Posted 21 мая 2019, 08:53
Published 21 мая 2019, 08:53
Modified 30 октября 2022, 19:43
Updated 30 октября 2022, 19:43
Об «уклонистах» и правозащитниках, призывниках с нетрадиционной сексуальной ориентацией и о том, что ждет молодого человека в рядах ВС РФ, рассказал «КарелИнформу» начальник отдела подготовки и призыва граждан на военную службу Военкомата Карелии Олег Тароев.
«Если что-то есть — не скроешь, а если нет — не сочинишь»
— Есть ли какие-то нововведения в этом призыве? Изменились ли требования к состоянию здоровья призывников?
— В части требований к состоянию здоровья никаких изменений нет. Есть новшество — теперь 18-летний молодой человек, окончивший школу и планирующий поступать в высшее учебное заведение, имеет право на отсрочку для поступления.
— Много негодных? Из-за чего чаще всего молодые люди не подходят для службы? И как вы бы в целом оценили здоровье наших призывников?
— Чаще всего встречаются заболевания костно-мышечной системы. Но сейчас требования по плоскостопию немного уменьшились. В целом за последнее время состояние здоровья улучшилось, годных к прохождению военной службы становится больше. Изначально, когда молодым людям исполняется 17 лет, мы ставим их на воинский учет. Они проходят медкомиссию, выносится соответствующее заключение. После этого с теми, кто годен в незначительными ограничениями, проводятся дополнительные обследования, лечение, если требуется. Чаще всего, после проведения оздоровительных мероприятий, к моменту призыва молодые люди имеют уже более высокую категорию годности.
— Были ли случаи, когда жителю Карелии религия «не позволяла» идти в армию? Какое решение было принято?
— У нас есть опыт работы с представителями евангелистов, а также с представителями религиозной организации «Свидетели Иеговы». (в 2017 году решением Верховного суда деятельность религиозной организации «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» запрещена на территории РФ — Прим.ред) В данный момент деятельность этой организации запрещена на территории РФ. Молодые люди подавали заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую. Как правило, эти заявления рассматривались положительно. Надо сказать, что эти случаи единичны.
— Часто приходят молодые люди с нетрадиционной ориентацией и призывают ли их? И что, если он пытается таким образом «откосить»?
— Ребята с нетрадиционной ориентацией отсеиваются еще на уровне медицинской комиссии в муниципальных образованиях. Обмануть сложно, это же видно. С призывниками общаются психиатры и другие специалисты, мы начинаем с ними работать еще с 17-летнего возраста. Беседуют с самими ребятами, с родителями и их товарищами. Они заполняют анкеты. Таких ребят можем также отправить на альтернативную гражданскую службу.
Обмануть не выйдет
— А бывает, что человек не годен, но очень хочет служить?
— В прошлом году произошли изменения в законодательстве, которые это позволяют. Граждане, которые ранее по состоянию здоровья были признаны ограниченно годными к военной службе, могут подать заявление и пройти переосвидетельствование. В прошлом году таких призывников было 12. Они сами пришли и изъявили желание служить, в результате переосвидетельствования были признаны годными и сейчас проходят службу.
— А часто ли, наоборот, пытаются обмануть, «откосить» от армии? Уменьшается ли число таких молодых людей с течением времени? Модно ли сейчас «косить» и стоит ли вообще это делать?
— На сегодняшний день у нас уклонистов около 350 человек. В основном это жители Карелии, которые находятся за пределами нашей республики. Например, уехали учиться в Санкт-Петербург или Москву, закончили учебное заведение и остались дальше там жить. На учете не состоят ни там, ни здесь. Подобная ситуация не только в Карелии, но и в других регионах.
На медкомиссии «откосить» сложно, кто бы что ни говорил: у нас врачи достаточно компетентны. Но если врачи-специалисты действительно видят какие-то отклонения и даже если они «сыгранные», мы отправляем ребят на медицинское обследование в профильные медучреждения республики, где углубленно оценивается состояние здоровья и выносится заключение: годны или нет. Если есть заболевания, едут в Матросы (в поселке Матросы находится Республиканская психиатрическая больница — прим.ред.).
— Бывали ли случаи, когда доходило до уголовного дела за уклонение от службы в армии? Чем они обычно заканчиваются?
— Были, конечно, но у нас не так много. Как правило, примерно два-три раза в год привлекают к уголовной ответственности. Не к административной, а уголовной: то есть эта статья уже остается на всю жизнь. Разумеется, это существенно усложнит молодому человеку будущее трудостройство. Законом предусмотрено также, что гражданин, не проходивший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, получает справку взамен военного билета. Конечно, в этом случае ему закрыта дорога и в силовые структуры, и на госслужбу. Кстати, хочу напомнить: на сегодняшний день призывники служат 1 год, в горячие точки их не отправляют, это категорически запрещено.
«Помощи от таких организаций не будет»
— Есть ли в республике организации, которые помогают избежать службы? По какой схеме они работают?
— К счастью, сейчас такими «услугами» пользуются все реже: они действуют по одной схеме, старыми шаблонами, которые когда-то выработали и которые мы уже знаем на всех уровнях — в частности на законодательном. Единственное, что они могут — затянуть процесс призыва, подав в суд заявления и жалобы. Если суд не может их рассмотреть сразу же, то молодые люди не попадают на определенный призыв. Но в следующий мы все равно будем их призывать, суд они проиграют, это уже пройденный этап.
Есть моменты, когда, действительно, человеку положена отсрочка или освобождение от прохождения военной службы. Если призывной комиссией муниципального образования вынесено решение о призыве, можно обжаловать решение призывной комиссии субъекта — то есть Республики Карелия. Такие случаи уже были неоднократно. Мы их рассматривали и принимали положительное решение в пользу призывников.В таких случаях тем более нет никакого смысла обращаться в правозащитную организацию. Если гражданин считает, что в решении о его призыве комиссия допустила ошибку, правозащитная организация эту ошибку не исправит, ее может исправить только призывная комиссия субъекта РФ.
А в случаях незаконных действий со стороны правозащитных организаций мы обращаемся в суды. Там тоже встают на нашу сторону. Помощи от таких организаций не будет.
— А как в Карелии обстоят дела со взятками в таких вопросах? Часто призывники предлагают деньги, чтобы «откосить»?
— На самом деле в Карелии были какие-то слухи, но я сам никогда не сталкивался и, по-моему, даже дел таких не было. У нас это просто не принято, у жителей Карелии другой менталитет.
Выбор места службы
— Куда чаще всего направляют служить жителей Карелии и от чего зависит выбор места?
— Большинство ребят остаются служить на Северо-Западе. Сам западный военный округ — большой, он включает в себя и Московскую область, и Нижегородскую, на юге — Воронежскую. Также на Северном флоте. При выборе места службы учитываем и желание самого призывника, и наличие у него специальности, образования.
Если призывник все же изъявляет желание попасть в определенные войска, и если он подходит по состоянию здоровья, то, как правило, так и происходит. Чаще всего пользуются популярностью воздушно-десантные войска и морская пехота.
Бывает, ребята хотят служить в Росгвардии. У нас сейчас есть такой отдельный вид войск. Они выделены отдельной структурой и не входят в состав министерства внутренних дел. Наверное, некоторые туда хотят попасть для того, чтобы дальше продолжить службу по контракту там же, либо, вернувшись сюда, пойти работать в органы МВД.
- Женатых и имеющих детей молодых людей ведь тоже призывают в армию. В таких случаях учитывается их семейное положение при выборе места службы?
— Их мы отправляем на прохождение службы недалеко от места проживания семьи. На территории Карелии не очень много воинских частей, поэтому мы не можем оставить их служить здесь. Как правило, призывники, имеющие семью, отправляются служить в ближайшие к Карелии регионы: Мурманская, Ленинградская, Вологодская области.
О контракте
— Часто жителям Карелии предлагают остаться служить по контракту? Многие соглашаются и становятся профессиональными военными? И в какие места чаще всего направляют служить по контракту?
— Если молодые люди остаются служить дальше, то мы их не учитываем, такой статистики у нас нет. Отслужившие по призыву становятся на воинский учет в военные комиссариаты по месту жительства. И, наверное, чаще всего в районах, где тяжело с работой, многие обращаются на пункт набора на военную службу по контракту, желая продолжить военную службу.
— Все говорят, что «контрактники» много зарабатывают. Это так?
— Точно сложно сказать. На уровень денежного довольствия существенно влияет воинское звание, занимаемая должность, условия службы. С увеличением срока службы возрастает и денежное довольствие, появляется возможность роста, перспектива получения жилья, льгот.
— Какие требования обычно предъявляют к кандидатам на службу по контракту?
— Требования немного жестче, чем к призывникам. Во-первых, отсутствие судимости, во-вторых, наличие образования и хорошее состояние здоровья. Образование не обязательно должно быть высшим — для тех, кто отслужил по призыву, достаточно среднего.
О дедовщине
— Насколько развита у нас в армии дедовщина? Есть ли она вообще? Как относитесь к этому?
— К дедовщине, в любом случае, отрицательное отношение. И в большинстве случаев все зависит от роли командиров воинских частей, где проходят службу призывники. Должен сказать, что неуставные отношения на сегодняшний день — уже большая редкость.
Также нужно обратить внимание на то, что сейчас служат всего один год. Соответственно, какая здесь дедовщина? Раньше причиной таких «отношений» могло быть то, что в свое время призывались граждане, имевшие погашенную судимость — в том числе и которые отбывали наказания в местах лишения свободы. Они вносили свои «порядки» в армии — это было еще в 70-х годах. А сейчас мы с погашенной судимостью вообще не отправляем. А про тех, кто прибыл из мест заключения — вообще разговор закрыт.
Призыв нужен?
— Изменилась ли в целом срочная служба в армии с течением времени? Чем современная служба отличается от «срочки» 15 лет назад, например?
— Во-первых, однозначно изменились бытовые условия. Работы по бытовому обеспечению военнослужащих теперь выполняют аутсорсинговые компании. Улучшилось питание военнослужащих — теперь на выбор предлагается несколько блюд по принципу «шведского стола». Кроме того, больше внимания стали уделять боевой и физической подготовке. Потому что теперь за год надо успеть все, что успевали раньше за два.
— Есть мнение, что у нас в стране постепенно уходят от призыва. Что задачи и боевая техника стали сложнее, для этого нужна профессиональная армия. Что вы думаете по этому поводу?
— Я считаю, что на контракт нужно брать ребят, которые все-таки прошли службу по призыву и уже посмотрели, что это, прошли боевое слаживание. А если брать ребят, которые только оканчивают школы, колледжи и ВУЗы, они попадут в абсолютно новую обстановку. Поэтому, я считаю, призыв нужен, хотя бы, чтобы подготовить к тому же контракту. Любой из тех, кто отслужил в армии и сейчас уже на гражданке, сможет пойти защищать Родину.