на федеральном уровне, и на нашем, местном, оппозиционеры и либералы фактически признали итоги голосования. Признали, что не было серьезных нарушений. Председатель Карельского ЦИКа Алексей Бахилин отметил: «Общероссийское голосование в Карелии прошло спокойно, прозрачно и легитимно». В Карелии не было ни одной жалобы на нарушения. Ни одной!

Да, у нас не было такой дикой явки, как в Чечне или Дагестане. И хорошо. Да, у нас не проголосовали люди, как в Ненецком автономном округе: более 55-ти процентов «против» поправок. Но мы имеем то, что имеем. И никто против того, что 46 процентов проголосовало в Карелии и более 70-ти процентов из них проголосовало «за» поправки не возражает.

Еще один известный карельский журналист, известный своими либеральными взглядами, Валерий Поташев пишет по этому поводу: «…За последние три десятка лет население республики утратило интерес к волеизъявлению».

У части населения, да. И есть тому объективные предпосылки: в Карелии масса проблем. Из последних: «непонятка» с реализацией Федеральной Целевой Программы к 100-летию Карелии, «непонятка» с расселением аварийного жилья в некоторых районах… Из последнего — скандалы и конфликты среди городских властей в Сортавале. Все это есть, и все это надо учитывать. Это правда. Причем, мне кажется, что карельские власти как раз не проявляли гиперактивности с целью привести побольше жителей республики проголосовать. Потому как излишние телодвижения могли дать абсолютно обратный результат. А это было бы действительно самоубийство.

Но есть объективные и никем не оспоренные результаты голосования, что завершилось 1 июля. Их просто надо учесть и жить дальше. Вот и все.

"