Posted 22 января 2018, 12:24
Published 22 января 2018, 12:24
Modified 30 октября 2022, 18:24
Updated 30 октября 2022, 18:24
Причиной тому является несколько запутанный для простого смертного процесс утверждения пределов роста платежа по каждому муниципальному образованию. Сейчас ситуация во многом прояснилась.
Лабиринты расчетов
Максимально допустимый рост совокупного платежа в среднем по Карелии с 1 июля 2018 года определен в 3,7% с учетом предельного отклонения 2,2%. Оно допустимо в том случае, если поставщику услуги удастся доказать Госкомитету по ценам и тарифам обоснованность своих расходов. Другими словами, плата за коммунальные услуги не должна вырасти более чем на 5,9%. Такие же цифры для республики были установлены на федеральном уровне и в прошлом году. Отметим, о жилищных услугах (текущий и капитальный ремонты, вывоз ТБО, ОДН и пр.) речь в данном случае не идет, мы говорим исключительно о «коммуналке», т.е. о теплоснабжении, водоснабжении, газоснабжении и электроэнергии.
По установленному индексу среди других субъектов РФ Карелия находится в «середнячках»: в рейтинге лидируют Саха (6%), Башкортостан и Кемеровская область (по 5,9%), самые низкие проценты имеют Северная Осетия и Новосибирская область (по 3%). На уровне СЗФО республика также смотрится относительно неплохо.
Федеральные расчеты не раз становились предметом дискуссий у региональных чиновников. Бывший глава Госкомцена Карелии Артур Мяки в прошлом году отмечал, что для ведомства установленный индекс явился чуть ли не сюрпризом, а о том, какими принципами в данном случае руководствуется Москва, он не осведомлен. Думается, экс-руководитель имел в виду недоступность конкретных формул для расчетов, ведь из основных мотивов увеличения тарифов секрета никто не делает.
– Рост цен на коммунальные услуги в 3,7% основан на индексе роста потребительских цен, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития РФ, - уточняет и.о. председателя Госкомитета РК по ценам и тарифам Глеб Суржко. - О конкретных формулах я сказать не могу, поскольку не участвую в подготовке на федеральном уровне. Но итоги тарифного регулирования во всех сферах показали, что все расчеты в достаточной мере обоснованы.
Выше высшего
Предусмотренные законом механизмы предполагают, что, несмотря на упомянутую «предельность», муниципальные образования в регионах имеют право превышать максимумы. Если ресурсоснабжающей организации удается доказать обоснованность «выхода за рамки», то представительная власть с главой района вольны принять соответствующее решение и обратиться к главе республики за поддержкой. Правда, не факт, что регулятор такое обращение поддержит.
В прошлом году в Карелии такое право реализовали Прионежский, Кондопожский, Пряжинский и Калевальский районы, а также Сортавала, Кондопога и Петрозаводск. Об этом в июне на заседании профильного комитета в региональном парламенте сообщила бывший первый заместитель председателя Госкомитета РК по ценам и тарифам Мария Копосова. По ее словам, индексы были установлены более чем на величину отклонения в 31 населенном пункте из 110. Например, в Петрозаводске предел по решению Петросовета был установлен в 9,8%.
Такая возможность вызывала у населения если не шок, то, мягко говоря, удивление: большинство узнавало об окончательных изменениях уже по факту, получив квитанции за июль. Но если в прошлом году муниципалитетам часто удавалось убедить Госкомитет в превышении максимумов, то сейчас ситуация поменялась кардинальным образом.
Требуются доказательства
Несмотря на то, что механизмы, процедуры и возможности остались прежними, обращения местных депутатов, поступившие в Госкомцен республики до появления правительственного распоряжения, поддержку не получили.
– Были обращения Советов, они были рассмотрены, причем с учетом итогов регулирования, - отмечает глава ведомства Глеб Суржко. - Никому выше установленных пределов тариф мы не утвердили и не установили. Даже если на тарифное регулирование выходят вновь образованные организации, то сейчас по указу главы республики предельный индекс утвержден, и всем поселениям установлено предельное отклонение роста.
По его словам, теоретически ситуация прошлого года возможна, что по-прежнему позволяет законодательство, но на практике все выглядит иначе.
– Практически никто мотивированно и полноценно не обосновал необходимость реализации какой-то инвестиционной программы (что является одним из условий, дающих право на превышение максимума. – прим. ред.), - добавляет Суржко. - Я допускаю, что потребность в этом в каких-то районах есть. Когда главы районов на различных совещаниях обращались в Правительство республики, всем разъяснялось, что есть определенный механизм. Если вы считаете необходимым проводить и утверждать инвестиционную программу, то в установленном порядке через Совет должны проработать дополнительные мероприятия, чтобы модернизировать системы водоснабжения и водоотведения.
Готовим калькуляторы
Резюмируем и перейдем к главному. С 1 июля этого года плата за коммунальные услуги в среднем по Карелии поднимется на 3,7%, но по отдельным муниципальным образованиям (каким, станет известно чуть позже) возможны 5,9% роста. Но не более. Это вовсе не означает, что какая-либо конкретная коммунальная услуга, будь то водоснабжение или цены на дрова, не может подорожать значительнее. Названные проценты имеют отношение к совокупному (!) платежу.
Например, плата за теплоснабжение в квитанции за июль выросла на 8%, то бить в колокола рано: какая-либо другая услуга должна была подешеветь. Проще говоря, общую стоимость всех коммунальных услуг за июль 2018-го разделить на их общую стоимость в декабре 2017-го, умножить на 100% и отнять 100%.
Если у собственника все же возникли сомнения по правильности начислений, он может обратиться либо в Госкомитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору (бывшую Госжилинспекцию), либо в Госкомитет РК по ценам и тарифам.
– В прошлом году из 8 тысяч обращений в целом примерно четверть касалась правильности тех или иных начислений за жилищно-коммунальные услуги, - рассказывает начальник отдела надзора и контроля платы Госжилнадзора республики Ирина Минакова. – Большая часть имела отношение к жилищным услугам, особенно после изменений в законодательстве, имеющих отношение к общедомовым нуждам. Могу вспомнить лишь один случай, когда поступила жалоба на исполнителя коммунальной услуги: в итоге организация заметила свою ошибку, и заявительнице был сделан перерасчет в сторону увеличения.
В свою очередь, по словам руководитель Госкомцена РК Глеба Суржко, в ведомство часто поступают обращения и вопросы на телефонные «горячие» линии. Тем не менее, в прошлом году ни одного факта нарушений со стороны поставщиков услуг выявлено не было.
***
По большому счету, намерения и настрой властей похвальны, равно как и курс карельского правительства на наведение порядка в ценообразовании в отрасли. Например, отдельные тарифы для теплоснабжающих организаций и энергетиков были существенно снижены с 1 января этого года, что должно положительно сказаться на жилищно-коммунальных затратах. На социальной составляющей делают акцент и в Госкомцене:
– Любое повышение тарифов (а значительное повышение тарифов тем более) отражается на кошельках граждан и вызывает негативную реакцию, - подчеркивает Суржко. - Соответственно, и в этой части должна присутствовать социальная политика.
Но немного разбавим оптимизм статистикой. По данным Карелиястата, за январь-октябрь 2017 года реальные располагаемые доходы населения (т.е. деньги, имеющиеся на руках после вычета всех обязательных платежей и взносов) в январе-октябре 2017 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 2,0%, пусть инфляция в регионе и значительно замедлилась. Есть, о чем задуматься.