Posted 16 апреля 2020, 07:55
Published 16 апреля 2020, 07:55
Modified 30 октября 2022, 20:40
Updated 30 октября 2022, 20:40
Ранее Президент заявил о необходимости предоставить малому и среднему бизнесу и микропредприятиям, оказавшимся в сложной ситуации, отсрочку по кредитам на ближайшие шесть месяцев. Выясняем, какие еще меры поддержки предлагают предпринимателям в нашей стране и в республике.
Сейчас в помощи нуждаются многие индустрии: культура, бытовое обслуживание, бьюти-сфера, перевозки различными видами транспорта, туризм, общепит, гостиничное дело, спорт, организация событий, допобразование. Чтобы помочь бизнесу адаптироваться к работе в новых условиях, правительством был подготовлен комплекс мероприятий, который поддержали финансовые организации страны.
Горячая линия для бизнеса
Еще в марте в субъектах Российской Федерации заработали горячие линии, которые консультируют представителей малого и среднего бизнеса по вопросам работы в условиях угрозы распространения COVID-19. В Карелии колл-центр был открыт на базе Министерства экономического развития и промышленности Республики, его основная задача – информирование представителей бизнеса о мерах поддержки в период распространения коронавируса. Аналогичная информационная поддержка оказывается Корпорацией развития Республики Карелия. По отдельным вопросам (нарушение прав работников, оплата труда, выплата пособий и тому подобное) консультируют специалисты Трудовой инспекции и Управления труда и занятости Республики Карелия.
На фоне возросшего количества обращений предпринимателей выделенные линии запустили некоторые банки: специалисты финансовых организаций отвечают на вопросы юридических лиц, связанные с ведением бизнеса во время карантина.
«В это непростое время для нас крайне важно поддержать наших клиентов, помочь им адаптироваться к работе в новых условиях. Открытая нами горячая линия предназначена для консультаций наших корпоративных клиентов по всем вопросам обеспечения деятельности предприятия в текущих условиях, например, это помощь в организации работы сотрудников в удаленном режиме, консультации по оформлению больничных листов, осуществление любых банковских операций», - комментирует Анатолий Попов, заместитель Председателя Правления Сбербанка.
Что на деле
Правительство России уже предприняло и продолжает расширять перечень мер поддержки тех отраслей экономики, которые наиболее пострадали от коронавирусной инфекции. В частности, малому и среднему бизнесу предоставлена шестимесячная отсрочка по налогам (кроме НДС), действует отсрочка платежей при аренде государственного имущества, введён мораторий на начисление штрафов и процедуры банкротства. Кроме того, расширен доступ бизнеса к льготному кредитованию, предпринимателям начали предоставлять беспроцентные кредиты на выплату заработной платы сотрудникам.
С дополнительными мерами выступили банки. Так, в Сбербанке заработала программа поддержки заемщиков, которые относятся к наиболее пострадавшим от пандемии отраслям. Она касается всех сегментов: от крупнейших клиентов (для отдельных подотраслей) до клиентов малого бизнеса (для всех отраслей). Каждое обращение клиента за реструктуризацией кредита рассматривается банком индивидуально. Программа предусматривает перенос платежей как по основному долгу, так и по процентам по кредиту.
При этом для предпринимателей работает упрощенный механизм реструктуризации: предоставление отсрочки на срок до 6 месяцев по кредитам клиентов, пострадавшим от влияния коронавирусной инфекции, а также отсутствие санкций на срок до шести месяцев по отношению к клиентам малого и микробизнеса в случае неисполнения ими других обязательств по кредитным договорам (речь идет о страховании, регистрации обеспечения, поддержании оборотов по счетам, предоставлении документов, выполнении финансовых показателей и так далее).
«Мы полностью поддерживаем решение ЦБ в части послаблений для малых и средних предприятий. Особенно важным считаем изменение подходов ЦБ к оценке финансового положения и качества обслуживания долга таких клиентов. В качестве одного из первых шагов необходимо предоставить банкам возможность не ухудшать кредитную историю и качество обслуживания долга клиентам малого и среднего предпринимательства, которым банк изменил условия погашения или провел реструктуризацию», - отмечает Анатолий Попов.
Дополнительная поддержка
Вслед за банками готовность поддержать предпринимателей выразили IT-компании. К примеру, «Платформа ОФД» разработала сервис анализа продаж «Сравни себя с рынком», предназначенный для владельцев кафе, продуктовых магазинов, автосервисов, салонов красоты и других организаций сектора несетевой розницы и сферы услуг. Пользователи сервиса могут отслеживать ситуацию на рынке и в своей торговой точке, чтобы управлять продажами и покупательской активностью, оперативно корректируя цены и ассортимент. Одновременно предпринимателю доступны аналогичные среднерыночные показатели в интересующей торговой категории.
«Уже не первый год с запросом на подобный сервис к нам обращается малый и средний бизнес. В результате, мы разработали решение под нужды малой торговли и открыли его в личном кабинете клиента. В сегодняшних реалиях, мы даем клиентам бесплатный тестовый период пользования сервисом», — рассказывает Алексей Баров, генеральный директор IT-компании «Платформа ОФД».
Другая компания, «КОРУС Консалтинг СНГ», до 31 мая будет бесплатно предоставлять корпоративным клиентам Сбербанка сервис электронного документооборота и сдачи отчетности в государственные органы. Юридические лица смогут работать в сервисе как с формализованными документами, так и с документами в произвольной форме.
«В сегодняшних реалиях КОРУС обеспечивает клиентов незаменимым инструментом, позволяющим поддержать и даже ускорить текущие бизнес-процессы в части документооборота между юридическими лицами и организовать режим удаленной работы компании. Мы считаем, что ИТ-компании и технологии могут и, более того, в какой-то степени обязаны помогать бизнесу», - комментирует Сергей Машурин, руководитель «КОРУС Консалтинг СНГ».
Поддерживая эту идею, компания BI.ZONE открыла для всех юридических лиц свободный доступ к сервисам кибербезопасности до 31 июля 2020 года. Такое решение было принято на фоне скачка киберпреступности, случившегося в связи с обстановкой, возникшей на фоне распространения коронавирусной инфекции. Компании массово и зачастую в спешке переводили сотрудников на дистанционную работу, в результате уязвимость корпоративной сети к кибератакам возросла в разы. Облачные сервисы компании защитят электронную почту от фишинга и спама, найдут уязвимости в сети, отследят подключение сторонних сервисов.
Это лишь небольшая часть всех решений и программ поддержки юридических лиц, существующих на сегодняшний день. С каждым днем их число и число компаний, готовых прийти на помощь предпринимателям, растет. Эта позитивная тенденция позволяет надеяться на то, что малый бизнес в России будет жить.