Posted 9 января 2020, 17:03

Published 9 января 2020, 17:03

Modified 30 октября 2022, 19:54

Updated 30 октября 2022, 19:54

Петрозаводский психиатр прокомментировал самоубийства сотрудников МВД Карелии

9 января 2020, 17:03
Психиатр Виктор Лебедев из Петрозаводска рассказал, почему представители мужественной профессии могут быть особенно подвержены расстройствам, которые способствуют печальному исходу.

Меньше чем за месяц в Карелии зафиксированы два случая суицида среди работников силовых структур: замначальника ОМВД по Кемскому району и водителя дежурной части ОМВД по Сегежскому району.

По мнению врача, правоохранители часто встречаются с высоким риском эмоционального выгорания из-за психоэмоциональной нагрузки на службе. Жуткие преступления, жесткая система внутри ведомства, депрессивные расстройства и личностные проблемы — всё это дополняет друг друга и складывается в невеселую «картину».

Среди предпосылок к самоубийству Виктор Лебедев выделяет два момента. Первый — это традиционная мужская культура, которая не одобряет, когда «сильный пол» проявляет эмоции, жалуется и высказывается о проблемах. Как итог — переживания накапливаются, но не получают выхода.

«Если говорить о специфике суицидов, то мужчины, как правило, совершают меньше попыток, чем женщины, но с большей летальностью. Они выбирают более „надежные“ и брутальные способы. Это нужно всегда учитывать», — отмечает психиатр.

Вторая особенность — это сама структура ведомства, где присутствует жесткая иерархия и иногда невозможность выйти из неудовлетворительных рабочих отношений. А их полное прекращение порой несет для самого сотрудника профессиональные риски — потерю работы и статуса. Поэтому вместо лишения всего этого человек может выбрать дискомфортные условия труда. Но из-за перечисленных особенностей он не обращается к психологу или психотерапевту. Да и времени-то зачастую нет.

«Это стыдно и неприемлемо в их микросоциуме. Их способами психотерапии являются, по большому счету, алкоголь и „мужские“ развлечения типа охоты и разговоров с „мужиками“. Но они не справляются, а люди не обращаются за помощью, что может приводить к таким вещам», — уверен Виктор Лебедев.

Неизвестно, были ли психические расстройства на момент самоубийства у погибших мужчин из Сегежского и Кемского районов. Но когда речь идет о суициде, психиатры, как правило, подразумевают, что в ситуации присутствовало какое-то изменение психического состояния: депрессия или острое нарушение на фоне конфликта. Случается, что человек начинает службу абсолютно здоровым, а заболевание появляется уже во время работы.

Однако не стоит преждевременно утверждать, что все самоубийства среди правоохранителей происходят из-за службы — за её пределами в жизни может происходить что-то сложное. Но человек не знал, как решить проблему другим способом.

«Не будем греха таить, проблема злоупотребления алкоголем в силовых структурах во многом связана с психологическими проблемами в том числе, потому что люди не умеют по-другому разгружаться и переключаться из рабочего состояния без алкоголя. У нас поле непаханое этой работы, которую нужно проводить», уверен Лебедев.

Психиатр поясняет, что в самих силовых структурах очень остро стоит вопрос грамотной психологической помощи и выявления недугов у работников:

«Очень многие медкомиссии часто носят неглубокий характер. Сотрудники проходят психологическое тестирование, но, если не первый год работают, то приблизительно понимают, что нужно отвечать в этих тестах. То что у нас два суицида за месяц — это на фоне России какая-то общая тенденция, их действительно достаточно много внутри системы МВД».

В качестве выхода Виктор Лебедев видит организацию качественной профессиональной поддержки для работников силовых структур. Однако такая поддержка должна быть направлена именно на благополучие людей, а не на выяснение и донесение информации о них руководству:

«Если в США есть целые институты, которые занимаются наблюдением за психическим здоровьем военнослужащих и ветеранов, то в России этого нет. Мы в Великую Отечественную войну вступали без военных психиатров. И сейчас у нас люди служивые не охвачены психиатрической помощью, хотя подвержены большому прессингу».

Напомним, что 8 января был обнаружен труп водителя дежурной части ОМВД по Сегежском району Карелии 1976 года рождения. Тело было найдено в квартире погибшего. Предположительной причиной смерти стало самоубийство с использованием оружия. 18 декабря с жизнью простился 34-летний замначальника ОМВД России по Кемскому району. Перед самоубийством мужчина пел песни под гитару и вел прямую трансляцию в социальной сети. Его труп был обнаружен в собственной бане.

Подпишитесь