Posted 26 октября 2018, 11:04
Published 26 октября 2018, 11:04
Modified 30 октября 2022, 19:19
Updated 30 октября 2022, 19:19
Одним из ярких примеров стало создание часовни на берегу Сямозера, поэтому беседу с одним из участников этого благотворительного проекта, руководителем Домостроительного комбината «Карельский сухарник» Сергеем Дубининым мы начали с благотворительности и социальной ответственности бизнеса. Получился разговор о доме, в котором ты живешь, об ответственности за него, об успешности и востребованности людей, которые ставят перед собой непростые задачи.
– Сергей, в июне ваша компания завершила строительство часовни в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение», установленной на берегу Сямозера – на месте страшной трагедии. В этом благом деле приняли участие представители бизнеса. Почему некоторые предприниматели, не будучи даже людьми воцерковленными, все чаще выделяют средства на строительство и восстановление храмов?
– Я искренне счастлив, что мы это сделали, и мне очень хочется, чтобы часовни строились чаще по светлым поводам, просто так – для людей. Почему храмы? Наверное, потому что для людей. Еще многое зависит от ситуации и от тех, с кем обсуждаешь идею в конкретном месте и в нужное время. Например, к участию в проекте строительства часовни «Отрада и утешение» меня пригласил руководитель Благотворительного фонда «Северный Духовный путь» Александр Лысенковский. Состоялся важный разговор с Главой Карелии Артуром Парфенчиковым. Я почувствовал, насколько важно для огромного количества людей и для Артура Олеговича, чтобы это место стало святым.
– Это первый такой проект в вашей жизни?
– В 2017 году был еще один проект, связанный со строительством храма. Предприниматель из Санкт-Петербурга просто поделился идеей о строительстве Никольского храма на Большом Клименецком острове. Он проезжал на своем катере мимо безлюдного острова и увидел работающих людей. Причалил, познакомился с человеком огромного трудолюбия и доброты – игуменом Александром. Оказалось, что святой отец хочет возродить здесь Клименецкий монастырь, своими силами. Решил помочь, создал проект, позвал меня посоветоваться. В итоге четыре наши компании за три месяца построили церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Сейчас там уже развитая инфраструктура, колокольня, прихожане, паломники. Уверен, что нашему примеру последуют другие благотворители, и святое место возродится. Поэтому, когда речь идет о храме, то это – исключительно порыв души. Ты понимаешь, что построил еще один дом, в который люди могут придти и приблизиться к чему-то светлому.
– С точки зрения обывателя, если у человека много денег, он должен ими делиться с теми, кто нуждается в лечении, в еде, в крыше над головой, с теми, кто хочет организовать общественно-полезное предприятие, но не имеет на это средств. Насколько на ваш взгляд это правомерно?
– Абсолютно правомерно. Чем больше ты зарабатываешь, тем больше должен отдавать. Это называется социальная ответственность. У предпринимателя уровень социальной ответственности всегда должен быть высоким. Это вообще сложная сфера деятельности: ты должен уметь привлекать квалифицированных специалистов, управлять ими и спрашивать с них, четко ставить задачи, принимать правильные решения. И при этом должен знать, чем и как живут люди, знать их проблемы и обеспечивать достойное вознаграждение за их труд. Я в бизнесе 13 лет и знаю, что нет нерешаемых задач: закрывается одна дверь – открывается другая. Бизнес можно и нужно вести честно, и он будет расширяться. Чем больше отдашь людям, тем больше вернется.
– Откуда у представителя малого бизнеса – руководителя Группы компаний «Карельский деловой центр» это понимание?
– В первую очередь, от семьи. Главный пример благотворительности мне подал мой отец. После многих лет военной службы он ушел в бизнес, и все время занимался благотворительностью. Старшее поколение, воспитанное в СССР, как-то стеснялось своих заработков, впрочем, как и говорить о своих благих делах. Отец считал, что, сколько заработал – все должен отдать. На его счету масса больших и малых благотворительных проектов, но никто о них не знал, потому что еще каких-то 10 лет назад об этом не принято было распространяться.
Кроме того, я профессионально занимался спортом и определённую часть жизни посвятил военной службе. Это очень дисциплинирует и приучает к ответственности. И добровольчество тоже всегда было естественным явлением в военном училище. Военное воспитание вообще вырабатывает чувство ответственности перед другими и за других.
– Какие благотворительные проекты еще вы реализовали за годы предпринимательской деятельности?
– Преимущественно такие, которые делают жизнь людей на конкретной территории их проживания комфортнее, интереснее, ярче. Я много лет живу в Карелии. Например, в Костомукше сделал детскую площадку, помогал в организации городских праздников, соревнований и т.д. Когда делал площадку, мне даже детишки помогали, это важно, это воспитание. Спустя время скамейки испортили, разрезали сетку на воротах, я восстановил. Чуть позднее сетку снова разрезали, и ее восстановили другие люди. Для меня было очень важно, что кто-то подхватывает такие позитивные идеи и продолжает делать добрые вещи.
– А друзья следуют Вашему примеру?
Они сами подают пример. Например, мой друг, гуляя с дочерью, всегда собирал мусор в округе. Кстати, теперь это получило название «чистобег», и мы эту идею, вроде бы, у скандинавов позаимствовали. На самом деле, мы позаимствовали ее у ответственных людей, которые всегда среди нас были. В любом случае здорово, что у нас такие вещи происходят. Мы все в ответе за место, в котором живем, оно наше отражение. От нас зависит, где и как будут жить наши дети. Я вырос в Карелии, люблю ее. Я хочу жить в Карелии! Хочу, чтобы мои дети и внуки остались здесь. Чтобы, оказываясь за пределами нашей республики, люди с гордостью говорили, что приехали из Карелии.
– Многие ли ваши коллеги-бизнесмены сегодня занимаются благотворительностью и почему?
– Немногие, к сожалению. И тяжело вовлекаются в этот процесс. Люди почему-то отделяют себя от своего региона. Многие все время живут с мыслью, что у них скоро все изменится, и они уедут. Конечно, нет ничего плохого в перемене места жительства, но, даже, если уедешь, здесь останется что-то хорошее, сделанное тобой для людей, – основа для дальнейших преобразований к лучшему. А не только территория твоего загородного дома с ландшафтным дизайном и фонтанами.
– Сергей, почему многие из тех, кто занимается благотворительностью, не хотят, чтобы названия их фирм где-то прозвучали. Это ложная скромность или нечто иное?
– Я считаю, что это ложная скромность. Если сделал доброе дело, надо, чтобы об этом узнали. Иначе не будет правильного примера, которому стоило бы последовать. На кого люди будут ориентироваться, чтобы делать другие добрые дела?
– Сергей, самый актуальный на сегодня благотворительный проект фонда «Северный духовный путь» направлен на воссоздание Успенской церкви в Кондопоге. Собираетесь ли вы в нем участвовать?
– У меня есть правило, – я никогда не делюсь своими планами, хотя у меня их много. Могу сказать только, что я рассматриваю такую возможность, доверяю коллегам из «Северного духовного пути» и в будущем намерен поддерживать проекты этого благотворительного фонда.
Журналист КарелИнформа выяснил, кто же все-таки делал пожертвования на строительство часовни в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на берегу Сямозера:
Глава Республики Карелия Артур Олегович Парфенчиков
Управление Федерального Казначейства по Республике Карелия
Игорь Михайлович Лейтис
Михаил Никитович Голубев
Сергей Александрович Дубинин
ООО «Карельский сухарник»
ООО «Охотничье хозяйство «Черные камни»
ООО «Сортавальский лесозавод»
Благотворительный фонд «Илзе Лиепа»
Благотворительный фонд «Российский детский фонд»
Благотворительный Фонд имени Кронида Гоголева
Банк ВТБ (ПАО)
ООО «КАРЕЛКАМЕНЬ»
ПАО «СОЛОМЕНСКИЙ ЛЕСОЗАВОД»
ООО «Южный таможенный представитель»
ООО «АлкоВорлд»
ООО ДОК «Калевала»
Беломорская районная библиотека
ООО «Гостинично-туристический комплекс «Ладожская Усадьба»
Гажевский Андрей Викторович
Налейкин Михаил Алексеевич
Остальные благотворители предпочли сохранить анонимность.