Людей волнует не только положение дел в совхозе. Но обо всем по порядку…
От гордости республики до банкротства
Еще в 2013-м году тогдашний министр сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Карелии Григорий Мануйлов с гордостью отчитывался: «В следующем году запланировано введение в эксплуатацию животноводческого комплекса ООО «Маяк» в Ладве – пока на 400 голов, затем будет решаться вопрос по строительству второй очереди».
И ведь правду говорил чиновник! Чуть-чуть ошибся, если только, на год. В 2015-м году комплекс на 400 голов был введен в эксплуатацию. А всего в «Маяке» на тот момент «проживало» более тысячи буренушек и шестьсот из них – дойных - элитной айрширской породы. Более того, в 2017-м году предприятие получило статус племенного репродуктора «айрширок». Все это стало возможным благодаря кредиту «Россельхозбанка» и государственной поддержке.
Кстати, о государственной поддержке. Если кто-то считает, что это некая «отрыжка» советского прошлого в России, то нет. В Европейском Союзе существует общая агрополитика, которая предусматривает с 2013-го и до 2020-го года прямые дотации фермерам более чем 312 миллиардов евро и 95 с половиной миллиардов – на развитие отрасли сельского хозяйства. И это, на минуточку, сорок процентов от всех общих расходов ЕС. У нас тоже существуют подобные программы. Но – вот парадокс! – еще недавно в Карелии было 50 сельхозпредприятий, а сейчас осталось всего 14.
А что с «Маяком»? Успешное предприятие вдруг рискует стать банкротом. 31 января налоговая служба подала иск в Арбитражный суд Карелии с требованием признать ООО «Маяк» банкротом, за долги по уплате налогов, которые составляют, в общей сложности, 16 миллионов рублей.
Чуть раньше, 22 января, министр сельского и рыбного хозяйства республики Владимир Лабинов и министр имущественных и земельных отношений РК Сергей Щебекин собрали журналистов, чтобы рассказать им о том, как все плохо в совхозе. И обвинили в сложившейся ситуации собственников «Маяка», мол они неэффективны и вообще сами ведут предприятие к преднамеренному банкротству.
В чём же дело?
Работники «Маяка» и жители Ладвы считают, что дело тут не в собственниках, а в странной политике минсельхоза Карелии, который вдруг изменил порядок предоставления субсидий производителям молока в республике.
Галина Вольячная – главный бухгалтер «Маяка» - приводит совсем неутешительные цифры: «Нас всех очень волнует ситуация, которая сложилась с выплатой субсидий сельхозтоваропроизводителям в Республике Карелия. Государство с каждым годом увеличивает инвестиции в поддержку развития сельского хозяйства в Российской Федерации, но у нас в Карелии субсидии становятся недоступными для производителей сельскохозяйственной продукции!
Если в 2017-м году мы получили господдержки 39,5 миллиона рублей, в 2018 году - 34,5 миллиона, то в 2019 году всего лишь 6,9. Такие жесткие условия ставятся нашим министерством, что получить субсидии стало невозможным. Чтобы получить субсидию на молоко нужно заниматься мелиорацией земель. Мелиорация земель - это очень энергоемкий и трудоемкий процесс, для нас предприятий малого предпринимательства это неподъемно, мелиорацией всегда занималось государство.
В 2019 году нас еще лишили субсидии на доходность, потому что мы не смогли в плановых показателях поставить увеличение производства. Да, мы не поставили увеличение. Но только потому, что с 2017-го года начали платить тело кредита «Россельхозбанку» по реализуемому инвестиционному проекту, по 2,5 миллиона ежемесячно. Для нас это было очень непросто, но мы платили на протяжении двух лет. Нам самое главное было удержаться на достигнутых показателях, а они были высокие: 20 литров в день на одну фуражную корову «Высшего» сорта и сорта «Элита». Сейчас у нас удой упал до 3-х литров на одну фуражную корову, естественно упала и выручка. И начались все наши беды».
Причем государственные совхозы в Карелии деньги получают такие в поддержку, каких в «Маяке» и не видели. И на это обратило внимание Управление УФАС по Карелии: «…Такой порядок выделения (предоставления) субсидий направлен не на стимулирование молочного производства, животноводства, а, напротив, может оказать негативное влияние на деятельность негосударственных предприятий, привести к их постепенному банкротству; привести к негативным последствиям для всей отрасли, устранению ряда хозяйствующих субъектов с соответствующего товарного рынка; снижению интереса потенциальных инвесторов к приобретению сельхозпредприятий».
Еще скажу вот что. Проект по строительству молочной фермы в «Маяке» на федеральном уровне официально был признан проектом в области импортозамещения. Официально, подчеркиваю! Подобных проектов в Карелии больше нет.
Более того, совхоз является для Ладвы, без сомнения, градообразующим предприятием. И людей пугает то развитие событий, которые вокруг него разворачиваются. И они готовы идти до конца, чтобы отстоять «Маяк», а значит и свою работу, свои заработки. И коровушек им жалко, ведь приходится сокращать поголовье, что увеличивает уже существующие проблемы.
Директор ООО «Маяк» Игорь Клопот горько резюмирует: «Под угрозой племенное стадо с хорошим потенциалом… В конце концов ООО «Маяк» был ярким примером государственно-частного партнерства. Почти годичная переписка с Минсельхозом, решение УФАС о незаконности действий Министерства по распределению субсидий, мнения «аксакалов» отрасли не возымели какого-либо действия. Ответ примерно был всегда один – развивайся или умри. Любые обращения как со стороны как хозяйства, так и Россельхозбанка на предмет выделения экстренной поддержки, возврат к окупаемой инвестиционной модели оставались без ответа. Более того своими заявлениями министр фактически «выдавил» одного из собственников хозяйства, который ранее инвестировал в предприятие. Итог «благих» намерений минсельхоза Карелии был предсказуем – проект стал не окупаем».
Жителям Ладвы очень хочется сохранить «Маяк», чтобы и далее производить молоко «Высшего» сорта и сорта «Элита», натуральный продукт. Для некоторых из них это даже важнее, чем зарплата. Повторюсь, они готовы идти до конца.
Медицинское горе
В Ладве в 2019-м году закрыли больницу. «Она старая и неэффективная», - объяснила республиканская власть людям. – «Мы вам тут построим новый современный ФАП и будет вам счастье». ФАП обещали построить в 2021 году. То есть сейчас пока в поселке ни больницы, ни ФАПа.
Как утверждают жители Ладвы, положение с медицинским обслуживанием сейчас тревожное. Нет полноценной, «да что там полноценной, никакой помощи, если что случится…», - так говорят люди. – «В результате под сокращение попало 26 человек младшего и среднего медицинского персонала. Другой работы им предложено не было. Уволились хирург, врач-терапевт и старшая медсестра. Разве нельзя было сначала построить ФАП и только потом перевести туда медицинское обслуживание закрыв больницу?»
Жителей Ладвы беспокоит: нет никаких гарантий, что обещанный ФАП появится в заявленные сроки. Сейчас на дворе 2020-й, а место для строительства нового медучреждения еще даже не подобрано. А учитывая с какой скоростью у нас строят… Их опасения не беспочвенные.
В Ладве наступили проблемы с перебоем лекарств. Как утверждает народ, «один единственный аптечный пункт ГУП «Карелфарм» не может привлечь специалистов в поселок для организации нормальной работы. Ну а частники в рамках свободного рынка туда не идут – нет спроса и нет специалистов».
У жителей поселка вопрос: «В прессе часто пишут, что карельское правительство выделит субсидии на полеты самолетов из Петрозаводска. Конечно, это важный проект для республики. Но почему бы тому же «Карелфарму» или какой-то частной аптечной сети по конкурсу не выделить субсидии на содержание аптечного пункта в Ладве?»
Печальный эпилог
Близится 100-летие Республики Карелия. В преддверии этого грандиозного события жители поселка предлагают назвать Ладву «лАДвой». И как их переубедить? Какие аргументы подобрать?