Posted 19 декабря 2017,, 16:29

Published 19 декабря 2017,, 16:29

Modified 30 октября 2022,, 18:51

Updated 30 октября 2022,, 18:51

Чума двадцать первого века поймала в капкан человека

19 декабря 2017, 16:29
В спектакле театра «Ad Liberum» «Пир во время чумы» можно увидеть воочию чуму ХХI века и поразмышлять над её мотивами и последствиями.

Равнодушие, безжалостность, зависть, жестокость, жадность – всё это сжирало души людей 200 лет назад. Эти же пороки уносят жизни, сжигают души и сегодня. Но как эту мысль донести до людей в ХХI веке? Современная обстановка и подсказала главному режиссёру Негосударственного авторского театра «Ad Liberum» Снежане Савельевой идею поставить спектакль по «Маленьким трагедиям» Александра Пушкина. Увидеть эту страшную болезнь – чуму ХХI века – воочию, поразмышлять над её мотивами и последствиями, что-то понять и попытаться изменить то будущее, куда мы неминуемо движемся сейчас.

Снежана Савельева, художественный руководитель и главный режиссёр Негосударственного театра «Ad Liberum»:

«Алчность больше и больше съедает людей, благородства, честности, самопожертвования всё меньше... Посмотрите, что показывают по телевизору. Если раньше было много развлекательных и познавательных программ, то сейчас все шоу связаны с получением наживы. Даже в «Что? Где? Когда? теперь играют за деньги и на деньги, а не на книги».

«Быть может, ни в одном из созданий мировой поэзии грозные вопросы морали не поставлены так резко, как в «Маленьких трагедиях» Пушкина», – писала Анна Ахматова.

Елене Сапегиной досталась чрезвычайно сложная роль – Чумы. В моноспектакле актриса играет более десятка ролей, говорит разными голосами, поёт, танцует, водит кукол – в её образе сменяют друг друга честолюбивый Сальери и хвастливый Моцарт, скупой барон и его непутёвый сын, а уже через несколько минут влюблённый, но скучающий Фауст под её руководством ведёт роковой диалог с Мефистофелем. В пьесе «Пир во время чумы» она перевоплощается в тех, кто «пирует на костях», когда рядом ходит смерть… Только Бог знает, как не сойти с ума к концу спектакля от столь частой смены эмоций, характеров, настроений.

«Если бы она не могла этого сделать, я бы ей не доверила. Но я увидела в Елене силы взяться за этот материал и сделать его так, как его задумала я», - рассказывает Снежана Савельева.

Снежана Геннадьевна решила сделать Чуму одушевлённой – не абстрактной невидимой субстанцией, а самой что ни на есть дьяволицей. Вот она, она существует, она поражает лучшие умы, самые сильные чувства превращает в жестокость, любовь обращает в ненависть. Чума – олицетворение всего порочного в человеке. Но при этом её образ двойственен. Повернувшись ангельской стороной, она убеждает человека в том, что не является благодетельством. Другая сторона обнажает истинные чувства и намерения. И вот мы видим подлинное лицо Чумы, начинаем понимать её сущие чувства и бояться «маленькую смертушку» в тележке, которую та повсюду тянет за собой.

Жуткие черепа, посмертные маски, маленькая, почти невидимая смерть. Пронизывающие вас ужас, страх, боль. Страшно?

Всё, что происходит на сцене, имеет оттенок таинственный и мифический. Полумрак, где освещёнными порой остаются только черепа и кресты, создаёт ощущение потустороннего мира. Куклы не просто оживают в руках актрисы, кажется, перед нами и впрямь маленькие сморщенные старикашки, съедаемые завистью, злостью, ненавистью, движимые дьявольскими мотивами. Вещающие словно не со сцены, а проявляющиеся из глубин человеческого сознания.

Куклы, кстати, дело рук самой Снежаны Савельевой. Когда-то она работала в Московском театре кукол и вот решила вспомнить полученные навыки. Говорит, что давно хотела поговорить со своим зрителем на серьёзные темы, но просто читать текст не хотелось, вот и получился синтетический спектакль.

О правде, которую обнажил Пушкин, тогда наверняка шептались чиновники и богачи, творцы и крестьяне. Вряд ли кого-то могли оставить равнодушными темы, которые не принято обсуждать в обществе. Но сегодня просто прочитав или пересказав уже не достигнешь того эффекта – слова пройдут мимо. Сегодня нужно напугать, потрясти, ввергнуть в шок, используя разные формы, чтобы зародить зерно сомнения в своей повседневной жизни: так ли мы живём? Созидательны ли наши действия?

«Этот спектакль для тех, кто любит Пушкина, любит читать, мыслит, размышляет на философские темы, для тех, кто не воспринимает эту жизнь как потребитель, для людей, которые пытаются барахтаться и сделать в этой жизни что-то полезное. Чем больше будет людей, которые постараются улучшить тот мир, тем быстрее мы вернёмся к нации, которая считалась самой продвинутой, умной, чувственной, читающей страной», - надеется Снежана Савельева.

200 лет назад, во времена Пушкина, люди не могли найти противоядие ужасной болезни, чума уносила всех, независимо от ранга и статуса. Чума ХХI века обладает множеством обличий: пленяет ложной выгодой, порабощает ради золотых монет, отодвигая на второй, а то и третий-четвёртый план человеческие ценности - дружбу, любовь, да что там, простое человеческое общение. Противоядие чуме ХХI века не найдено тоже.

В финале спектакля, когда уже всё сказано и многое понято, современные фото демонстрируют нам изъяны нынешнего столетия – равнодушие к ближнему, недостаток любви, отсутствие сопереживания и нежелание помочь. Мог ли Александр Сергеевич Пушкин предположить, что мир станет ещё хуже…

"