Мукомольные предприятия Санкт-Петербурга оказались в критической ситуации: дефицит вагонов оставил хлебозаводы без сырья. Из-за активного экспорта зерна вагоны не доходят до местных переработчиков.
Как сообщают Новые известия, это может обернуться дефицитом хлебопекарной продукции и ростом цен. По мнению губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, невозможность транспортировки сырья создаёт риски срыва сроков поставок, роста себестоимости зерна и остановки производства.
За 2016 год государство стало собственником почти 3000 вагонов. АО «Объединенная зерновая компания» (ОЗК), которая является государственным зерновым трейдером, и контролирует всем производственные циклы движения зерна: от хранения до реализации продуктов переработки, приобрела новые вагоны для обеспечения продовольственной безопасности, но до сих пор неизвестно, были ли они направлены в помощь Санкт-Петербургу.
Между тем сегодня на рынке железнодорожных перевозок работает «Русагротранс», который, по данным ФАС, является доминирующим субъектом. Ведомство контролирует цены компании, а остальные операторы пользуются свободным ценообразованием. Из-за ценового контроля стоимость предоставления вагонов у «Русагротранса» существенно дешевле, чем у конкурентов, поэтому борьба идет именно за его вагоны. У мелких участников рынка цены на перевозку могут доходить до 2500 рублей, в то время как у «контролируемых» участников цена составляет порядка 1500 рублей.
В Карелии в настоящее время также наблюдается проблема с вагонами. Но под ударом оказались предприятия горнопромышленного комплекса. За последние 9 месяцев в республике сложился существенный дефицит предоставления полувагонов на полигон Октябрьской железной дороги, что повлекло существенное снижение отгрузки щебня, и, соответственно, вынужденное уменьшение его производства предприятиями. Ситуация может привести к остановке в ближайшие месяцы деятельности 20 предприятий горнопромышленного комплекса Карелии.