Кто виноват в дефиците лекарств для диабетиков в Карелии?

22 апреля 2018, 18:46
В этом году льготники завалили чиновников жалобами и обращениями

Начало 2018 года принесло больным сахарным диабетом в Карелии дополнительные сложности. Проблемы с льготными лекарствами и средствами самоконтроля возникали и раньше, но минувший квартал «отметился» доселе невиданными перебоями с поставками необходимых препаратов. Многие месяцами дожидались бесплатных медикаментов, штурмуя аптеки и карельский Минздрав, а в итоге были вынуждены покупать жизненно необходимые лекарства с тест-полосками за свой счет. Что же произошло в этом году? Почему система льготного обеспечения диабетиков медикаментами в регионе дала сбой? И стоит ли ждать новых проблем?

Только по жалобе

Медсестра Татьяна Михайлова из Пряжинского района – диабетик с 29-летним стажем. Как инвалид, она имеет право на федеральную льготу, однако с октября прошлого года, после родов, не могла получить ни одной тест-полоски (средства для измерения уровня сахара в крови).

– Я несколько раз звонила в Министерство здравоохранения, мне лично обещали выслать коробочку, но я ничего так и не получила, - вспоминает женщина. – Уже в апреле мы были на встрече в Минздраве, нас успокоили, сказали, что все материалы на складах есть, работа ведется. Но в аптеках по-прежнему ничего не было. После этого я написала в соцсетях Игорю Корсакову (вице-премьер РК по вопросам здравоохранения. – Прим. ред.), он ответил, что мое обращение проверят.

Татьяне Михайловой удалось добиться результата только после неоднократных личных обращений: буквально на днях ей все-таки выдали 100 тест-полосок. А до этого средства измерения приходилось покупать самостоятельно, тратя по 4-5 тысяч рублей в месяц.

По ее словам, с бесплатным инсулином проблем чуть меньше, но больным в Пряжинском районе его тоже не хватает. С дефицитом поставок сахароснижающих препаратов соглашается еще одна местная жительница Татьяна Черемисина:

– Выдают тем, кто начинает жаловаться, видимо, это в Министерстве и называют индивидуальной работой с больными диабетом, - отмечает она.

Такое впервые

О такой работе и возникших проблемах диабетиков в республике прекрасно осведомлена председатель «Карельского диабетического союза Марина Хохольская. По ее оценке, ситуация в этом году серьезно ухудшилась.

– Такой серьезный сбой с поставками произошел впервые, - признает Хохольская. – В прошлые годы перебои тоже были, но они заканчивались где-то в январе-феврале. А сейчас уже середина апреля, и мы все еще не можем сказать, что все хорошо.

Как уточняет общественница, больше всего проблем наблюдалось с таблетированными препаратами и тест-полосками. При этом особо пострадали федеральные льготники (то есть, те больные диабетом, кто имеет инвалидность).

– Конечно же, у региональных льготников проблемы были, но не такие серьезные, - уточняет Хохольская. – У нас есть республиканский закон о поддержке больных диабетом, который, к счастью, работает лучше.

Недавно председатель с наиболее активными больными встречалась с министром здравоохранения Карелии Мариной Швец, которая заверила, что в данный момент все необходимое имеется на складах ГУП «Карелфарм» и будет развозиться по районам. А сложности, в свою очередь, возникли из-за позднего финансирования и изменений в федеральном законодательстве.

Все по условиям

Прежде чем выслушать чуть более подробные объяснения Минздрава, разберем схему обеспечения диабетиков лекарствами и медицинскими изделиями в республике. Для этого попробуем встать на место больного и начнем не с начала, а с конца «цепочки».

К ее финальному пункту, специализированной аптечной организации, вопросов априори возникать не должно: аптека лишь по рецепту выдает товар льготнику. Если лекарства на полках нет, то о причинах логичнее спросить у того, кто их в аптеку привозит. В Карелии за приемку лекарств от поставщиков, организацию хранения, комплектование заказов и их доставку отвечает ГУП «Карелфарм».

Как нам пояснила заместитель генерального директора предприятия Светлана Захарова, вся работа проводится по двум профильным госконтрактам (отдельно по региональным и федеральным льготникам) с Минздравом республики, которые по итогам конкурса заключаются ежегодно. В этом году «федеральный» договор был заключен в марте, «региональный» - в феврале.

«Карелфарм» получает товар от поставщика и должен в течение 3 календарных дней организовать его приемку. Предельный срок доставки в аптечную организацию – 10 дней. Правда, пара дней уходит на то, чтобы получить «разнарядку» от Минздрава.

– Затем по согласованию с Министерством здравоохранения в течение, как правило, одного-двух дней товар распределяется в аптечные организации и после этого развозится в соответствии с нашим графиком, - поясняет Захарова.

Объем конкретного заказа зависит от так называемого «требования» аптеки (не путать с заявкой), которое та отправляет на аптечный склад «Карелфарма», исходя из потребностей медицинского учреждения, за которым закреплены льготники. Что важно, аптека забирает товар частями и «дробно», исходя из собственных потребностей и возможностей.

Иными словами, с момента поступления продукции на склад ГУПа до его привоза в аптеку должно пройти не более 13 календарных дней. В «Карелфарме» заверяют, что никаких задержек с доставкой нет и быть не может: условия госконтрактов с Минздравом должны соблюдаться неукоснительно.

В таком случае возникает следующее предположение. Если лекарства нет в аптеке, значит, нет и на складе «Карелфарма»? Иначе как аптека, ориентируясь на заявку местной больницы, может требовать того, чего нет?

Проблем нет, но они есть

Переходим к следующему звену «цепочки», - поставщикам (фармацевтическим компаниям), которые, в свою очередь, работают по тендерам Министерства здравоохранения РК. Как поясняют чиновники, аукционы могут объявляться только после того, как «открывается» финансирование. А федеральные деньги в этом году пришли в республику поздно, что и привело к задержкам и проблемам у федеральных льготников. Более того, законодательство о госзакупках сформировано таким образом, что с момента объявления тендера до момента заключения договора проходит более месяца. Отсюда – «провал» в минувшем квартале.

Тем не менее, главной бедой, по мнению властей, стало не финансирование, а ужесточение методики закупки лекарств и расходных материалов для льготников.

– Вы прекрасно знаете, как проходят механизмы закупки, как они ужесточились с этого года, - недавно отметила на заседании профильного комитета в парламенте Карелии и.о. первого заместителя министра здравоохранения РК Елена Кузьмичева. - Но поверьте, это не только в Карелии, но и в Российской Федерации. И мы сейчас отслеживаем те контракты и закупки, которые осуществляются в других регионах, чтобы сравнить.

Отметим, федеральные СМИ со ссылкой на замминистра здравоохранения РФ Наталью Хорову также сообщали, что большие проблемы с льготниками наблюдаются также в Орловской области и Чечне, а риски по своевременному лекарственному обеспечению имеются в Дагестане, Мордовии, Воронежской, Нижегородской областях и ряде других регионов. Правда, чиновница объяснила это не изменениями в законодательстве о закупках, а большим числом льготников, отказавшихся от монетизации набора социальных услуг (НСУ).

Тем не менее, на ужесточение методики указывают все, с кем нам удалось побеседовать. Другое дело, что сказать что-то более конкретное по этому поводу не смог никто. Замначальника отдела лекарственного обеспечения Минздрава РК Инга Исакова, с которой мы связались по рекомендации пресс-службы ведомства, в первую минуту телефонного разговора отказалась давать какие-либо комментарии.

– У нас нет проблем с больными диабетом! – отрезала она и бросила трубку, так и не пояснив ситуацию с ужесточением законодательства.

Догадайтесь сами

Надо полагать, что речь идет об октябрьском постановлении Правительства РФ, которое с 1 января 2018 года ввело новые правила описания лекарственных препаратов при госзакупках. Осенью появились и приказы Минздрава о новых формах типовых контрактов, и новая методика формирования начальной максимальной цены контрактов. Вероятно, эти требования и внесли сумятицу в ряды региональных чиновников, отвечающих за тендеры по льготным лекарствам для больных диабетом. Но что мешало Минздраву республики адаптироваться к новой методике заранее, ведь изменения появились не за одну секунду? Исаковой, как уже было сказано, мы этот вопрос задать не успели…

В схеме остается последнее звено – медицинские учреждения. На основе их информации формируются федеральный и региональный регистры больных сахарным диабетом в Карелии. Это логично, ведь на учет пациента может поставить только эндокринолог. Как объяснила нам руководитель «Карельского диабетического союза» Марина Хохольская, данные регистров (пофамильные списки с конкретными наименованиями препаратов, дозировок и т.д.) попадают в региональный Минздрав, который в итоге, основываясь на имеющихся объемах финансирования, проводит тендеры.

Совсем недавно камень в огород медучреждений в этом смысле бросил вице-премьер РК по вопросам здравоохранения и соцразвития Игорь Корсаков, обвинив главврачей в нерасторопности. Мол, те не справились с новой методикой закупок. Однако, как нам позднее пояснило руководство одной из районных больниц, о какой-то медлительности говорить невозможно уже потому, что медучреждение закупками препаратов для диабетиков не занимается вообще. А вся информация по пациентам обновляется ежеквартально. Общая же заявка отправляется в Минздрав в конце года, еще до того момента, как приходят деньги, и от сроков их поступления не зависит. Поэтому о том, что имел в виду Корсаков, остается только догадываться.

***

Судя по той информации, которую мы смогли получить почти от всех участников «цепочки», пока все дороги ведут в Минздрав РК. Мониторинг Официального портала госзакупок показывает: министерство действительно активизировалось с профильными тендерами крупных объемов лишь в конце февраля этого года. Справедливости ради отметим, что больших перерывов между аукционами в 1 квартале этого года все-таки не было.

Смогут ли карельские чиновники приноровиться к новым требованиям федерального законодательства? Игорь Корсаков на заседании кабмина заметил, что улучшить ситуацию можно только с помощью централизованных закупок. К такому же выводу, между прочим, власти пришли, когда в республике возникли большие сложности с поставками школьного питания. Но даже если сроки тендеров будут перенесены на осень, а деньги будут приходить вовремя, диабетикам существенно проще жить не станет.

По словам Марины Хохольской, сегодня в стране федеральному льготнику по нормативу положено 823 рубля в месяц, что, разумеется, не покрывает всех его расходов. Региональные льготники имеют другой, более высокий «бюджет», но он тоже серьезно ограничен.

Поэтому при общем сокращении финансирования (по информации Елены Кузьмичевой, в этом году ведомственная целевая программа в республике «похудела» более чем на 8 млн рублей) дефицит лекарств и тест-полосок для диабетиков кажется тем более нелепым и циничным.

#Дмитрий Ананьин #Аналитика
Подпишитесь