– У вас очень необычная фамилия. Может быть вы знаете какие-то семейные предания о ее происхождении? Нам же удалось выяснить, что в новгородских летописях XV века упоминается конник Галактион Дзюдзе, латыш по национальности.
– По правде сказать, я не знаю точно о происхождения моей фамилии. Я тоже читал об этом коннике-латыше и еще о том, что Иван Грозный любил давать редкие имена и прозвища особо отличившимся старшинам. Но, так или иначе, считаю себя русским человеком. Как и моего деда по отцовской линии. В три года он остался сиротой, прибился к бродячему цирку, стал акробатом, потом мичманом, геройски воевал…
– Вы как-то обмолвились, рассказывая о своем инструменте, что он уникален, был изготовлен еще до войны, блокаду пережил…
– Моя контрабас балалайка действительно уникальна: создана в 1937году в ленинградских мастерских И. Галлиниса. Доподлинно известно, что во время войны инструмент не покидал пределы города, чудом пережил блокаду. Лет тридцать назад я случайно приобрёл его у знакомого студента за 300 рублей - по тем временам большие деньги, и поэтому мы долго торговались. Эта контрабас балалайка почти без изменений служит мне и сегодня: подобных инструментов осталось очень мало: современные мастера таких уже не делают.
– Те петрозаводчане, кто видел запись или трансляцию ваших концертов последних двух лет, испытывают восторг не только от неслыханного звучания вашего удивительного инструмента, но и от тщательно подобранной программы выступления. Есть ли какие-то секреты при ее составлении, ведь ваши кроссоверы всегда очень стильные?
– Самым важным для меня является то, что контрабас балалайка стал сольным инструментом. Многие серьёзные композиторы пишут музыку именно для нее, как для сольного инструмента с оркестрами. У меня в планах участие во многих престижных фестивалях в стране и за рубежом с авторскими премьерами. Я считаю, что будущее за композиторской музыкой.
– Вы увлекаетесь живописью. Она как-то влияет на вас - музыканта? Нет ли у вас проектов, или хотя бы задумок, сделать кроссовер из живописи и музыки? Например, раскрасить мелодию или сыграть картину…
– Очень хороший вопрос, музыка и живопись дополняют во мне друг друга. Рисовать меня тянуло с детства, но настал момент, когда я забросил это занятие. Однако со временем понял, что не смогу обрести внутреннюю гармонию без живописи, и снова стал писать маслом. Сыграть картину или написать музыку—это неразрывно переплетено во мне, поэтому мечтаю поработать с инсталляциями: например, показать "ожившие картины", но это впереди.
– Вы – лучший исполнитель на контрабас балалайке. Трудно быть первым?
– Первым быть и трудно, и ответственно. Главное, заложить основы, написать школу и создать репертуар. А последователи всегда найдутся и двинут дело дальше. Василий Андреев - основатель первого ансамбля русских народных инструментов - тоже когда-то был первым.
Интервью взяла Марина Трубина, пресс-секретарь Карельской филармонии