На сегодняшний день для производителей зерна вопрос его транспортировки считается самым «больным». Тут все упирается в количество и качество вагонов, а также стоимость перевозки. Транспортные и логистические проблемы аграриев могут негативно сказаться на всей отрасли, а с учетом её роста, пострадает и имидж России, как поставщика зерна. На сегодняшний день наша страна занимает третьей место в мировом рейтинге поставщиков зерновых культур. Важность реформации сферы именно железнодорожных зерноперевозок обусловлена ещё и тем, что объемы продукции, которые транспортируются по рельсам до глубоководных портов сейчас достигает 50%. По всем этим причинам создание единого оператора выходит на первый план.
ВТБ начал выходить на рынок зерновых ещё в 2018 году. Зимой этого года появилась информация о том, что банк приобрел чуть меньше 50% акций Объединенной зерновой компании, а чуть позже глава финансового холдинга Андрей Костин сообщил о покупке Новороссийского зернового терминала. Получается, для полной картины не хватало только вагонов. Выбор пал на ГК РТК, дочка которой - «Русагротранс» - является крупнейшим оператор по перевозке зерна железной дорогой. Теперь ВТБ может стать одним из крупнейших игроков на рынке и даже претендовать на статус монополиста.
Участники рынка надеются, что с приходом единого оператора, решится вопрос с обновлением подвижного состава. Ведь сегодня из-за нового регламента перевозки грузов их срок годности сократился до 10 лет. Учитывая, государственное участие в капитале банка, есть надежда, что новые вагоны будут поступать быстрее и в больших количествах, чем раньше.
«Сейчас выпадение вагонного парка идет опережающими темпами по отношению к его возобновлению. То есть надеемся, что дефицит, который есть в настоящий момент, он со временем уйдет. Вот то, что я вижу в качестве плюса от покупки государством транспортной компании», - поделился своим мнением руководитель направления сельхозпроизводства группы компаний торгового дома «Зерно Заволжья» Михаил Лемякин.
Приход монополиста должен сказаться и на стоимости перевозки зерна для производителей, она может пойти вниз, что создаст более благоприятные условия для аграриев. Сейчас большая часть вагонов принадлежит «частникам», которые ломят свою цену, которая зачастую невыгодна представителям рынка.
«В целом у ВТБ активно развивающем IT системы и владеющим вертикально интегрированной инфраструктурой, есть реальные возможности увеличить рентабельность зернового направления за счёт оптимизации логистических потоков и объемов переработки и реализации продукции как на внутренний, так и на внешние рынки», - рассуждает о покупке ВТБ исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков.
Единый оператор поможет и в целом навести порядок в ныне разрозненной системе, а сами зерноперевозки станут более прозрачными и понятными для потребителей услуг.
«Если такое сложное дело, как транспортные перевозки будут находиться в одних руках, это может облегчить решение многих задач. Насколько я знаю, в Башкирии в руководстве ВТБ работают порядочные и профессиональные люди. Если зернопоставками будут заниматься такие же специалисты, как они, то дело может быть выгодным и полезным для всех в итоге»,- прокомментировал ситуацию заместитель председателя регионального отделения ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов в Башкирии Александр Щипицын.
ВТБ не планирует ограничиться только зерном, в дальнейшем планируется расширить спектр перевозок до леса, навалочных грузов и минеральных удобрений.