24 предприятия выходят в «плюс». Их общая прибыль, по данным на декабрь 2018 года, 46,1 млн рублей. Самым прибыльным считается Горводоканал Костомукши, который заработал 26,6 млн рублей. Он переплюнул лидера 2017 года, жилфонд Беломорского района, отчитавшегося о доходах в 19,4 млн рублей.
Водоканал - единственный МУП, заработавший больше 10 млн рублей за прошлый год. Ещё около десятка принесли доход от 1 до 2,9 млн. Минимальная прибыль «положительной группы» составила 16 000 рублей – так отличилось муниципальное похоронное бюро Сортавала.
11 предприятий принесли лишь убытки в размере 88,1 млн рублей, что в два раза превышает доходы всех отчитавшихся МУПов Карелии. Лидером антирейтинга стал МУП Петрозаводские энергетические системы, чей минус составил 56,1 млн рублей. МУППЭС «переплюнул» Прионежский водоканал, который закончил 2017 год с убытками в размере 17,3 млн рублей. Петрозаводское предприятие, которым на данный момент руководит Виктор Марков, за последние два года сменило четырех руководителей. 2018 – первый год, когда оно работает в убыток.
«Серебро» нашего рейтинга второй год подряд забирает Кондопожское ММП ЖКХ со стабильным минусом в 11 млн рублей. «Бронза» досталась несчастному троллейбусному управлению карельской столицы, которое уже который год не может выровнять своё финансовое состояние. По итогам 2018 года убытки компании увеличились с 4,4 млн рублей до 7,7 млн рублей. По всей видимости, попытки местной администрации реанимировать «Городской транспорт» никакого результата не приносят, ровно как и смена директоров одного за другим.
В сравнении с итогами 2017 года, в 2018 выросло число предприятий, убытки которых составили до 100 000 рублей. Не исключено, что в следующем году этот «минус» станет ещё больше, учитывая постоянное падение экономических показателей большинства муниципальных предприятий. Из первой десятки «двоешников» лишь двое в настоящее время находятся в стадии ликвидации. Выводы напрашиваются не самые утешительные: либо власти надеются на исправление ситуации, либо убытки не отягощают и без того нищенские бюджеты районов (что сомнительно), либо у руководства просто нет других вариантов, кроме как тянуть на себе долги МУПов. Если брать всех «муниципальщиков», то за этот год, по данным системы СПАРК, было ликвидировано 27 предприятий, а с 2006 года – 147.
Чаще всего муниципальный предприятия занимаются управлением недвижимым имущество за вознаграждение или другими словами являются управляющими компаниями в жилых домах. Если в эту же категорию отнести аренду и управление недвижимостью, то число таких компаний увеличится аж в два раза. Ещё одним популярным видом деятельности является забор, очистка и распределение воды – такой профиль работы имеют три предприятия из нашего рейтинга. По четыре МУПы организуют работу котельных и аптек.
Если с некоторыми видами деятельности всё ясно, то часть из них вызывают большие вопросы. Например, почему администрация вечно замерзающего Суоярвского района владеет туристическим агентством? Между прочим, компания достаточно мультизадачная и помимо туризма занимается выращиванием зерна, лесозаготовками и разведением животных.
Ещё одним сомнительным явно «непрофильным» активом является парикмахерская «Локон», которая принадлежит администрации Беломорского района. Чистая прибыль по итогам 2018 года перешла в отрицательное значение и составила -91 000 рублей. С июля 2018 года предприятие находится в стадии ликвидации.
Совсем непонятна и торговля, в частности, табачной и алкогольной продукцией, которой занимается Сумское муниципальное торговое предприятие. Компания находится в ведомстве администрации Беломорского района, а территориально располагается в селе Сумский Посад. Выручка от продажи за 2018 год составила 46,3 млн рублей, а чистая прибыль всего 145 000 рублей.
В общей массе МУПы республики приносят больше хлопот и расходов, чем прибыли. За 2018 год данные о доходах предоставили лишь 35 компаний и их общий баланс составил –48,7 млн рублей. На конец 2017 года информация была о 70 предприятиях, но и там показатели были неутешительными. Получается, тенденция не меняется и «минус» в годовых отчетах носит хронический характер, меняются лишь «пациенты».