Posted 1 марта 2020, 09:45
Published 1 марта 2020, 09:45
Modified 30 октября 2022, 20:14
Updated 30 октября 2022, 20:14
Рынок коммунальных услуг не ограничивается информацией, которую можно почерпнуть из квитанций за ЖКУ. Множество процессов спрятано от глаз тех, кто оплачивает свет, воду, тепло, газ. Для жителей республики интерес в данном случае не праздный– в Карелии проблем с благами цивилизации более чем достаточно: отключение света, замерзающие зимой дома, вода странного цвета, текущая из кранов. Чтобы зря не ругать абстрактных «коммунальщиков», попробуем разобраться, что прячется между строк платежек.
Начнем, пожалуй, с того, что актуально именно сейчас – с отопления. Уходящая зима была теплой, и проблемы несколько истерлись из памяти населения, и ушли из основной новостной повестки.
Тепло
В столице Карелии теплом занимается «РКС-Тепловые сети Петрозаводск», в чьем ведении 18 котельных в городе и 277 километров теплосетей. Наши местные тепловики входят в РКС – группу компаний, являющуюся крупнейшим в России оператором водоснабжения и водоотведения. Один из учредителей – РАО ЕЭС России.
Это местный «Водоканал» (куда петрозаводчане звонят ругаться в случае отсутствия воды в квартире) и «Теплосети». Водоканал арендует более 436 километров сетей, отвечает за работу комплекса водопроводных очистных сооружений, насосных станций, за канализацию.
Еще одна компания, от действий которой зависит, будет ли тепло в домах петрозаводчан (а также – жителей Прионежья и Пряжинского района) – ТГК-1. В начале этого отопительного сезона были заключены концессионные соглашения с ТГК-1 насчет объектов в муниципалитетах. ТКГ-1 отвечает за генерацию энергии, принадлежит «Газпрому». Собираемость платежей – 96-97 процентов.
С отоплением в районах ситуация не такая простая. Сейчас за тепло отвечает ГУП «Карелкоммунэнерго». Минстрой РК учредил предприятие на замену «Карелэнергоресурса» (учрежденного Корпорацией развития Карелии), с треском провалившего свою работу. Долги перед поставщиками топлива, неоднократные срывы отопительных сезонов, замороженные поселки – тому подтверждение. Стоит отметить, что в «Карелэнергоресурсе» тоже имели, что предъявить региону: долги объясняли низкой платежной дисциплиной населения. Так или иначе, осенью прошлого года все котельные, которыми занимался «Карелэнергоресурс», перешли в ведение вновь созданного ГУПа.
В истории детища Корпорации развития было много всего: и представления прокуратуры, и многочисленные попытки банкротства со стороны кредиторов, и арест имущества.
Отметим, что и «Карелкоммунэнерго», скромно вынырнувший из небытия ГУП (созданный еще в 2015 году при Александре Худилайнене), тоже с трудом соблюдает равновесие несмотря на субсидии. Например, в Суорявском районе уже накоплено 30 миллионов рублей долгов перед ООО «Экотоп» за поставленное топливо, жители не получают квитанций в срок.
Есть и еще одна компания, отвечающая за тепло в районах – «Петербургтеплоэнего», которая занимается верхним Приладожьем (Олонецкий, Лахденпохский, Сортавальский и Питкярантский районы) с 2011 года. Это дочернее предприятие Газпрома. Оно обязалось привести в порядок вверенные котельные. К 2017 году было приведено в порядок и выстроено 63 котельных, переложено больше 220 километров сетей.
Не зря глава Карелии в сентябре прошлого года достаточно жестко высказывался о неэффективности теплоснабжения в республике: запутанность схем коммуникаций, отсутствие сведений о числе живущих в том или ином населенном пункте (нередко местные власти не в курсе того, что целая котельная, потребляющая огромное количество дорогого топлива, работает ради одного дома), долги, копившиеся продолжительное время. Все это действительно не улучшает ситуацию – вся система теплоснабжения и правда нуждается в серьезной модернизации.
Вода
С водой – горячей и холодной, в Карелии тоже не все просто. В Петрозаводске, как мы уже упоминали, кранами занимается «РКС-Водоканал Петрозаводск». Собираемость платежей – около 98 процентов. 2020 год- это год, входящий в долгосрочное тарифное регулирование (2020-25). Инвестпрограмма учтена в данном тарифе, базовый уровень заложен в 2019 году и подлежит корректировке только на уровень индекса потребительских цен установленный Минэкономразвития РФ.
Так или иначе, в Петрозаводске сети модернизируются. В районах все гораздо хуже. Местами сети были проложены еще в 20-е годы прошлого века, как, например, в Сортавала, износ составляет более 51 процента.
Отметим, что в каждом районе – своя аналогия Водоканала. Где – то в форме частного ООО, где-то в форме ГУПа или МП. В прошлом году в республике была принята программа Чистая вода, рассчитанная на пять лет. Больше миллиарда рублей должно быть привлечено на то, чтобы качество питьевой воды в регионе повысилось. Новая водопроводная очистная станция в Сортавала, очистные в Пудоже, Сегеже, Кеми, новый водопровод для Суоярви, реконструкция уже имеющихся, но сильно устаревших сооружений в Беломорске – все это было запланировано еще в прошлом году.
Буквально несколько дней назад стало известно о том, что получит около 30 миллионов на воду и Олонец – на водопровод и канализацию. Правда, раньше следующего года на начало изменений и рассчитывать не стоит – к этому времени только-только будет готова проектно-сметная документация.
Проблем с водопроводом в Карелии много – сети, выстроенные еще в начале-середине прошлого века, износились так, что аварии стали почти плановыми.
При этом тарифы растут регулярно. Так, тарифы на водоснабжение с января этого года составляют у РКС Водоканал Петрозаводск составляют 45,08 рубля для населения.
А жалобы на качество того, что течет из-под крана, никуда не деваются.
Электричество
Одна из самых сложных схем связана с электроэнергией. Еще пять лет назад государство пришло к выводу, что схемы, которыми оперируют энергетические компании, непрозрачны: куда уходят деньги, как распределяется прибыль? Было принято решение о разделении видов деятельности, связанных с электроэнергией, на выработку, передачу и сбыт. В тот же момент был создан оптовый рынок, введено понятие гарантирующего поставщика.
Оптовый рынок должен был гарантировать примерно равные тарифы для населения разных субъектов РФ. Гарантирующие поставщики должны закупать электроэнергию всех видов – и гидро- и ветро- и прочую. От профессионализма сбытовиков зависит многое – сумеют верно составить прогнозы электропотребления и вовремя закупить энергию, закупят ресурс выгодно. Себе за это возьмут 0,1 копейки. Ранее все, что было связано с электричеством, находилось в ведении РАО ЕЭС России. Когда оно прекратило существование, государство оставило себе лишь сети, все остальное было отдано частникам.
Так в Карелии появились «сетевики» «Карелэнерго» и «сбытовики» КЭСК. Позже КЭСК стал филиалом «ТНС Энерго». Тогда сбыт энергии был выгодным.
Однако вскоре ситуация в корне изменилась – крупные потребители сами вышли на оптовый рынок, мелкие потребители вообще уходили, платежная система среди физлиц серьезно снизилась. Во многом, полагают эксперты, этому способствовало появление графы ОДН в платежках.
Еще позже в Карелии начала действовать Прионежская сетевая компания – со сравнительно небольшой протяженностью сетей.
Что мы имеем сейчас: генерирующую электроэнергию, отвечающую за ГЭС компанию ТГК-1, основным акционером которой является «Газпром энергохолдинг»; акционерное общество «ТНС энерго Карелия», которое отвечает непосредственно за поставки; и «Карелэнерго», отвечающее за ЛЭП. Это – то, что оставило себе государство.
В энергетическом секторе проблем не меньше, чем в прочих. Во многом они связаны как раз с состоянием инфраструктуры. В малонаселенной, но протяженной республике очень много линий электропередач, принадлежащих в прямом смысле слова неизвестно кому. Даже в Петрозаводске немало ЛЭП, «владельцев» которых не найти. К примеру, при возведении новых районов нередко застройщик с себя ответственность за свет снимает, как только кварталы сданы в эксплуатацию, а городские власти брать на баланс их не желают. В районах ситуация и вовсе напоминает клубок запутанных проводов.
Однако винить во всем исключительно коммунальщиков не стоит. К началу этого отопительного сезона долги жителей региона по платежам за ЖКУ составляли более 1,7 миллиарда рублей. И если собираемость платежей в Петрозаводске – выше 90 процентов, то, к примеру, в Летнереченском (Беломорский район) по некоторым статьям – около 30 процентов.