Полет фантазии
Об «отличившихся» нарушителях и человеческой психологии на службе рассказывает специалист по связям с общественностью Карельской таможни Николай Фомин.
— У нас относительно спокойная граница, поэтому действительно жуткие случаи бывают редко. Чаще всего граждане не декларируют товары и превышают нормы ввоза в Россию: например, техники, сыра, алкоголя или сигарет. И пытаются спрятать, конечно. Например, в этом году гражданин Украины дважды хотел вывезти от нас сигареты: сначала 61, затем 19 блоков он спрятал в пустых полостях машины. Но «находку» дважды обнаружил кинолог с собакой.
— Скоро все начнут готовиться к новогодним праздникам и повезут что-нибудь вкусное, а может быть, и запрещенное. С какими продуктами часто ошибаются?
— К праздничному столу люди обычно пытаются провезти какой-то кусок хорошего свежего мяса. Может быть, оно в упаковке, но сырое. Курицу, индейку, кусок свинины. Еще сыр в количествах больше нормы. Тема уничтожения «конфиската» давно муссируется на уровне федеральных средств массовой информации. Обсуждают, стоит ли это все уничтожать?
— Нарушители, пусть и неосознанные, не обижаются на вас в такие моменты? Может быть, пожилые люди, которые не хотели ничего плохого сделать?
— Вспоминаю давний случай, когда я работал инспектором на границе, в пункте пропуска, и женщина лет 70 переезжала в Финляндию. У неё был полный микроавтобус вещей. Понятно, мы проводим осмотр, но перед этим опрашиваем, есть ли товары для декларирования или что-то запрещенное. Женщина ответила, что у неё таких нет. В процессе осмотра из одной коробки вывалилась икона и старинный крест: такой большой, с распятием. Может, коробка как-то плохо лежала. Оказалось, что среди вещей она везла несколько культурных ценностей, которые не задекларировала. В итоге она получила административный штраф, а вещи ей вернули потом. Во время оформления она вела себя адекватно, осознавая, что нарушила законодательство.
— Правда ли, что сотрудники таможни уже по лицу путешественника могут понять, что он не совсем «чист»?
— Конечно, при общении сотрудники уже считывают часть информации. Раньше были большие ограничения по провозу валюты, а у нас в таможне работала Надежда Михайловна, у неё какой-то талант был: она всегда могла знать, посмотрев на человека, что у него что-то не совсем в порядке с совестью. На границе идет постоянная борьба фантазий: тот, кто прячет, пытается исхитриться, а таможеннику приходится применять свои таланты и знания. Все сотрудники по-разному с этим справляются: многое зависит от характера.
— Еще вам помогают собаки, которых, наверное, вообще не обманешь. Хотя люди пытаются чем-то запутать хвостатых?
— Пытаются сбить посторонними запахами: например, спрятать сигареты в кофе, в бензобак упаковать, даже запаять где-то. Но собака всегда почует, ведь какой-то запах все равно остается. Поэтому её редко можно обмануть.
Необходимое расширение
О возможных перспективах для таможни и нововведениях для путешественников рассказала начальник службы организации таможенного контроля Карельской таможни Янина Малиновская.
— За 9 месяцев этого года мы наблюдаем увеличение грузооборота, который проходит через пункты пропуска Карельской таможни. Соответственно, увеличилось и количество транспорта. Границу пересекли более 120 тысяч грузовых транспортных средств — это на 11% больше, чем за тот же период в прошлом году. А легковых — более 646 тысяч, что на 5% меньше 2018 года.
— Какие для таможни самые «горячие» месяцы в плане работы?
— Обычно это конец и начало года. Католическое Рождество, наши новогодние и майские праздники, длинные выходные, распродажи в Финляндии, Иванов день там же.
— Большинство путешественников волнует вопрос о нововведениях. Изменится ли что-то на границе с нового года?
— Самые ближайшие изменения начнут действовать с февраля 2020 года, когда изменится форма пассажирской таможенной декларации. Теперь она более полно отражает существующее законодательство. Надеемся, что у граждан будет меньше ошибок.
— Периодически поднимается вопрос о возможном запуске поезда из Карелии в Финляндию. Что думаете об этом?
— У нас уже была такая практика несколько лет назад. Таможня — за любое развитие республики, но вопрос в том, насколько готова к такому поезду инфраструктура. Еще у нас небольшое расстояние, наверное людям удобнее добираться автотранспортом. Но мы готовы провести контроль, в случае необходимости.
— Нужен ли карельской таможне дополнительный автомобильный пункт?
— Мы постоянно говорим о том, что наши пункты перегружены. Например, проектная пропускная способность МАПП Вяртсиля превышена в три раза. Он физически уже не может качественно «переварить» тот поток, который есть. Дополнительный пункт значительно бы разгрузил ситуацию.
— Кстати о пунктах пропуска. Многие люди путают таможню и пограничную службу, и поэтому все недовольства направлены на вас. Сотрудники не обижаются?
— Мы уже привыкли и ни на что не обижаемся (улыбается). Но в сознании большинства людей, если что-то происходит на границе, то виновата таможня: время, очереди и даже туалеты. Нужно понимать, что мы там также работаем, как и все другие службы, а состоянием пункта пропуска вообще занимается отдельная организация Минтранса России.
— Ещё с вами работают служебные собаки. Как долго они могут заниматься поиском запрещенного? Когда у них «пенсия»?
— После восьми лет службы собаки ежегодно проверяются, чтобы решить вопрос о продолжении работы. В таможне, как правило, кинолог, который работал с псом, забирает своего друга жить домой на «пенсию». У нас все собаки имеют хозяина и растут в семье.
— Поэтому они такие дружелюбные?
— Да, ведь задача собаки в таможне — быть максимально социализированным существом, чтобы она не кусалась, а наоборот дружелюбно помахала хвостом, и у него сразу настроение поднялось. У нас овчарок очень мало, большая часть собак из наименее агрессивных пород: лабрадоры, спаниели.
— Как думаете, может ли таможня работать без своих хвостатых коллег?
- Таможня без них невозможна, особенно на границе. Ведь собаку не проведешь, в отличие от человека. Он сам себя обмануть готов, и другие люди могут это сделать. А животные действуют на инстинктах и показывают только то, что есть на самом деле.
— Насколько сегодня популярна работа в Карельской таможне, часто ли к вам приходит молодёжь?
— Да, к нам возвращаются ребята после столичных ВУЗов. Например, после Таможенной академии. Каких-то привилегий для них нет, они все равно к нам попадают по общему конкурсу. Но видно, что тем, кого мы отобрали, действительно интересно и нравится это дело.
— Обязательно ли иметь именно таможенное образование?
— Нет, таких специалистов очень мало, поскольку профильных ВУЗов немного. Все проходят обучение и многое познается на практике. У таможни масса всяких направлений, не только граница, мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили образованные кадры.
— Бывают ли сложности с этим?
— Иногда мы испытываем трудности в наборе кадров, особенно в отдаленных местах, например, в Вяртсиля. Может быть, потому что там нет крупных городов рядом. Но конкурс постоянно проводится, кому интересно, нужно участвовать.
— Поздравляют ли вас путешественники с профессиональным праздником на границе? Или большинство не знает о нём?
— Не все граждане знают о нем. Те, кто читают, что мы пишем, поздравляют, но не так часто. Но инспекторам было бы приятно. Целый день работаешь, а служба непростая, и негатива выливается много, поэтому было бы приятно, чтобы кто-нибудь поздравил, доброе слово сказал.