Следком республики отказался возбуждать уголовное дело по иску о клевете, который подал на депутата Олонца Нину Щербакову глава администрации Олонецкого района Сергей Прокопьев. Об этом нам сообщила юрист Елена Пальцева, участвующая в процессе.
Решение правоохранителей было озвучено на последнем заседании суда в конце января: по результатам внутренней проверки Следком не нашел в действиях чиновника состава преступления. В том числе, потому что не знал об обращении депутата-ответчика в СМИ.
«При решении вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 306 УК РФ в отношении Прокопьева установлено, что он заблуждался в том, что именно Щербакова обратилась с заявлением в СМИ, в связи с чем в возбуждении уголовного дела в отношении Прокопьева надлежит отказать за отсутствием в его деянии состава преступления», — говорится в заключении Следкома.
Прокопьева могут наказать за «дисцплинарный проступок», т. е. за нарушение правил Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих. По мнению следователей, ссылающихся на документ, служащий обязан соблюдать нормы служебной, профессиональной этики <…> соблюдать корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами».
Вместе с тем, орган предварительного сведения пришел к выводу, что на комиссии Совета депутатов Олонца 24 октября 2019 года глава администрации «действительно произнес» фразы: «Социальные паразиты», «Четыре человека расстрелять, остальные успокоятся». При этом, в качестве доказательства приводятся показания почти десятка свидетелей, а также протоколы осмотра аудиозаписи и видеозаписи заседания.
Напомним, в конце октября на заседании Совета обсуждались две темы — создание ТОС (территориальных общественных самоуправлений) и состояние дренажных сетей в поселении. Как позднее в суде поясняли некоторые свидетели, при обсуждении Прокопьев произнес упомянутые фразы, после чего отдельные депутаты обратились в СМИ.
Уже в конце января текущего года предварительное следствие критически отнеслось к показаниям отдельных свидетелей, поскольку они «дали выгодные, не соответствующие действительности показания». Впрочем, следователи не усмотрели клеветы и в действиях депутатов, поскольку «переданная ими информация не содержала заведомо ложных сведений».
Дальнейшая судьба иска о клевете зависит от решения суда: 19 февраля пройдет третье по счету заседание, куда должен явиться сам Прокопьев, который, по словам наблюдателей, суд не посещает.
«Опрошены десять свидетелей, все жители Олонца, и, в принципе, все, кроме председателя Совета, подтвердили, что слова в той или иной интерпретации были произнесены, — говорит Елена Пальцева. — На мой взгляд, сегодня однозначно установлено, что фраза „социальные паразиты“ произносилась после обсуждения вопросов, связанных с ТОС. Что касается „расстрела“, то речь, на мой взгляд, шла о безынициативности людей, которые сливают в реку канализационные отходы, то есть, мнение было обезличенным, безадресным и условным».
На сегодняшний день суд выслушал все стороны, которые привели свои доказательства. Будет ли сторона обжаловать постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, пока не известно.