Posted 7 августа 2018,, 11:01
Published 7 августа 2018,, 11:01
Modified 30 октября 2022,, 19:10
Updated 30 октября 2022,, 19:10
История с сибирской язвой, которой якобы могут заразиться жители Петрозаводска, на первый взгляд, кажется почти загадочной. Стоило месяц назад карельским СМИ сообщить, что у скотомогильника в районе Сулажгорского карьера начались промышленные работы, местные власти занялись разбором полетов. Ответственные лица с большим трудом, но все же нашли «крайнего»: петербургскую фирму ООО «Девелопмент групп», в чьем пользовании находится один из земельных участков рядом с Суоярвским шоссе.
Сюрприз без сюрприза
Надзорные органы в начале августа компанию публично, преждевременно и до каких-либо судебных решений обвинили в незаконной добыче песка. Дополнительным аргументом в пользу проверяющих стал тот факт, что работы ведутся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника.
Наивно думать, будто в «Девелопмент групп» об этой детали не знали, иначе как бы фирма смогла на законных основаниях получить землю? Никого почему-то не смутило и наличие согласованного проекта освоения территории, в рамках которого обязаны действовать и действуют предприниматели. Там прописаны все необходимые «экологические» ограничения.
Но двусмысленность ситуации заключается еще и в том, что фирма не делает никаких секретов из своей деятельности. Судя по документам, которые есть в распоряжении редакции, на территории, оказавшейся в центре скандала, ничего провокационного происходить не может в принципе. Гораздо больше вопросов возникает к скотомогильнику, о котором вдруг так неожиданно вспомнили.
Бумаги не врут
Земельный участок с кадастровым номером 10:01:0240103:44 в Петрозаводске был предоставлен «Девелопмент групп» в безвозмездное пользование 25 января этого года. Договор сроком на 11 месяцев (с возможностью пролонгации) заключен на основании приказа директора департамента имущественных отношений Минобороны РФ Михаила Сапунова. Ведомственная земля в границах Онежского участкового хвойного лесничества площадью 2,84 га была передана «для целей, не связанных со строительством».
Как нам пояснили представители компании, претендовать на участок, закрепленный за Минобороны, мог любой желающий: такое право закреплено в постановлении правительства РФ №176 от 31 марта 2006 года. Территорией в Сулажгоре интересовались несколько фирм, однако договор был заключен с «Девелопмент групп». Для этого потребовался не один месяц, заявление от компании поступило в МО еще в прошлом году и прошло многочисленные внутриведомственные согласования.
Всю площадь полученного в пользование участка занимают лесные земли, поэтому в соответствии с Лесным кодексом РФ пользователь был обязан подготовить проект освоения лесов. Обширный документ был разработан весной этого года и чуть позже прошел государственную экспертизу в Управлении лесного хозяйства и природопользования Минобороны РФ.
Согласно проекту, на участке появятся объекты лесной инфраструктуры: площадка для разворота пожарной техники, стоянка автотранспорта, гараж для патрульной и лесопожарной техники, временное сооружение для бытовых нужд, пункт охраны и т.д. (см. фото).
Ни одного объекта капитального строительства в проекте нет, поэтому опасения, связанные с возможным распространением сибирской язвы из-за перемещения-выемки грунта (об этом, в частности, говорилось в СМИ) не совсем понятны.
Тут же вспоминается недавнее заявление петрозаводской мэрии о том, что никаких разрешений на строительство «Девелопмент групп» администрация не выдавала. Предприниматели недоумевают: во-первых, строительство не предусмотрено действующим проектом, а временные сооружения (гараж, стоянка и т.д.) не являются капитальными объектами. Во-вторых, такое разрешение от городских чиновников и не требуется, ведь земля принадлежит Минобороны, с которым все согласования успешно пройдены.
С учетом ограничений
Львиная доля сомнительных претензий к компании касается ее деятельности в санитарно-защитной зоне скотомогильника (СЗЗ), в которую попадает земельный участок. По мнению властей, землепользователь должен соблюдать многочисленные ограничения. Другое дело, что никто с этим фактом не спорит, а наличие опасного захоронения сюрпризом ни для кого не является.
— При подготовке проекта освоения лесов мы обращались в администрацию Петрозаводска за дополнительными разъяснениями, хотя, по большому счету, и не должны были этого делать, поскольку земля находится в ведении Минобороны, - вспоминает представитель «Девелопмент групп».
Как говорится в проекте, земля попадает сразу в три СЗЗ. Самая крупная из них размером 1000 метров, I класса опасности – тот самый скотомогильник. «В границах санитарно-защитной зоны скотомогильника ведение деятельности планируется с учетом ограничений, установленных СанПиН», отмечается в документе.
Там же отдельным абзацем выделено: по СанПиНу в границах такой зоны допускается размещение различных объектов, будь то нежилые помещения для дежурного персонала, здания управления и административного назначения, бани, гостиницы, объекты торговли, гаражи, ЛЭП, артезианские скважины для технического водоснабжения и многое другое.
— Земельный участок планируется как вспомогательный для сельскохозяйственной деятельности, с учетом требований и запретов, установленных законодательством РФ, - гласит соответствующий пункт проекта. – При этом создание объектов, не связанных с объектами лесной инфраструктуры, не планируется.
Остальные две санитарно-защитные зоны II класса опасности – предприятия Сулажгорского карьера и Сулажгорское кладбище - имеют размер в 100 метров. В них, согласно проекту, компания работы вести не собирается.
Похороны захороненного
Почему же власти так внезапно заговорили о сулажгорском скотомогильнике? Столь «опасный» аргумент может показаться более чем серьезным, но в данном случае ответственные лица, вероятно, оказали себе медвежью услугу.
Как в СМИ кратко сообщали представители мэрии, на участке в середине прошлого века был захоронен рогатый скот. Точное место захоронения неизвестно, поэтому приличную площадь от греха подальше огородили от кладбища двухметровым забором с предупредительной табличкой.
Правда, ограждение существовало не всегда. Еще в 2007 году прокуратуре Петрозаводска пришлось через суд заставлять мэрию исполнять свои обязательства по содержанию скотомогильника.
По нашей информации, сегодня захоронение является недействующим (т.е. не используется), но и не законсервировано, хотя, по-видимому, должно быть ликвидировано в обозримом будущем. Если верить постановлению карельского правительства от 20 июня 2017 года, Управление ветеринарии РК обязано сформировать перечень неиспользуемых скотомогильников (кроме тех, что находятся в частном пользовании) и обеспечить их консервацию.
Работа предстоит большая. По данным Госдоклада о состоянии окружающей среды в Карелии за 2017 год, к 1 января этого года в республике насчитывалось 70 скотомогильников, из них 7 – сибиреязвенные. Законсервировано лишь 36 скотомогильников, а из оставшихся - 11 не соответствуют ветеринарно-санитарным правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Удивительная избирательность
Ликвидация захоронений, особенно сибиреязвенных, требует больших бюджетных денег, равно как и оценка их потенциальной угрозы. Как сообщается в Госдокладе, к началу 2018 года 5 таких скотомогильников было передано «на баланс республики» и приведено в соответствие санитарным правилам и нормам, на что потребовалось 900 000 рублей.
Оставшимися двумя объектами (в Сулажгоре и Бесовце), надо полагать, ведают Петрозаводск и Прионежский район. Удастся ли им найти средства на обследование и ликвидацию объектов в сложных местных бюджетах? Или проще попытаться оштрафовать бизнес на 300-500 тысяч рублей (такая санкция предусмотрена по статье КоАП, которую пытаются вменить «Девелопмент Групп»)?
Интересно, что говоря об опасности скотомогильника в Сулажгоре, власти почему-то молчат о том, что с участком Минобороны граничит земля городской администрации на Суоярвском шоссе (кадастровый номер 10:01:0240103:103). Она также попадает в километровую зону санитарно-защитной зоны. По данным публичной кадастровой карты, этот участок предназначен для размещения складов и оптовых баз III-V класса опасности.
Почему тогда техника, стоящая на дне объемистого песчаного карьера, неподалеку от трассы, не вызвала нареканий у проверяющих? Не говоря уже о том, что забор скотомогильника встречает посетителей Сулажгорского кладбища.
Такая избирательность в поведении выглядит тем более странной, если попытаться понять, насколько опасен сам скотомогильник. По словам представителей «Девелопмент групп», данные лабораторных исследований почв и грунтов на участке – чуть ли не тайна за семью печатями.
На днях компания направила соответствующий запрос в карельский «Центр гигиены и эпидемиологии», где имеется необходимая лабораторная база. А если окажется, что опасность мнима? Или скотомогильник на сегодняшний день таковым перестал считаться вовсе? Мы продолжим следить за развитием событий.