Posted 11 февраля 2018, 12:19
Published 11 февраля 2018, 12:19
Modified 30 октября 2022, 18:38
Updated 30 октября 2022, 18:38
В конце января в Карелии в шестой раз прошёл этап Кубка мира по ездовому спорту. С 2014 года гонки на собачьих упряжках проводятся в Петрозаводске, стартовая зона и площадка для зрителей находится на стадионе «Коммунальник». В 2018 году в соревнованиях приняло участие 116 гонщиков из разных регионов России, Финляндии и Швеции. В этом году гонки вновь состоялись при тяжёлых погодных условиях. В 2015-2016 годах во время гонок был сильный мороз, а в 2017 году этап Кубка мира пришлось отменить ввиду нехватки снега.
С похожей ситуацией команда организаторов столкнулась и в этом году, но трассу всё же удалось своевременно построить, несмотря на нагрянувшую оттепель. Очень много сил в организацию и проведение гонки «По земле Сампо» вложила команда добровольцев. «Волонтёры – это наше всё» — так отозвался о работе корпуса один из главных организаторов гонки Виктор Альбертович Симонов.
В команду добровольцев вошло 150 человек из разных районов Карелии и городов России. В этом году руководителем штаба волонтёров на гонке стала Юлия Маликина, один из опытных сотрудников петрозаводского Центра развития добровольчества. Юлия начала активно заниматься волонтёрской деятельностью в 2014 году как раз с гонок на собачьих упряжках, которые тогда впервые состоялись в Петрозаводске. Сейчас Юлия учится на втором курсе института педагогики и психологии ПетрГУ. В Центре добровольчества она курирует команды волонтёров из районов Карелии и разные проекты, связанные с развитием волонтёрства. О работе корпуса волонтёров на гонке «По земле Сампо-2018» Юлия рассказала нам в интервью.
Как происходил набор волонтёров на гонки?
Мы набирали волонтёров традиционным образом. В начале ноября мы подготовили анкету для первого этапа отбора и затем начали её распространять в социальных сетях. Вскоре стали поступать заявки. Всего их было больше 220, среди них мы отобрали 150 лучших. Было очень много заявок из районов Республики и из других регионов России. Для нас это стало новинкой, потому что раньше заявки приходили в основном из Санкт-Петербурга и Пскова. В этом году границы расширились до Самары, Рязани, Тамбова — городов, отдалённых от Карелии. В начале декабря в нашем Центре развития добровольчества работала команда рекрутеров и проводила собеседования с кандидатами. В Петрозаводске собеседования проходили очно, а с кандидатами из других городов — заочно по телефону. После собеседований мы сформировали команду волонтёров и начали их обучение.
Как проходило обучение добровольцев?
Мы разработали двухуровневую систему подготовки. Первый уровень – это обучение команды тим-лидеров волонтёров гонки, прекрасных 20 человек, которые проходили дополнительный отбор и отдельное обучение. В основном команда тим-лидеров состоит из опытных ребят, кто уже принимал участие в организации гонок. Затем тим-лидеры выходили на обучение со своими командами волонтёров: делились своим опытом, рассматривали отдельные ситуации, рассказывали о принципах работы. Правилам работы на гонках мы уделяем большое внимание, даже сделали специальные памятки для волонтёров. Во время обучения ребята проходили тест на знание гонки, который с каждым годом мы делаем сложнее. В этом году тест состоял из 40 вопросов, 15 из них – это ситуативные задачи, которые мы разрешали по ходу гонок в прошлые годы. В вопросе описывалась ситуация, волонтёру предлагалось написать план своих решений. Ответы в интернете найти было нельзя, потому что описывались уникальные ситуации. Ребята назвали этот тест «мини-ЕГЭ». Действительно, все сдавали «Единый гоночный экзамен». Дополнительно мы проверяли экипировку всей команды волонтёров, которая заранее была проинформирована о необходимости иметь при себе определённую одежду. В первую очередь, мы следим за безопасностью волонтёров, которые находятся целый день на улице в суровых погодных условиях. В Петрозаводске был большой сбор, где каждый доброволец приходил в полной экипировке. Волонтёры из других городов присылали фотографии формы, которую они брали с собой. На гонке все волонтёры носили сигнальные жёлтые жилетки, чтобы организаторы, участники и зрители могли отличить добровольцев от гостей.
Правда ли, что волонтёры полностью подготовили трассу?
Да, снежная трасса подготовлена силами волонтёров. В этом году мы столкнулись со сложными погодными условиями. Второй год подряд в Карелии нехватка снега перед гонкой. Во время подготовки гонки наша команда выходила на снежный рейд. Мы вывозили снег, откуда только можно, чтобы засыпать самые сложные участки трассы. Когда гонщики едут на большой скорости, из-за некачественного покрытия они и их собаки рискуют получить травмы. Также вдоль трассы мы устанавливали ограждения. После гонки мы оперативно собирали их обратно и складывали вместе с остальным инвентарём, чтобы организованно вывезти со стадиона. Хорошо, что не пришлось растаскивать снег обратно по своим местам.
Какие функции выполняла команда волонтёров во время гонки?
У нас было 6 направлений деятельности. Волонтёры пресс-центра начали работу ещё в ноябре. Они помогали получить аккредитацию гонщикам, их помощникам и СМИ. Они также полностью освещали гонку и занимались её информационной поддержкой. Волонтёры парковки встречали гостей и помогали парковать автомобили. Была небольшая команда у инфостоек – эти ребята знали всё о гонках и о происходящем на трассе. Команда аниматоров проводила развлекательную программу перед сценой. Самое масштабное направление – это волонтёры трассы, их было около 80 человек. Они располагались по всей трассе, следили за безопасностью, призывали зрителей и прохожих не выходить на дорогу. Они также помогали судейскому корпусу. На трассе есть контрольные точки, где волонтёры записывали данные о гонщике и время прохождения участка, и затем анализировали вместе с судьями. Также на гонке работала команда первой помощи. Волонтёры первой помощи в основном располагались на самых сложных промежутках трассы, также следили за безопасность, а в случае падения предлагали немедленную медицинскую помощь.
Кто раздавал задания волонтёрам?
Мы обычно взаимодействуем с организаторами гонками и с судейским корпусом, который приезжает к нам из Москвы и Санкт-Петербурга. Судьи обращаются к волонтёрам за разной помощью, указывают, на каких участках трассы нужно заполнять стартовые листы. После каждого дня гонки мы вместе с судьями анализировали собранные данные. Также на соревнования каждый год приезжает рейс-маршал гонки, руководитель Латвийской Федерации ездового спорта Гиртс Элдманис. Мы с ним контактируем напрямую. Он либо сам подходит к волонтёрам прямо на трассе и комментирует какие-то вещи, либо раздаёт указания через меня.
Кроме отсутствия снега, что стало самой большой проблемой для штаба волонтёров при организации гонки?
Самой большой проблемой было выбрать 150 волонтёров из числа полученных заявок. В этом году конкурс был два человека на место. Так получилось за счёт большого количества заявок из районов Карелии и регионов России. С кандидатами не из Петрозаводска было работать сложнее, потому что мы не могли видеть их вживую, общались по телефону. Приходилось с ними отрабатывать по максимуму, чтобы убедиться, что человек приезжает в Петрозаводск не «потусить», а работать в тяжёлом проекте гонки. Нам нужно было отобрать 40 волонтёров из других районов и городов и затем гармонично соединить их с командой в Петрозаводске.
Какие проблемы гонки волонтёр может выделить со стороны?
Раньше всегда большой проблемой было взаимодействие с ГИБДД. В этом году случилось чудо, и с ГИБДД мы отработали очень хорошо, за что сотрудников службы хочется сильно поблагодарить. В прошлые четыре гонки приходилось по максимуму готовить волонтёров парковки, чтобы они могли самостоятельно разрешать проблемы. Гораздо проще, когда правила движения рядом со стадионом объясняет сотрудник ГИБДД, а не мальчик-волонтёр шестнадцати лет. В этом сотрудники ГИБДД первые вышли на контакт, во время гонки закрепили несколько машин ДПС за контрольными точками на парковке, вели дежурство. Но в этом году большой проблемой стала полная недоговорённость с другими сотрудниками полиции, которые отвечают за порядок и безопасность на улице. Раньше на гонках их было больше, хотя и тогда приходилось трудно взаимодействовать, даже сложнее, чем с большой командой волонтёров. Сейчас мы столкнулись с тем, что на оживлённом и опасном участке трассы на «Кургане» не было ни одного полицейского. В этом месте в основном стоят волонтёры-школьники, которым тяжело справляться с потоком лыжников и людей на прогулке, мешающим гонщикам на трассе. К сожалению, некому было помочь из взрослых сотрудников полиции, которые могли бы достойно объяснить людям, что на трассе находиться небезопасно. Сотрудников полиции было очень мало, всего 10-15 человек. Их внимание было сконцентрировано на стартовом городке, ограниченные силы нельзя было перебросить на другие участки.
Случались ли происшествия на трассе?
Случалось нарушение регламента. Некоторые гонщики имеют разные понимания о том, как должна проводиться гонка. Есть гонщики, которые путают знаки, уезжают не туда, срезают определённый участок трассы, за что их приходится дисквалифицировать. Для волонтёров наиболее напряжённая ситуация, когда гонщик разбивается и теряет свою упряжку. К сожалению, во время гонки такое произошло. В первый день гонщица не справилась с управлением и вылетела с трассы. Собаки не увидели оградительную ленту, упряжку не удалось вовремя остановить. В результате упряжка сошла с трассы на оживлённую дорогу, это создало сложности для организаторов гонки. Также случалось несколько конфликтных ситуаций с лыжниками, которые не знали, что на «Кургане» проходит участок гонки. Они отказывались покидать трассу. К несчастью, есть люди, которым не объяснить, что опасно находиться на трассе, когда по ней на скорости летят упряжки весом 200 кг. С этой проблемой мы боремся из года в год, знаем, что история повторяется. Поэтому специально готовим волонтёров трассы к таким ситуациям. Сейчас проблем было меньше, неудобства создавали только лыжники.
Какое осталось впечатление после гонки? Поступали ли жалобы со стороны участников?
Недовольные есть всегда. Но в основном жаловались отдельные обиженные участники, которые ошибались на дистанции. Они могли перекладывать ответственность за свои ошибки на волонтёров, которые не имеют права подсказывать на гонке. Есть люди, которые приезжают на гонку не в первый раз, но продолжают в неудачах винить волонтёров. Мы стараемся реагировать на объективную критику людей, которые видят нашу работу до, во время и после гонок. В первую очередь, со стороны судейского состава. В этом году судьи остались довольны нашей работой на всех участках трассы. Рейс-маршал гонки отдельно выделил наиболее отличившихся волонтёров, например, девушку, которая самостоятельно остановила две убежавшие упряжки. Я тоже считаю, что команда волонтёров достойно справилась со своими задачами в этом году, несмотря на преобладающее число новичков в команде.
По ряду причин гонка «По земле Сампо-2018» не стала эталонной, но этот факт не преуменьшает вклад, внесённый командой волонтёров в проведение соревнований. Дружина добровольцев однозначно сделала эту гонку лучше.