Posted 18 июня 2020, 07:02
Published 18 июня 2020, 07:02
Modified 30 октября 2022, 20:35
Updated 30 октября 2022, 20:35
Минувшие две недели отметились шестикратным ростом подобных «вбросов». Как же можно вычислить провокации и бороться с фальшивками? Лавина дезинформации вынудила карельских экспертов провести 17 июня масштабную онлайн-конференцию. Подробности о возможных информационных манипуляциях рассказала председатель Общественной палаты РК Любовь Кулакова, используя актуальный доклад ассоциации «Независимый общественный мониторинг».
Бег по краю
За первое полугодие-2020 СМИ опубликовали более тысячи профильных материалов, тогда как в Интернете, по данным Яндекса, в целом появилось более чем 62 тысячи сообщений «по теме». Соцсети же вовсе приросли миллионами постов и комментариев.
Доклад уточняет: самопровозглашенные «эксперты» ставят своей целью манипуляции общественным мнением. Причем цель настолько же проста, насколько и неконструктивна. Используются громкие заявления вроде «покушения на конституцию», а заодно вспоминается и об альтернативном голосовании, которое якобы планируется провести в России. Но при всей своей громогласности эти аргументы не выдерживают никакой критики, поскольку на поверку оказываются бессодержательными.
Заинтересованные лица дополнительно пытаются привлечь внимание и международного сообщества, создавая различные петиции. Не менее показательна другая деталь: сообщения и комментарии в соцсетях чаще всего превращаются в смесь спама и флуда без каких-либо внятных аргументов, авторами которых, весьма вероятно, становятся… программы-«роботы», или специально нанятые для этого люди.
Печальные последствия
Эксперты в области кибербезопасности уточняют: подобная «виртуальность» во многом является мнимой: без следов в Интернете сидеть невозможно. А от заведомо ложной информации, чем фейк, по сути, и является, недалеко до уголовного наказания.
«Если человек разместил на чужой странице ложную информацию, то его действия могут быть квалифицированы по статьям 207.1-207.2 УК РФ, — на условиях анонимности уточняет сотрудник профильной структуры в правоохранительных органах. — Если в суде будет доказано, что автор осознанно ввел в заблуждение других лиц (то есть, публично), то дело может закончиться колонией. Более того, недавно Верховный суд РФ разъяснил, что распространение информации в мессенджерах (WhatsАpp, Viber и пр.) тоже может иметь публичный характер распространения…»
Особенно циничными на этом фоне выглядят попытки спекулировать на теме пандемии коронавируса. Провокаторы утверждают, что голосование может спровоцировать новую волну ковида, при этом умалчивая о беспрецедентных мерах безопасности, которые организует Центризбирком.
В день голосования избирательные участки в Карелии оборудуют пунктами температурного контроля, местами для дезинфекции рук, а избирателей обеспечат бесплатными одноразовыми масками и перчатками. Кроме того, с 25 июня по 30 июня пройдет досрочное голосование: для тех, кто написал заявление заранее и желает отдать голос не по месту регистрации.
Тем, кто планирует наделать шуму «с помощью» коронавируса с недавних пор тоже следует задуматься о последствиях. Напомним, пару месяцев назад Госдума РФ поддержала поправки в УК РФ, согласно которым можно попасть в колонию на срок до 5 лет. Или получить штраф до 2 миллионов рублей.
Не доверяй и проверяй
Между тем, лавине фейков можно противостоять, если привыкнуть к проверке фактов. По мнению известного карельского политолога Анатолия Цыганкова, сегодня избыток информации соседствует с ее… дефицитом. Показателен пример, в котором опять-таки фигурирует коронавирус. Недавно в Сети появилась информация о том, что члены избирательных комиссий побаиваются плебисцита из-за риска заразиться ковидом, однако, по данным ЦИК Карелии, лишь три процента участников решили не участвовать в организации голосования. И то — совсем по иным причинам.
«<…> люди отказались не из-за страха перед коронавирусом, а потому, что у них появились свои планы <…> — пояснил на конференции политолог. — Нужно понимать, что три процента отказавшихся — это немного, тем более в резерве у ЦИК есть еще две тысячи человек, которые готовы работать».
Чуть позднее консультант ЦИК РК по взаимодействию со СМИ Дарья Голицына добавила, что соответствующий показатель является нормой и перед плебисцитом в принципе — не изменился. Впрочем, по ее мнению, ситуация с распространением фейков в Карелии, по сравнению со многими другими субъектами РФ, гораздо более благополучна.
«Клюква» бывает разной
Эксперты также выделили наиболее распространенные виды «электоральной клюквы», среди которых особенно выделяются фейки о содержании поправок, которые выносятся на голосование. Предпринимаются попытки представить Россию недемократическим государством, при этом провокаторы предпочитают не касаться содержательной стороны поправок, апеллируя к эмоциям и вырывая информацию из контекста.
Например, намеренно создается тот или иной конфликт с членом избирательной комиссии о якобы совершенных нарушениях, после чего соответствующая видеозапись появляется в Сети. Параллельно необоснованными претензиями бомбардируются избиркомы, правоохранители и суды.
Провокаторы также манипулируют данными по экзит-полам, используют результаты ангажированных «социологических» исследований и опросов (к примеру, на каналах популярных мессенджеров), в то время как принимаемые поправки прошли все установленные законом процедуры.
Фейки усиливают искажение смыслов с помощью манипулятивных технологий. У многих на слуху скандал с продажей Конституции с якобы уже принятыми поправками в одном из книжных магазинов России. Юристы, к слову, уже давным-давно объяснили, что дата на обложке книги — это год выпуска конкретного экземпляра определенного тиража. В данном случае — тиража с поправками многолетней давности. Такой фейк легко проверить: нужно лишь сравнить текст книги официальных правовых порталов.
Отдельное место также занимают фейки о юридической силе принимаемых поправок, при этом забывается о том, что профильная рабочая группа по подготовке предложений рассмотрела более тысячи различных предложений, с широкой общественной дискуссией. Ставится под сомнение и эффективность общественного наблюдения, в то время как последние недели перед плебисцитом количество профильных заявок в общественные палаты субъектов выросло почти вдвое.
***
Сегодня очевидно: фейкам необходимо противостоять максимально быстрой, полной и правдивой информацией. Критика зачастую связана с незнанием, которое, к тому же, усиливается юридической спецификой. И время на дополнительные разъяснения есть: тем более что, по данным ВЦИОМ, в голосовании по поправкам в Конституцию РФ уже планируют участвовать более двух третей жителей страны.