Карелии придется развивать рынок газомоторного топлива самостоятельно

7 октября 2019, 15:42
На прошлой неделе в Петербурге завершил свою работу IX Международный газовый форум. Использование природного газа в качестве моторного топлива стало одной из ключевых тем для обсуждения.

Федеральные власти, начиная с 2018 года, настоятельно рекомендуют регионам поступательно переводить общественный муниципальный транспорт на газомоторное топливо. Среди очевидных плюсов такого решения называются экологическая чистота газомоторного топлива и высокая финансовая конкурентоспособность. Действительно, по сравнению с традиционными видами топлива (дизель, бензин), газ в качестве моторного топлива наносит несравнимо меньший урон окружающей среде. Но что касается экономической целесообразности, то его применение, по мнению участников форума, на данный момент возможно далеко не всей территории России. Приоритетными названы регионы, где «есть мало-мальская инфраструктура».

К примеру, сервис «Яндекс. Такси», ведущий большую работу по переводу автомобилей на газ, фокусирует внимание на южном направлении. Это Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж, Белгород, Липецкая область, а также Татарстан и Ставропольский край. Отчасти в сфере интересов Санкт-Петербург и Ленинградская область. Фактически перечисленные регионы во многом совпадают со списком из 27-ми счастливчиков, вошедших в круг субъектов, которые, по решению Правительства РФ, получат субсидии на строительство газозаправочных станций в 2019 году по программе Минэнерго.

Представители газовой отрасли подчеркнули, что невхождение в список не отменяет необходимости работы на местах. Однако так и не смогли дать консолидированный ответ на вопрос: кто и как её должен вести?

«Мы проводили совещания, в том числе с руководством Республики Карелия. Но говорить о каких-то четко выраженных планах, что мы готовы к такому-то году построить такой-то объект, преждевременно, — рассказал заместитель генерального директора по работе с органами власти и реализации зарубежных проектов ООО „Газпром газомоторное топливо“ Денис Воробьев. — Сейчас в компании есть утвержденный Советом директоров перечень приоритетных регионов, где мы, прежде всего, развиваем сеть и продажи. К сожалению, Карелия пока туда не входит».

Эксперты Стратегического партнерства «Северо-Запад», учредителями которого являются субъекты, находящиеся в пределах Северо-Западного федерального округа, считают, что вовсе не льготы и государственные субсидии служат мотором для развития рынка ГМТ.

«На сегодняшний день мы видим, что среди участников работы не закреплена ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств. Во многом потому, что не синхронизированы планы инфраструктурных компаний и региональных правительств. У газовиков нет гарантий, будут ли загружены газозаправочные станции, а у владельцев техники — что они будут построены в срок и станут работать бесперебойно. Необходима командная работа с четко прописанной материальной ответственностью сторон, — комментирует заместитель начальника отдела по работе с инфраструктурными компаниями АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» Николай Поляков. — Не ввел в срок станцию в эксплуатацию — будь добр, компенсируй затраты на переоборудование автотранспорта. И наоборот».

В Стратегическом партнерстве уверены, что при синхронизации планов хозяйствующих субъектов с инвесторами работа в регионах по переводу муниципальной техники и общественного транспорта на газ значительно ускорит свои темпы независимо от господдержки.

«Сегодня мы ведем переговоры с регионами-учредителями об утверждении совместных планов работы на 2019–2020 гг. В числе обсуждаемых проектов — содействие в реализации программы развития рынка газомоторного топлива при участии инфраструктурных компаний. Они уже утверждены и приняты в работу в Вологодской, Архангельской, Новгородской областях, Ненецком автономном округе. До конца года мы рассчитываем достигнуть договоренностей в этом вопросе с Карелией, Коми и Псковской областью», — заключил Поляков.

#Экономика #Эксклюзив #Ольга Лузина
Подпишитесь