Posted 16 апреля 2018,, 09:47

Published 16 апреля 2018,, 09:47

Modified 30 октября 2022,, 18:40

Updated 30 октября 2022,, 18:40

Ретроспектива: талисманы ЧМ по футболу от Вилли до Забиваки

16 апреля 2018, 09:47
Всего два месяца остается до старта главного футбольного праздника – Чемпионата мира по футболу. В преддверии мундиаля журналист КарелИнформ вспомнил все талисманы соревнования и составил инфографику.

Первый Чемпионат мира по футболу состоялся в 1930 году в Уругвае. Тогда на турнире приняло участие всего 13 команд. В период между 1938-1950 годами соревнование не проводилось в связи с разгоревшейся Второй мировой войной и последующим переустройством мирового порядка. В 1950 году состоялось первое послевоенное мировое футбольное первенство в Бразилии. С тех пор соревнование неизменно развивается.

Ещё во второй половине XX века количество команд, участвующих в финальной части, расширилось с 16 до 24 (впервые 24 команды выступили на ЧМ-1982 в Испании), а затем и до 32 на ЧМ-1998 во Франции. С 2026 года за кубок мира будут бороться уже 48 команд. Можно выделить две основные причины расширений. Во-первых, в 1950-1960-х годах на фоне процесса деколонизации больше 50 колоний в Азии и Африке обрели независимость от метрополий и создали собственные национальные федерации футбола. Например, первый Кубок африканских наций состоялся в 1957 году – тогда участниками турнира были всего три команды, тогда как сейчас в финальной части выступает 16 сборных, а в отборочном турнире – до 55. Квота Африки на ЧМ сейчас составляет 5 команд.

Во-вторых, футбол стал привлекать всё больше внимания по всему миру. Давно известно, что футбол из игры превратился в бизнес. Например, международная федерация футбола FIFA заключает многомиллионные контракты на организацию телетрансляций матчей мундиалей. Соответственно, чем больше матчей, тем больше зарабатывается средств на продаже билетов и прав на трансляции. Главное условие успеха: наличие массовой аудитории как на стадионах, так и у телеэкранов. Так, в 1966 году организаторы ЧМ в Англии внедрили новое средство для привлечения зрителей. Они придумали первый талисман, которым стал английский национальный символ – лев.

Чаще всего выбираются такие талисманы, которые бы, как в случае со львом, смогли отразить какой-либо национальный символ с целью приобщить массовую аудиторию к культуре принимающей стороны. Маскоты красуются на большинстве постеров, снимаются в рекламе. Люди, одетые в их костюмы, приветствую публику на матчах открытия, финалах или церемониях награждения, либо создают ощущение праздника на улицах принимающего города в день матча. Традиция, которая зародилась в Англии более полувека назад, соблюдалась на последующих 12 мундиалях. Соблюдается и в России. Волк Забивака стал 14 по счёту талисманом ЧМ, а с его предшественниками можно ознакомиться в инфографике.

"