И я сам об этом думаю. Не спроста все это? Конечно же нет. Действительно, у людей есть основания переживать. Особенно после прошлого отопительного сезона.
Давайте вспомним. В конце декабря 2018-го года мы все узнали, что в республике 10 районов и 10 теплоснабжающих организаций к зиме — еще раз напоминаю: канун Нового года! — не готовы.
Печальную новость на заседании Правительства озвучил тогдашний министр строительства, ЖКХ и энергетики Карелии Олег Ермолаев. Министр объяснил все таким образом: «Это связано с отсутствием нормативного запаса топлива на источниках теплоснабжения и неисполнением ранее выданных предписаний Ростехнадзора. При этом 75% выявленных замечаний связано с тем, что теплоснабжающие организации не финансируют в полном объеме мероприятия, которые необходимо было провести в рамках подготовки к зиме».
Тут же выяснилось, что Медвежьегорский, Суоярвский, Сегежский и Пудожский районы уже несколько лет подряд оказываются не готовы к зиме.
Извините, но у меня — думаю, что не только у меня — возникают вопросы: а что делал карельский Минстрой до конца декабря минувшего года? Контролировал ли он вообще ход подготовки к зиме? Или нет? Знал ли о том, что Паспорта готовности к зиме эти районы и эти организации не получат?
Глава Карелии Парфенчиков на том грустном заседании произнес следующую фразу: «Сейчас главная задача — пережить отопительный сезон, хоть с паспортом, хоть без паспорта».
Шла речь на прошлогоднем декабрьском заседании карельского правительства и о работе компании, которая должна обеспечивать теплом жителей Медвежьегорского, Пудожского, Кемского, Суоярвского, Беломорского, Калевальского, Муезерского, Сегежского и Лоухского районов. О той компании, которая заключила с карельской исполнительной властью концессионное соглашение, сейчас, правда, уже разорванное. О компании «Кареэнергоресурс», учредителем которой является Корпорация развития Карелии, фактические то же правительство.
Оказалось, что полностью свои обязательства «Карелэнергоресурс» выполнить не смог поскольку у него нет на это денег. Более того, Ермолаев тогда признал, что руководство компании закупает дорогие виды топлива из дальних российских регионов и мало использует местные топливные ресурсы, видимо дрова и щепу.
«Возникающие на предприятии вопросы находятся в зоне нашего повышенного внимания, где-то работаем в ручном режиме. Благодаря оперативным мерам, предпринятым правительством Карелии, в ближайшее время предприятию „Карелэнергоресурс“ будет выплачена субсидия из регионального бюджета в размере 194 млн рублей. Это позволит стабилизировать финансовую ситуацию и, прежде всего, сформировать неснижаемые запасы топлива на котельных», — объяснил министр Ермолаев.
Но… позвольте!
За несколько месяцев до этих разборок в карельском правительстве, а именно в конце сентября 2018 года в прессе появились публикации о том, что «Карелэнергоресурс» может быть признан банкротом. И тогда заместитель премьер-министра республики Оксана Чебунина на всю Карелию заверила, что «предприятие „Карелэнергоресурс“ продолжает работу в штатном режиме и готовится к отопительному сезону».
Более того, как писал сайт «МК в Карелии»: «Дополнительно уточняется, что „Карелэнергоресурс“ получил субсидии на подготовку к зиме. Закупаются: дрова, уголь, мазут, дизтопливо, а с кредиторами вовсю рассчитываются, в том числе за электроэнергию».
А еще, по сведениям «Общей газеты», которая, в свою очередь, ссылается на депутата Законодательного Собрания Карелии Эмилию Слабунову, в 2014-м году, это еще при губернаторстве Александра Худилайнена, «Карелэнергоресурс» «получил 80% субсидий, выделенных теплоснабжающим организациям Карелии». Сумма составила 400 млн рублей».
И куда все это делось? Да, представители компании говорят о том, что население безобразно платит за тепло и накопило огромные долги. И это правда.
Но субсидии-то, субсидии? На что они пошли? Почему прошедшей зимой в Лоухском районе было так плохо с топливом, что пришлось его срочно закупать на деньги из резервного фонда? В Сегежском и Медвежьегорском районах ситуация была ненамного лучше. Почему вообще котельные компании фактически топили «с колес», хотя, если верить Оксане Чебуниной, в сентябре «Карелэнергоресурс» получил деньги на закупку топлива?
И вот, повторюсь, концессионное соглашение между «Карелэнергоресурсом» и республиканским правительством расторгнуто.
На смену «Карелэнергоресурсу» пришло государственное унитарное предприятие «КарелКоммунЭнерго», учредителем которого стал Минстрой Карелии. И тут же новый ГУП получил финансовую подпитку. Как сообщает пресс-служба Правительства Карелии: «На эти цели для него предусмотрена субсидия в 365 миллионов, из которых 210 миллионов направлены на покупку топлива и 155 миллионов — на проведение подготовительных мероприятий».
До боли знакомая тема. Кажется, о чем-то подобном я писал выше. Нет?
Та же пресс-служба говорит устами Главы Карелии, что накопивший огромные долги «Карелэнергоресурс» не убьют, оставят жить: «Артур Парфенчиков также подчеркнул, что некоторые котельные, которыми в ряде районов республики управлял „Карелэнергоресурс“, останутся на его балансе. Задача регионального правительства, по словам главы Карелии, — завершить финансовое оздоровление предприятия и ликвидировать накопившуюся дебиторскую задолженность».
Как сообщает Минстрой республики, «Карелэнергоресурс» будет работать в Кемском, Муезерском, Сегежском, Суоярвском районе и в Пудоже. Ой, чую я, этой замечательной во всех отношениях компании вновь деньги срочно потребуются…
А вообще на всю подготовку карельских котельных к предстоящей зиме предполагается потратить 2 миллиарда 152 миллиона рублей. А все подготовительные работы по прохождению осенне-зимнего периода хотят закончить к 1 октября: «Представители „Карелкоммунэнерго“ обещают, что ремонт завершится не позднее 1 октября, причём основной объем работ выполнят к началу отопительного сезона, что позволит перейти к нему без задержек».
Но мы уже научены на примере «Карелэнергоресурса»: обещать одно, а реальность может быть абсолютно другой. Вот такая она — карельская рулетка.
Хотелось бы верить в лучшее. Но почему-то тревога пока никуда не уходит…