Глазами итальянских забастовщиков и профсоюза
За красивым названием забастовки скрывается вовсе не отказ ездить на вызовы к пациентам, а работа «по инструкции»: с 15 числа бастующие будут выходить только на одну ставку и в полных бригадах. Тогда как сейчас много сотрудников «скорой» трудятся на 1,5 ставки, а некоторые выезжают к пациентам без напарника в виде медсестры или фельдшера, поскольку персонала не хватает. Это позволяет медикам работать больше и получать доплаты, но не от хорошей жизни, а ради того, чтобы прокормить свои семьи. Ведь на одну ставку (а у фельдшера это примерно 24 тысячи рублей, у медсестры — 22, у водителя — 18, по данным медперсонала) особо не проживёшь.
«Главный экономист уверяет, что фельдшер получает 48 тысяч. Я объясняю ей, что если бы нам столько платили, то мы бы в жизни не вышли на забастовку, а были бы всем довольны», — рассказывает Ольга Чайка, фельдшер и председатель регионального Профсоюза работников здравоохранения «Действие».
Однако недавно местные СМИ опубликовали несколько зарплатных квитков работников скорой. Суммы там превышают 35 тысяч рублей. Казалось бы, чего бастовать. Но Ольга объясняет, что это выплаты не за одну ставку, а 1,5-2 и доплаты за много неприятных нюансов:
«Наши квиточки очень трудно понять. Все видят итоговую сумму, но не знают, за сколько часов она начислена, работает ли фельдшер в неполной бригаде, трудится ли на 1,5-2 ставки. И будут видеть цифру и говорить: «Да, очень большая зарплата. Они что, там с ума все посходили?!».
То есть, чтобы иметь более-менее приличные деньги, зарабатывать их действительно придётся потом и кровью: работать за двоих, без необходимого отдыха и напарника, не видя семью и детей, ради которых-то и идут на такие условия. Но медики признаются, что готовы к переработкам, лишь бы они вознаграждались соответствующе. Сейчас за работу в ночное время доплачивают всего 60%, а за «одиночество» — 80%, к тому же, не будем забывать, что у нас есть северный и районный коэффициенты. Хотя на зарплате это не ощущается.
«Я сейчас общаюсь со многими регионами, и наша зарплата один в один со средней полосой. Где наши 65% доплат? Мы же дома не бываем, не видим ни семей, ни детей, а еще умудряемся работать на других работах. Руководство не задумывается о здоровье медперсонала, оно его не беспокоит никак?» — задается вопросом Ольга Чайка.
Поэтому сотрудники петрозаводской «скорой» составили открытое заявление, где, например, просят увеличить количество бригад, вернуть надбавку за стаж и «классность» и увеличить до 100% доплату за ночную и одиночную работу (в неполной бригаде).
Как рассказала Ольга, к 5 сентября 39 медработников написали заявления о том, что они будут работать только на одну ставку. Их поддержали 30 водителей автомобилей скорой помощи — они не станут брать смены в выходные дни.
«У нас было написано заявление на совместительство, сейчас мы отказались от него. Но при этом мы указываем, что даём свое согласие на привлечение нас к работе в выходные или праздничные дни, но оплата должна быть согласно 153 статье ТК РФ, то есть в двойном размере», — пояснила медик.
Известно, что не все сотрудники скорой готовы поддержать забастовку. Фельдшер и активистка Ольга Чайка объясняет это так:
«Кто-то запуган, кто-то не понимает, и мы не можем объяснить трудные для понимания финансовые вопросы. Коллектив разделился примерно 50 на 50…»
Также Ольга обеспокоена тем, что «руководство делает вид, что ничего не происходит». На днях женщина встретила главврача БСМП Алексея Хейфеца:
“Говорю, у меня к вам прямой вопрос: вы собираетесь вести какие-то переговоры в министерстве, сесть за стол переговоров? Вы нам пойдете на уступки, мы вам. Мы же все понимаем, но так невозможно, вы нас просто игнорируете.»
Пока неясно, что произойдет, если требования «итальянской забастовки» не будут хотя бы частично удовлетворены. Вопрос с возможным уходом из больницы пока не стоит, его сотрудники будут решать лично. Но как предполагает председатель регионального Профсоюза, вряд ли до этого дойдёт, только если не найдётся более выгодная работа.
Глазами руководства больницы
Главврач петрозаводской БСМП Алексей Хейфец коротко заметил, что администрация больницы ничего не сделала для того, чтобы создать данный конфликт. Также он напомнил, что этой весной была разработана дорожная карта для решения многих проблем, и по части пунктов уже ведётся работа, например, с 1 сентября на «скорой» введена дополнительная бригада. С октября планировалось еще одна, но учитывая нынешние события, могут возникнуть трудности.
Врач не видит пользы в «итальянской забастовке». Ведь чтобы работать только на одну ставку, как будут это делать бастующие, достаточно написать заявление руководителю. По словам Алексея Хейфеца, в этом нет ничего исключительного: много сотрудников трудятся только на ставку, а некоторые пожилые медики — даже меньше этого. А все дополнительные часы ложатся на плечи работников только с их письменного согласия.
«На днях разговаривал с фельдшером, он работает только на ставку и только в день, без ночных. Причем он тоже в числе подписантов. Я интересуюсь, а зачем вы подписали, если у вас нет переработки. — „Ну вот, все подписывали, и я подписал“. Таких людей тоже достаточно много», — рассказывает Алексей Ильич.
Руководитель пояснил, что и поодиночке медики работают только с их согласия. Если возникает кадровый голод, то вынужденно формируются одиночные бригады, чтобы оказывать помощь населению. Важно, что на сегодняшний день на станции больше полных составов, чем «сольных». Последних 1-3 из 19.
“И такие бригады направляются на вызовы по неотложке: температура, давление, — рассказывает Хейфец. — Понятно, что бывают неожиданные ситуации, но в таком случае у нас тоже всё отработано еще с советских времен: просто вызывается дополнительная бригада в помощь.»
Кстати о кадрах. Как утверждает главврач, увольнений на «скорой» за год было немного. Напротив, поскольку есть задача вводить дополнительные бригады, за лето приняли 20 человек среднего медперсонала. Всего трудятся 111 таких сотрудников, из которых 13 — это медсестры, остальные — фельдшера.
Самый острый вопрос касается зарплаты. Это подтверждает и Алексей Хейфец, ведь от бухгалтеров и экономистов он получает одни цифры, а сотрудники говорят, что они абсолютно неверны.
«Я оказался в странной ситуации, поэтому мы пошли на беспрецедентный шаг — обезличили квитки фельдшеров и медсестер и разместили их на сайте. Это реальные квитки, просто без фамилий. Там видно часы и все доплаты.»
Можно понять медиков, которые чувствуют несправедливость, когда их зарплата равна или меньше выплаты в регионах, не имеющих северного коэффициента. Однако систему оплаты труда придумали не в БСМП. Существуют федеральные рекомендации и положение Минздрава, которым руководствуются медицинские учреждения. Оклады и выплаты в БСМП полностью соответствуют рекомендациям, признался главврач.
Также он рассказал, что обещание министра поднять до 70% доплату за ночные смены скоро начнет выполняться — в августе было принято решение увеличить финансовый план.
Алексей Ильич обратил внимание, что каждый день с начала сентября встречается с сотрудниками и разговаривает о сложившейся ситуации. Однако некоторые из бастующих сами откладывают подобные беседы. Хейфец отмечает, что готов обсуждать проблемы, чтобы разрешить конфликт, тем более ранее был согласован план действий и мероприятий, который сейчас поставлен под вопрос.
Итальянские «разборки» — не самое приятное событие для больницы. Это деструктивный процесс, коллектив поделился на 2 лагеря, а местные жители забеспокоились, как забастовка скажется на качестве оказываемой помощи.
«У многих из бастующих есть дети, кто-то — матери-одиночки, как они будут их содержать, выйдя на конфликт и работая на одну ставку? Почему именно 26 августа? Что помешало сотрудникам обратиться к своему руководителю, в Минздрав, к Артуру Олеговичу в конце концов?» - спрашивает Алексей Хейфец.
Действительно, почему же забастовка была объявлена именно сейчас?
О ней стало известно на утро после семинара для профсоюзного актива «Действие», который состоялся в Петрозаводске 25 августа. Напомним, что Ольга Чайка является председателем регионального отделения“Действия». На сайте профсоюзной организации сказано, что в тот день обсуждались и проблемы в БСМП:
«…По «скорой» минздрав и администрация БСМП не исполнили даже те договорённости, что были достигнуты ещё весной этого года. Сейчас в БСМП несколько десятков медиков, водители скорой помощи, фельдшера и диспетчеры направили коллективное обращение к администрации с требованиями улучшения норм труда.»
Там же есть и комментарий Ольги о семинаре и забастовке, о которой на следующий день узнает весь город:
««Для нас этот семинар был очень важен, так как наша первичная организация вступает к коллективным действиям в виде итальянской забастовки, поэтому методы ведения профсоюзной кампании, о которых рассказывал на семинаре Андрей Коновал [прим.ред.: сопредседатель профсоюза], нам сейчас очень важны».”
Изучая сайт «Действия», видим, что за последний год на «итальянскую забастовку» вышли медики в Смоленской, Московской, Новгородской и Самарской областях, а также в Орле и Пензе. Подчеркивается, что организаторами забастовки в большинстве учреждениях являются медработники, находящиеся в данном профсоюзе.