Posted 15 апреля 2020, 15:50
Published 15 апреля 2020, 15:50
Modified 30 октября 2022, 20:40
Updated 30 октября 2022, 20:40
После долгих каникул карельские школьники так и не вернулись за парты (и есть подозрение, что в этом году уже не вернутся): для них началась дистанционная учеба. Глава Карелии Артур Парфенчиков объяснял необходимость введения временного новшества тем, что дети тоже уязвимы для новой инфекции и могут из класса принести ее не только крепким мамам-папам, но и ослабленным бабушкам-дедушкам.
Изначально предполагалось, что учиться вне школы дети будут всего неделю. И – на онлайн-платформах, с применением всех современных технологий. Потом неделя превратилась в три, а технологии уступили место новоизобретенным форматам обучения и «ноу-хау» местных педагогов.
Зависли в зависимости?
В России есть несколько онлайн-платформ для освоения школьной программы с бесплатным доступом к учебным материалам для школьников и родителей. Предполагалось, что они станут хорошим подспорьем для учащихся: можно не только осваивать теорию, но и выполнять практические задания.
Однако, как выяснилось, к массовой атаке пользователей эти ресурсы оказались не готовы. В группах классов разных школ в соцсетях родители еще в конце каникул жаловались: сайты зависают, зайти можно либо ранним утром, либо поздним вечером. Поэтому вопрос по поводу того, что же будет, когда учеба начнется, стал одним из самых часто задаваемых.
Не будем забывать о необходимости пройти регистрацию на нескольких порталах, бесконечное скачивание документов, фотографирование домашних работ – все это добавило и хлопот, и головной боли. Особенно тем, кто с техникой на «вы».
В отличие от родителей младших школьников, родители учащихся среднего и старшего звена нервничали гораздо больше. Ведь если второклашка не освоит правил написания разделительного мягкого знака сейчас, то он может сделать это во время повторения материала в следующем учебном году. Да и мама-папа все-таки могут прийти на помощь.
А если ученик восьмого класса не усвоит необходимого материала, скажем, по химии, это может самым пагубным образом сказаться на успеваемости в будущем. Валентность, вписанный угол окружности, обособленные приложения – все это держит в голове далеко не каждый родитель.
Поэтому многие учителя перешли на более привычный формат работы: задания по бумажным учебникам в электронном дневнике, в некоторых случаях – видеоуроки по темам, иногда – видеоконференции.
Однако и здесь не обошлось без сложностей. Современные платформы, предлагающие хорошие и удобные групповые форматы видеосвязи, требуют хорошей и современной компьютерной техники. Которая есть далеко не у всех.
Жалуются родители не только на то, что не могут воспользоваться онлайн-учебниками. Многим сложно разобраться с заданиями, чтобы объяснить их детям; кто-то продолжает работать в прежнем режиме, поэтому может выкроить время для занятий с младшими школьниками только поздно вечером.
Родителям старшеклассников не легче: они должны как минимум проконтролировать, не занимается ли чадо посторонними делами в интернете вместо того, чтобы осваивать программу. У кого-то не открываются ссылки на тесты и проверочные работы. Кто-то забыл отправить фотографию поделки и долго объяснялся с педагогом насчет пропуска учебного дня. Кто-то, напротив, подгонял чадо для того, чтобы сдать все, что можно, на неделю вперед, а потом терроризировал преподавателей: все уже сдано, но почему еще нет оценок?
«Гугл – лучший преподаватель»
В семьях, где больше одного школьника, возникла проблема с распределением времени: мамам и папам нужно определить, когда и кто смотрит видеоурок, а когда выполняет тесты в интернете или пишет сочинение. А ведь есть семьи, в которых кто-то из родителей и сам удаленно работает за компьютером весь день. Словом, родителям сложно – и в психологическом плане, и в организационном.
А детям? Мы пообщались с несколькими учениками петрозаводских школ.
«Мне не все понятно, мама так не объясняет, как наша учительница, - рассказала Света, ученица второго класса. – Она ругается, если я что-то не понимаю. Иногда я делаю уроки допоздна, а потом сразу ложусь спать. Особенно английский».
«У меня в следующем году экзамены, - поделился Сергей, ученик восьмого класса. - У нас всегда много задают, но сейчас задания нереально огромные. Учителя считают, что так мы сможем всю программу успеть. Хорошо, что я прилично умею «серфить» в сети, не проблема найти нужную информацию. Короче говоря, Гугл [поисковая веб-система. – Прим. ред.] – лучший преподаватель года. Хотя тут тоже свои тонкости. Ищешь объяснение по какому-то вопросу, а их несколько, да еще и противоречивые бывают».
«У меня мама и бабушка с педагогическим образованием, поэтому мне особо без разницы, в школу ходить или дома учиться, - объяснила Ольга, ученица шестого класса. - Но из-за зрения мне нельзя долго сидеть у компьютера, так что учеба идет дольше, чем обычно. Радует, что учителя с нами общаются, можно задать какой-то вопрос, они объясняют, рисуют схемы, дают образцы решений, фотографируют все это для нас. Еще радует то, что можно вставать попозже».
«Некоторым это пойдет на пользу»
Педагогам немногим проще. Им пришлось перестроиться на новую систему обучения за время каникул.
«У меня много времени ушло на то, чтобы понять, как организовать работу,- отметила Ольга, преподаватель одной из сегежских школ. - Все каникулы ушли на изучение новых для меня интернет-ресурсов, на выбор подходящего материала. Но надо – так надо. Трудно, пожалуй, дать обратную связь по сложным темам. Вопросы поступают круглосуточно».
Ольга признается, что глобальных сложностей для себя не видит. И старается идти родителям и ученикам навстречу:
«Программа должна быть освоена. Что-то придется повторить, дополнить в следующем году. Конечно, с гуманитарными науками попроще. С точными сложностей намного больше. Но, полагаю, кто учился до пандемии, тот и сейчас продолжит в том же темпе и с той же ответственностью».
Однако не у всех учителей все складывается таким же образом.
«Родители и дети не привыкли выполнять такой объем работы самостоятельно и ежедневно. Они не справляются. Если в обычном формате ребенок мог отмолчаться на уроке, дома как попало сделать домашнее задание или списать, то сейчас так не получается, - отмечает Анна, преподающая языки в одной из школ Петрозаводска. - И вчерашние расслабленные и не досмотренные родителями дети вдруг нырнули в пучину ежедневной подготовки ко всем предметам, да еще и без разжевывания материала учителем. Хочется верить, что многим детям даже на пользу будет немножко напрячься и самостоятельно до чего-то дойти. ФГОС именно это и подразумевает - что дети развивают навыки поиска информации и думают сами».
Камнем преткновения для многих учителей стали как раз домашние задания. Как правило, классы договариваются с учителями о сроках сдачи работ. Однако не все исправно отсылают фотографии упражнений и файлы с сочинениями в срок. Это буквально приковывает преподавателей к компьютерам на сутки, ведь оценки за выполненное задание должны быть поставлены в срок вовремя.
Напряжение и уважение?
На новый уровень выходят конфронтации между педагогами и учениками с родителями. Первым кажется, что материал прост, можно обойтись без дополнительных пояснений, а для того, чтобы не догонять позже, нужно сейчас дать побольше заданий и тем для самостоятельного изучения. Вторые считают, что учителя могли бы чаще выходить в онлайн, давать более развернутые пояснения и задавать поменьше, с учетом того, что роль педагогов из-за коронавируса часто исполняют мамы и папы.
Более-менее самостоятельные подростки же, более-менее самостоятельные, встречаются с большим соблазном имитировать бурную учебную деятельность, отложив уроки на потом. А те, кому и прежде нужны были максимально подробные объяснения преподавателей, и вовсе рискуют отстать так, что и за лето не нагонят.
Тяжелее всех, пожалуй, выпускникам, которых ждут экзамены. Хоть испытания и сместили по времени, но не отменили. А готовиться к ОГЭ и ЕГЭ, не имея возможности обсудить каждый вопрос с преподавателем очно, сложно.
Вести все уроки онлайн учителя не имеют права. На страже СанПиНы, которые диктуют правила: не больше одного урока в день для малышни, не больше двух – для учеников средней школы, максимум три – для старшеклассников.
О том, что напряжение нарастает, свидетельствует и тот факт, что Минобразования РК официально призвало школы не перегружать детей, поскольку большие объемы работы сказываются не лучшим образом на психологическом климате в семьях.
«Организовать было сложно»
На плечи школьного руководства легла непростая задача: организовать обучение для подопечных и научить педагогов работать в новых условиях.
«Организовать все было сложно, - отметила директор финно-угорской школы Наталья Баркалова. - После того, как первая неделя обучения закончилась, стали видны просчеты в подготовке. Мы постоянно анализируем ситуацию и тоже учимся. Педагогам сейчас трудно, им нужна психологическая поддержка, и я каждый день пишу им с утра письмо с добрыми словами и рекомендациями. «Дистант» показал, что нужно изменить. Например, мы уже знаем, что в следующем году нам нужно поменять компьютеры».
Финно-угорская школа раздала учителям и некоторым ученикам ноутбуки. Двадцать семь штук – тем, у кого нет свободного компьютера или же техника «не тянет». Однако это – одна из сильнейших и престижных школ карельской столицы.
Далеко не везде учителя получили деньги на оплату интернета и сотовой связи, и не во всех учебных заведениях учителя готовы записывать видеообъяснения для своих учеников.
***
Психологи и опытные педагоги говорят: не стоит думать, что «дистант» – отличная возможность успеть пройти всю учебную программу за неделю, показать небывалые результаты или открыть в себе талант Песталоцци. Новый формат – вынужденный, и неуютно в нем, пожалуй, оказалось всем участникам учебного процесса. Остается признать и поверить в то, что это нормально, и неспешно решать задачки, помня о главном пандемическом постулате: мы все в одной лодке.