Череда противоречий: почему петрозаводчане против строительства новой дороги

16 ноября 2019, 15:13
В одном из микрорайонов Петрозаводска планируют построить дорогу, для чего потребуется вырубка участка леса. Горожане боятся, что «под прицел» попадет и недавно благоустроенная парковая зона. Власти уже не первый раз пытаются лишить город этих участков — всегда новый повод и новые публичные слушания...

Речь идет о строительстве четырехполосной магистрали от улицы Попова до улицы Университетской в районе Древлянки. Петрозаводчане дважды высказались против возведения дороги на данном участке, побоявшись за судьбу благоустроенных территорий. Однако, кажется, слушать их никто не хочет...

Отметим, что скандал касательно близлежащих участков на Древлянке-9 уже начинался, когда в том районе планировали строить коррекционную школу-интернат. Тогда местные жители выступили категорически против любого строительства, побоявшись за судьбу недавно благоустроенного парка и «Тропы Ивана Царевича», а также вырубки деревьев. Проект по благоустройству данных территорий победил в программе поддержки местных инициатив в марте 2018 года, в финансировании принимали участие и сами жители Древлянки. Также «Лягушку» и «Тропу» планировали благоустроить в рамках «Комфортной городской среды» до 2022 года. Позже в мэрии заявили, что скандальные участки не тронут, однако горожане с трудом поверили мэрии, так как выяснилось назначение той земли - «под деловую застройку». Позже место строительства интерната перенесли и тема касательно Древлянки была закрыта. Однако сейчас разразился новый скандал и завершится ли он также благополучно, станет известно позже.

Мнение горожан никого не волнует?

Изначально информация о планах продления улицы Попова появилась в мае прошлого года, в связи с чем городские активисты обратились в мэрию и попросили создать рабочую группу по проектированию дороги, а в группу включить жителей прилегающих домов. В администрации петрозаводчанам ответили, что пока вопрос о создании рабочей группы не актуален, так как определить сроки строительства дороги невозможно. При этом уже через несколько дней после такого ответа был объявлен конкурс на разработку проектной документации по объекту. Как рассказали нашему изданию участники инициативной группы, жителей в известность об этом никто не поставил.

Позже на сайте мэрии сообщалось о проведении публичных слушаний по данному вопросу. При этом, как рассказали горожане-активисты, в нарушение положения о проведении публичных слушаний никакая информация о них не была размещена в местах проживания жителей, которых затрагивает планируемое строительство. В итоге первое обсуждение состоялось 16 сентября текущего года, где большинство горожан выступили против строительства магистрали: 51 человек проголосовал «против», и только 11 - «за», воздержался один петрозаводчанин.

После этого вопрос не закрыли и 25 сентября администрация назначила новые публичные слушания, на которые был вынесен тот же отвергнутый проект. Ни одно из предложений жителей Петрозаводска учтено не было. При этом 26 сентября, уже после назначения новых слушаний, подавшим замечания к проекту активистам сообщили, что проект направлен подрядчику на доработку с учётом их замечаний и предложений. Также в мэрии рассказали, что сроки новых слушаний будут определены после предоставления подрядчиком доработанного проекта. Однако дата уже была назначена день назад.

«Специалисты администрации не только не привлекают петрозаводчан к обсуждению городских проблем и игнорируют замечания к проектам, но и нивелируют решения, принятые на публичных слушаниях, если их не устраивает полученный результат», - считает инициативная группа петрозаводчан.

Очередные слушания

Вторые слушания состоялись 29 октября и на них пришло намного больше народу, чем на первое — около 200 человек. При этом, как сообщили пришедшие, многие их знакомые не знали о слушаниях и поэтому не смогли их посетить, однако они также высказывались против проекта. По словам одной из жительниц Петрозаводска Ирины Ёшиной, присутствовавшей на слушаниях, обсуждение вопроса проходило бурно, многие горожане были недовольны планами строительства магистрали.

Представители городской администрации во время слушаний объяснили свою позицию тем, что в 2008 году был согласован генплан Петрозаводска, в котором была та самая магистраль. По словам петрозаводчанки Ирины Ёшиной, в ходе слушаний жители города задавали вопросы о судьбе велодорожки, парковой зоны и о том, как они смогут выезжать на автодорогу с их территории. Также горожане спрашивали, почему решено построить именно четырехполосную дорогу и чем обоснована такая необходимость. Однако ответов со стороны представителей мэрии так и не последовало.

В итоге большинство горожан инициативу поддерживать не захотело: на публичных слушаниях 107 человек проголосовали против строительства дороги, а 89 поддержали проект.

Голосовали «за», а объяснить причину не могли

Как рассказала посетившая слушания горожанка, на обсуждениях также присутствовало немало сотрудников торгово-развлекательного центра «Лотос Plaza». Судя по доносившимся комментариям присутствовавших, работникам ТРК сказали, как нужно проголосовать.

«Не знаю, за какие дары взрослые люди молчаливо поддержали строительство 500 м асфальта за миллионы. Что самое любопытное, в числе голосовавших насчитали более 20 юрлиц и более 20 людей, которые доверили проголосовать за себя», - рассказала Ирина Ёшина.

В самом ТРК «Лотос Plaza» давать комментарий по этому поводу отказались.

«Присутствовали жители микрорайона Древлянка», - сообщили в отделе маркетинга и рекламы.

Как добавила петрозаводчанка Ирина Ёшина, в итоге голосов «за» было достаточно много, однако практически никто из поддержавших строительство людей не смог пояснить свою позицию.

Благоустроенные зоны не тронут?

Как сообщили в пресс-службе администрации Петрозаводска, в настоящее время подрядная организация «готовит проект по строительству дороги от улицы Попова до Университетской». Пока проектно-сметная документация окончательно не утверждена, в ближайшее время проектировщики должны выйти на стадию госэкспертизы.

«Пока только делается проект, он был заказан еще в 2018 году. Продления данной дороги есть в генеральном плане Петрозаводска, то есть это не «придумка» сегодняшнего дня. Это давно необходимая вещь для разгрузки в том числе Сыктывкарской улицы и Лососинского шоссе», - прокомментировали в пресс-службе мэрии карельской столицы.

В администрации также добавили, что благоустроенные зоны, парк «Лягушка» и «Тропу Ивана Царевича» строительство магистрали не затронет. Как рассказали в мэрии, сейчас там есть небольшая тропка, однако деревья вырубать все равно придется. При этом более точно рассказать в администрации пока ничего не могут, ссылаясь на «неготовность проекта».

Между тем на сайте администрации размещен проект строительства данной дороги. Согласно опубликованным данным, длина магистрали, если быть точным, составит 488,4 м, а ширина проезжей части — 21 м, ширина пешеходной части тротуара — 3 м. Данная территория расположена в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, а также в природно-рекреационной зоне. Согласно схеме, на дороге разместятся три регулируемых пешеходных перехода.

Два миллиона на проект

Проект по строительству районной магистрали от улицы Попова до Университетской был запланирован еще в прошлом году. Аукцион на выполнение работ по разработке проектной документации по возведению дороги был проведен в сентябре 2018 года. Как сообщается на портале госзакупок, заказчиком выступила администрация карельской столицы. Начальная максимальная цена контракта тогда составила 2,5 млн рублей. Источник финансирования — бюджет Петрозаводска. В аукционе принимали участие две компании — ООО «Альянс-групп», предложивший выполнить работы за 2 млн рублей, и ООО «Комплекс Карелия», собиравшийся разработать проект за 1,9 млн рублей. Победителем стала первая организация, контракт с ней заключили в октябре 2018 года.

Как поясняется в документации к аукциону, основанием для его проведения стал генеральный план Петрозаводска, утвержденный в 2008 году. Цель строительства магистрали — развитие улично-дорожной сети. Уточняется, что само строительство дороги будет финансироваться из средств бюджета Российской Федерации. Также в документах поясняется, что предельная стоимость строительства объекта не должна превышать 112 млн 757 тысяч рублей.

Согласно техническому заданию, работы по разработке проектно-сметной документации выполняются в двух этапах. В рамках первого подрядчик должен был провести инженерные изыскания, а в ходе второго уже разработать проект планировки и межевания территории, проектную документацию, получить необходимые согласования и положительное заключение госэкспертизы. По документации, все работы по разработке проекта подрядчик должен был завершить до 1 июля 2019 года.

Некомпетентность или искажение информации?

Активисты, выступившие против строительства магистрали, общались не только с сотрудниками мэрии, но и со специалистами ООО «Альянс Групп», которая занимается проектированием. Так, инициативная группа заметила «искажение информации». Сотрудники мэрии и компании-подрядчика во время слушаний и после них не раз утверждали, что представленный проект является только проектом планировки территории и предназначен для выделения земли, а окончательный проект будет разрабатываться позже и может значительно отличаться от представленного эскиза. При этом, в договоре с «Альянс Групп» указано, что проект должен быть разработан и пройти экспертизу уже к 1 июля 2019 года. Кроме того, по данным активистов, главный инженер проекта компании-подрядчика рассказал, что окончательный проект давно готов: подготовлена смета примерно на 87,5 млн рублей. По его словам, незначительные корректировки возможны только при прохождении госэкспертизы.

Решение о том, что дорога должна быть четырехполосной, представители мэрии во время слушаний объяснили тем, что после пересечения с улицей Университетской планируется строить продолжение улицы Роберта Рождественского. Оно также будет в 4 полосы и соединит улицу с Лесным проспектом.

«При этом уже более двух лет назад принято решение отказаться от строительства продолжения улицы Рождественского до Лесного проспекта из-за нерешаемых вопросов с выделением земли. Кроме того, сформированные также 2 года назад участки под ЖК «Университетский» (где уже построены дома) не позволяют разместить дорогу шириной более 2 полос, - заявили активисты. - Данные факты можно характеризовать либо как некомпетентность, либо как намеренное искажение информации».

«Дорогостоящая дорога не решит проблем»

Главной претензией жителей прилегающих районов к проекту является то, что он подготовлен по «абсолютно формальным основаниям и не учитывает развитие городской инфраструктуры как единой системы». Петрозаводчане считают, что не учитываются и интересы пешеходов и велосипедистов.

«Каждую неделю глава Петрозаводска через СМИ рассказывает нам о развитии парков и велосипедных дорожек. Однако на участке проектируемого линейного объекта как будто нет ни парка, ни велодорожек», - возмущаются горожане-активисты.

Петрозаводчане также считают, что продление улицы Попова не решит всех проблем, а наоборот, создаст дополнительные транспортные проблемы на верхнем кольце улицы Чапаева.

«Взамен повышения плотности улично-дорожной сети выбрана устаревшая стратегия развития городской улично-дорожной сети – лучше меньше, но более широких дорог со светофорами. Подобный подход только усугубляет сложную транспортную ситуацию (хорошим примером является недавнее включение светофоров на перекрёстке Лесного проспекта и улицы Сыктывкарской), - считают представители инициативной группы. - Вместо развития улично-дорожной сети мэрия предлагает строить дорогостоящие участки, которые будут не «расшивать» дорожную ситуацию, а создавать новые транспортные заторы».

Горожане же предлагают на месте одной проектируемой четырехполосной магистрали на рассматриваемом участке разместить двухполосную дорогу районного значения, а также дополнительную двухполосную дорогу для въезда – выезда с парковки «Лотос Плаза» непосредственно на улицу Сыктывкарская. На такое предложение активистам ответили, что такая магистраль не предусмотрена в действующем генплане. Однако, отмечают петрозаводчане, в этом же генеральном плане на месте «Лотос Плаза» расположена лесопарковая зона...

***

Стоит отметить, что одной из причин планов строительства скандальной дороги мэрия называет ее наличие в генеральном плане Петрозаводска. Однако здесь также возникают вопросы: в следующем году будут вносить изменения в тот самый генплан города. Такое решение было принято из-за вступившего в 2016 году определения Верховного суда, который признал настоящий план не действующим на большой территории лесных кварталов. В связи с этим аргументы за возведение магистрали выглядят весьма сомнительными...

#Екатерина Коломиец #Аналитика
Подпишитесь