С 15 июня ношение маски обязательно во всех закрытых помещениях на всей территории Карелии. Теперь их необходимо надевать при посещении магазинов, торговых центров, аптек, поликлиник, больниц и любых мест массового скопления людей. Но главное нововведение состоит в том, что масочный режим теперь действует во всех районах, без их разделения на «чистые» и «грязные».
Одновременно с ужесточением масочного режима в республике возобновляют работу все виды общественного транспорта. При этом за последние сутки в Карелии выявлено 38 новых случаев заражения. Динамика ежедневного прироста заболевших очень нестабильна и не позволяет пока говорить о спаде эпидемии. Не стоит забывать и о сохраняющейся угрозе второй волны распространения вируса. В том же Китае уже выявляются новые случаи заражения. В результате в одном и районов Пекина в выходные был введен режим военного времени.
«От новой мощной вспышки Россию может спасти массовая вакцинация», – говорит Александр Гинцбург, директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи.
13 июня радиостанция Коммерсант FM сообщила, что разработанная этим научным институтом вакцина выходит на этап клинических испытаний. Для этого уже отобрано 50 добровольцев, мужчин и женщин в возрасте от 25 до 50 лет. Все они прошли полное медицинское обследование и до начала испытаний добровольцы две недели проведут на карантине в Главном военном клиническом госпитале имени Н.Н. Бурденко, где их состояние будут ежедневно контролировать врачи. Сами испытания пройдут на базе 48-го ЦНИИ Минобороны России, где ранее было успешно проведено доклиническое исследование вакцины.
Клинические испытания на группе добровольцев должны завершиться к концу июля. Однако нужно иметь ввиду, что это важный, но далеко не последний шаг на пути от расшифровки генома вируса до начала массовой вакцинации. Даже по самым оптимистичным прогнозам она может стартовать не раньше октября. А, по мнению некоторых экспертов, возможно и позже.
Можно предположить, что первые ее [прим. редакции – вакцины] дозы будут готовы к концу года, считает профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи Анатолий Альтштейн: «Испытание, которое сейчас намечается, представляет собой первую клиническую фазу испытания вакцины. Значит, она проводится на ограниченном количестве людей, и самая главная задача — показать безопасность этой вакцины и посмотреть, есть ли антитела у привитых людей. После этого должна проводиться вторая и третья фаза. Возможно, они будут объединены, но это все равно занимает месяцы. Кроме того, чтобы вакцина оказала воздействие на эпидемию, ее нужно в достаточном количестве иметь. Поэтому я не думаю, что раньше конца этого года всерьез начнутся ее применение».
Поэтому одновременно с процессом разработки вакцины ученые и фармакологи считают целесообразным поиск возможных лекарств от коронавируса. В основном речь идет об исследовании потенциальной активности в отношении возбудителя уже существующих препаратов, которые используются в медицинской практике для лечения других вирусных заболеваний.
Например, на базе того же 48-го ЦНИИ Минобороны России, где будут испытывать вакцину, недавно провели лабораторные испытания противовирусного действия лекарственного препарата Кагоцел, в отношении нового пандемического штамма SARS-CoV-2.
Результаты экспериментов in vitro показали, что добавление действующего вещества исследуемого препарата к культуре клеток, инфицированных SARS-CoV-2, на 100 % отменяет поражающее действие вируса на клетку и где-то на 98 % подавляет его размножение.
В группе компаний «Ниармедик», которая является разработчиком и производителем этого препарата, считают полученные результаты очень обнадеживающим и заявляют о планах перейти к следующему этапу оценки активности препарата Кагоцел в отношении SARS-CoV-2 – клиническим исследованиям.
«В ближайшее время планируется начать клинические исследования, чтобы проверить эффективность нашего лекарства у реальных больных. Проводить плацебоконтролируемые исследования будут независимые компании по стандартам надлежащей клинической практики (GCP). Первые результаты появятся до конца этого года», – отмечает глава группы компаний «Ниармедик» Владимир Нестеренко.
К слову, Кагоцел относится к препаратам – индукторам интерферонов, которые включены в действующие Временные рекомендации Минздрава России по борьбе с COVID-19 в качестве средства профилактики и лечения легких форм заболевания.
«Такие препараты не направлены напрямую против конкретного инфекционного агента, а основаны на способности системы врожденного иммунитета противодействовать любым вирусам. Фактически это «вакцина» для выработки врожденного иммунитета, когда не знаешь заранее, с чем столкнешься, – объясняет Владимир Нестеренко. – Сегодня уже известно, что достаточно много людей переносит COVID-19 без клинических симптомов, а это значит, что врожденный иммунитет работает, и его активизация на ранней стадии болезни и для профилактики может сделать контакт с неизвестными вирусами менее опасным».
Таким образом, исследование индукторов интерферонов в отношении COVID-19 кажется вполне логичным решением. Но, конечно, для того чтобы полностью доказать их эффективность против новой коронавирусной инфекции, необходимо довести исследования до конца и проверить действие таких препаратов на реальных пациентах.