Posted 6 сентября 2019, 06:42
Published 6 сентября 2019, 06:42
Modified 30 октября 2022, 19:45
Updated 30 октября 2022, 19:45
Сегодня, когда человечество шагнуло в мире научных и инженерных открытий на тысячелетия вперед, красивейший край России, которому в следующем году исполнится 100 лет, а именно крупнейшие природные водоемы Карелии и здоровье местного населения находятся в вопиющей опасности, отмечают ученые, экологи и жители республики. Все дело в том, что все канализационные стоки уходят в местные водоемы, в том числе Ладожское и Онежское озера, не проходя качественной, либо вообще никакой очистки.
По современным экологическим нормам очистные сооружения должны стоять как на водоспуске, то есть канализационные, так и на водозаборе, откуда жители потребляют питьевую воду. Однако ни в одном районе Карелии этого нет: есть либо канализационные очистные сооружения прошлого века с устаревшим, едва работающим и нуждающимся в тотальной реконструкции оборудовании, при отсутствии очистки водозаборной локации, либо очистные исключительно на водозаборе, где полностью отсутствует какая-либо очистка канализационных стоков.
Почему так происходит и кто в этом виноват: коррупция, бездействие чиновников, неграмотность и низкая квалификация специалистов и ответственных за данные задачи надзорных органов или все в комплексе? Мы попытались разобраться в данном вопросе на примере города Суоярви, Лахденпохского и Медвежьегорского районов. В этих местах нет двойной очистки воды, жалобы жителей неоднократно поступали и продолжают поступать в местную и республиканскую администрацию, а в Медвежьегорске именно загрязненная фекалиями вода стала причиной вспышки дизентерии среди местного населения три года назад.
Суоярви: «нужны свои очистные», но станет ли от этого лучше?
Начнем свой анализ с района, которому из бюджета района и республики уже выделены 24 миллиона на проектные работы по реконструкции новых водоочистных сооружений. Все это не является строительством или реконструкцией очистных сооружений, на которые требуются суммы значительно выше. Зачем Суоярви строительство новых очистных, если они в этом районе уже есть? Оказывается, администрация района вела многолетние судебные тяжбы с компанией-собственником всей имеющейся очистной системы. Мы писали об этом еще в апреле. Суд в итоге защитил права первоначального хозяина. Однако борьба чиновников и бизнесменов за право обладания вылилась в неоднократные многодневные сбои в работе канализационных очистных сооружений (КОС) в Суоярви, что несомненно нанесло урон окружающей среде и жителям района.
В связи с решением суда администрация района совместно с депутатами республики решили, что Суоярви во что бы то ни стало нужны свои очистные, чтобы не
пользоваться чужими. КарелИнформ пообщался с начальником отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации Суоярвского муниципального района Николаем Спиридоновым, который объяснил, что работа с очистными у данного собственника вызывала ряд сложностей в обслуживании самого оборудования.
«Сейчас у нас проблем с очистными нет. Есть собственник, есть установленный тариф, работы по очистке ведутся. Но поскольку это собственность сторонней компании из Выборга, администрацией района принято решение построить свои, которые будут в муниципальном владении. В связи с этим сейчас объявлен конкурс на проектирование новых очистных сооружений водоотведения», – прокомментировал представитель районной администрации.
Проект должен быть составлен до конца следующего года. Если в районе будут свои очистные сооружения, снизится ли тариф по очистке для жителей района, Николай Спиридонов не ответил. Однако он уточнил, что проблемы в работе возникали, а собственник мало того, что не предпринимал никаких действий, но еще и не пускал туда специалистов от администрации. Напомним, что Юрий Иванов, являющийся по сей день генеральным директором компании «ЭС Си Эф Пропертиз», которой принадлежат очистные сооружения в Суоярви, опроверг заявления администрации. Иванов указал на совершенно обратные действия с их стороны. По словам собственника, его самого не пускали к очистным, пока велись тяжбы, а технические специалисты, действовавшие от имени администрации, производили сомнительные манипуляции, приведшие в итоге к ухудшению работы оборудования.
Лахденпохский район: политические игры и молчание администрации
Не так давно мы писали о жалобах местных жителей поселка Мийнала, которые рассказали в паблике «ЛахденпохьЯ — навсегда!» о сбросе неочищенных канализационных отходов в Ладожское озеро. Пообщаться с представителями районной администрации нам не удалось, поскольку они отказались от комментариев и сразу же перенаправили нас на МУП МСП «Дружба». Представитель руководства МУПа рассказал, что из поселка Мийнала на номер единой справочной не поступало ни единой жалобы.
«По ситуации в Мийнала: странно писать в паблики, когда есть аварийная и диспетчерская службы, которые работают круглосуточно. И к нам не поступало ни одного сообщения, потому что там все работает в штатном режиме. Все, что происходит сейчас в этих пабликах, – не более, чем политический пиар, который связан с выборами и тем, что один из наших сотрудников выдвигается в депутаты. Они выкладывают фото, сделанные несколько месяцев назад, когда неполадки действительно были. Но публикуют именно сейчас, накануне выборов», – рассказали в руководстве управляющей компании.
В управляющей компании также отметили, что их работу регулярно проверяют надзорные органы. В поселке Ихала действительно была аварийная ситуация весной. По ней инициирована прокурорская проверка, которая ведется до сих пор
Директор МУП МСП «Дружба» Сергей Рыбаков пояснил в том числе то, что до администрации регулярно доводятся сведения о том, какое оборудование износилось, какое требует замены, а какое – ремонта, но все это не дает никакого результата.
«Износ очистных сооружений действительно большой. Мы регулярно даем владельцу сетей, то есть районной администрации заявки и на реконструкцию, и на частичный ремонт. Все обращения зафиксированы письменно. Мы их предоставляем надзорным органам, которые регулярно посещают нас с проверками. Может, проблема в том, что у нас руководство района меняется постоянно, я не знаю. Но почему они не доводят все эти заявки и проблемы до республики, чтобы получить финансирование, – это вопрос. Потому что, насколько я знаю, все у них проходит в штатном режиме. Если бы они действительно били тревогу и хотели по-настоящему помочь району, я не думаю, что республика бы чего-то нам не выдала», – прокомментировал Сергей Рыбаков.
Почему информация о том, что канализационные очистные сооружения в Лахденпохском районе находятся в плачевном и древнем состоянии и требуют капитального ремонта, не доводится до правительства республики, в администрации района нам отвечать не стали, а точнее в принципе отказались как-либо комментировать данный вопрос.
Медвежьегорск – город каменного века
В Медвежьегорске, где, согласно официальным данным, проживает свыше 14 тысяч человек, на сегодняшний день полностью отсутствуют канализационные очистные сооружения. В 2016 году фекальное заражение участка акватории Онежского озера спровоцировало вспышку дизентерии среди местного населения. Пострадавших, попавших в инфекционное отделение больницы, было несколько сотен. Однако даже после этого очистной системы канализационных стоков в городе не появилось, зато построили сооружения для очистки при водозаборе год назад. Насколько эффективно и правильно данное решение? Экологи Карелии выражают сомнение и негодование по поводу этого.
Жительница Медвежьегорска и член региональной общественной организации «Ассоциация Зелёных Карелии» Валентина Евсеева вспоминает, что еще будучи юной гражданкой, в 1960-е годы обращалась в Министерство водного хозяйства с вопросом, почему в Медвежьегорске нет очистных.
«Мне тогда ответили: «Спасибо Вам за гражданскую позицию. Через два-три года будут построены очистные». Однако на дворе уже 2019, мне 74 года, а очистных как не было, так и нет. Около полутора миллиона кубических метров неочищенных хозяйственных фекальных стоков ежегодно стекает в природный водоем в Медвежьегорске. Это же кошмар! Сброс происходит прямо в Онежское озеро на песчаном пляже», говорит Валентина Евсеева.
По словам Валентины Ивановны, в 2016 году, когда она занималась депутатской деятельностью, после вспышки дизентерии было собрано более 2 тысяч подписей под обращением к президенту с просьбой решить ситуацию.
«9 ноября того же года в Заксобрании Карелии прошло расширенное заседание, на котором нам заявили, что денег нет. Нам сказали, что, поскольку Медвежьегорск – это город, мы должны разработать проект для того, чтобы включиться в авторскую, республиканскую или федеральную программу. На строительство очистных требовалось несколько сотен миллионов рублей. У района и города, безусловно, никогда не было и нет этих денег. Один только проект потребовал 23 миллиона, что уже половина бюджета района. Однако на заксобрании было утверждено, что на проектные работы деньги будут выделены. Мы уехали успокоенные мыслью о том, что вопрос сдвинулся, наконец, с мертвой точки. После чего, месяцем позже вдруг выясняется, что правительство вносит постановление направить деньги на очистные сооружения для водозабора. То есть пусть все фекалии плывут в озеро, а мы будем очищать их при наборе воды», – резюмировала общественник.
Мы пообщались с начальником отдела ЖКХ Медвежьегорского муниципального района Александром Подлубняком, по мнению которого отсутствие канализационных очистных в Медвежьегорске столь длительное время – не вина администрации, а результат недостаточных стараний местного совета депутатов.
«Депутаты формируют бюджет и все обязательства города или района на год вперед. И эти средства раскидываются на все потребности населенного пункта. Почему за столько лет они ничего не предприняли? Те депутаты, которые сейчас возмущаются, спросите их, что конкретно было сделано для решения данного вопроса с их стороны?», – прокомментировал Александр Подлубняк.
По словам Валентины Евсеевой, у депутатов Медвежьегорска была попытка ранее получить долгожданные канализационные очистные. Это было возможно, если бы правительство Карелии включило Медвежьегорск в государственную программу по подготовке республики к грядущему столетию, в рамках которой выделены средства на строительство и реконструкцию очистных сооружений и водопроводных сетей.
«Нам сказали, что на наш город нужно много средств, а выделялось всего 3 миллиарда, поэтому нашу заявку не одобрили, Медвежьегорск из программы исключили. Но тут стоит еще отметить: когда нам говорят, что это наш город, и мы сами должны строить очистные сооружения, давайте вспомним, что Онежское озеро – это федеральная собственность, переданная под надзор Минприроды. Данное ведомство обязано контролировать использование этого федерального водного объекта и докладывать правительству о том, что собственность государства не сберегается по таким-то причинам. Сигналы должны подавать именно наши ведомства, которые находятся в Карелии. Но они видимо не бьют тревогу и не просят у правительства денег. Несмотря на то, что Онежское озеро – водоем рыбохозяйственного значения и источник стратегического запаса воды. А слив неочищенных канализационных отходов – это преступление против озера и против здоровья людей», – добавила Валентина Ивановна.
Надо заметить, что проблема с отсутствием канализационных очистных сооружений в городе Медвежьегорске уже находится на начальном этапе решения. На эти цели уже выделено 19 миллионов для проектных работ. Проведением аукциона на поиск подрядчика проекта занималось Управление капитального строительства республики. На конкурсной основе была отобрана компания из Новосибирска, снизившая на торгах стартовую стоимость на 70% – до 5 миллионов 700 рублей. Проектные работы должны завершиться к 30 ноября текущего года.
«На данный момент проект готовится. По завершению он должен пройти государственную экспертизу, чтобы быть принятым в работу. По сумме, которая потребуется непосредственно на строительство, сказать пока ничего нельзя. Все сметные цифры и сроки для возведения будут прописаны в проектной документации. Но здесь стоит понимать, что, помимо самих очистных сооружений, потребуется перестройка городских сетей, реконструкция существующих канализационных насосных станций, строительство нового коллектора и так далее», пояснили в Управлении капитального строительства.
Согласно сведениям, полученным от Минстроя республики, помимо Медвежьегорска, ситуация со строительством канализационных очистных стоит остро в городах Кемь, Беломорск, Пудож и поселках городского типа Лоухи и Калевала. Во всех этих населенных пунктах КОСы вообще отсутствуют, а неочищенные стоки сбрасываются в природные водоемы, которые являются питьевыми источниками.
Кто виноват?
Эксперт в области геоэкологии, кандидат геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Института геологии Карельского научного центра РАН Дмитрий Рыбаков считает, что проблема с очисткой канализационных стоков в Карелии является политическим вопросом.
«На очистные в каких-то районах деньги выделяются, в других – не выделяются, а направляются на иные, странные цели. А ведь это первоочередная задача. Очистные сооружения должны быть везде. Это не в 21, а еще в 20 веке надо было сделать. У нас сбрасывают канализационные стоки в природные водоемы без очистки как это было в средневековье. Именно тогда так и делали, либо просто выливали все это на улицу. Мы так не хотим. Нам нужны чистые водоемы. Это напрямую связано экологической безопасностью и отражается на здоровье населения. И надо сказать, что нам очень стыдно как перед иностранными соседями, так и перед другими регионами России. Хотим престижа, а о каком престиже может идти речь в такой ситуации?», – поделился мнением ученый.
Дмитрий Рыбаков отметил, что одной из причин таких проблем является острая нехватка профессиональных кадров в республике:
«Деньги или не выделяются вообще, или они выделяются, но проблемой становится непрофессионализм исполнителей. Если выделенные средства осваиваются так, как у нас дороги делаются и трубы перекладываются, то имеем то, что имеем. Профессионалов в стране очень мало, их практически нет, потому что они все уехали. Контроль над исполнительными органами могли бы организовать депутаты, но они этого не делают. Когда выделялись деньги на очистные системы в Медвежьегорске, их отправили не на строительство канализационных, а на реконструкцию водоочистных сооружений. Оборудование предусмотрено было одно, а установлено другое».
Эксперт подчеркнул, что можно рассуждать о современных технологиях, о выделяемых деньгах, налогах, но это в любом случае остается политическим вопросом, связанным с проблемами коррупции и конфликта интересов.
«Люди вынуждены тратить свои силы и время на судебные разбирательства, чтобы отстаивать свои права как граждан и как жителей и добиваться законного исполнения прямых обязанностей от органов власти. И так все время проводить в судах, оставив все свои дела и личные заботы», добавил эколог.
Жителям, которые беспокоятся за качество потребляемой водопроводной воды, Дмитрий Рыбаков посоветовал использовать бытовые фильтры, кипячение, которое, однако, от химического загрязнения, если таковое имеется, это не избавит. По словам эколога, любой житель республики имеет право на достоверную информацию о качестве потребляемой воды.
«Вам должны точно сказать, сколько органических веществ, тяжелых металлов, опасных микроорганизмов присутствует в питьевой воде. На сегодня в интернете можно найти всю информацию: нормативы есть в открытом доступе. Можно посмотреть, какая вода в тех или иных населенных пунктах России, можно ознакомиться с опытом других стран. Почему в Финляндии люди спокойно пьют воду из крана без кипячения? Она забирается не из поверхностных вод, поэтому она чище. Теоретически и у нас в Карелии это возможно реализовать, такие проекты предлагались, но в них свои проблемы, которые необходимо контролировать: концентрация железа, радона и так далее. Если же говорить о близких к поверхности подземных водах под территорией Петрозаводска, то они, к сожалению, давно уже загрязнены», – добавил эколог.