Не раз мы публиковали посты, в которых жители Петрозаводска делились фотографиями испорченной продукции, купленной в магазинах города. В каких гипермаркетах находят больше всего просрочки и действительно ли за это штрафуют сетевые магазины, наше издание решило узнать в управлении Роспотребнадзора по республике Карелия.
По информации Роспотребнадзора, по результатам контрольно-надзорных мероприятий после обращений жителей Карелии о недоброкачественной продукции, в указанных магазинах виновные лица были привлечены к административной ответственности на общую сумму 1117 тыс. рублей.
Узнав названия магазинов, где были замечены испорченные товары, мы решили отправиться туда и провести собственный рейд.
24 августа мы посетили гипермаркет Магнит на ул. Казарменской 2, супермаркет Магнит на ул. Луначарского 33 и супермаркет Дикси на ул. Александра Невского 30.
Гипермаркет Магнит
В первую очередь мы обратили внимание на свежую продукцию: салаты, курицу-гриль и т.д. По словам продавцов, всё готовится в день выставления на продажу. Остаётся лишь верить им, потому что на ценниках стоит только дата, когда был выпущен ценник. Эта проблема присутствует во всех магазинах, которые мы обошли.
Далее мы проверили хлебобулочные изделия, свежезамороженную курицу и мясо, колбасы, сосиски, а также молочную продукцию и ничего с истёкшим сроком годности не нашли.
В этом магазине внимание привлёк только сыр «Лёгкий», который лежал ближе всего к руке покупателя, чтобы из аналогичных сыров выбрали именно его. А по дате продукция была просрочена на 4 дня – от 22.04.17 до 20.08.17.
На следующий день 25 августа мы решили вернуться сюда, чтобы проверить – лежит ли этот сыр на выделенном для него месте в первом ряду прилавка, и обнаружили его снова.
Супермаркет Магнит
Чаще всего жители Петрозаводска посещают небольшие супермаркеты, которые расположены рядом с домом, поэтому мы решили после гипермаркета посетить супермаркет. Среди хлебобулочных изделий, курицы, мяса, молочных изделий, колбас и сыров ничего испорченного мы не обнаружили.
Просрочку нашли в сандвиче с курицей от 12.08.17. Выглядит он совсем не аппетитно – с плесенью.
«Дикси»
Воодушевившись тем, что обнаружили в «Магните» мы решили отыскать подобное в «Дикси». Нашли.
Первое, что бросилось в глаза - хлебобулочные изделия, расположенные недалеко от входа в магазин. Три минибагета производством от 22.08.17 (не таким давним!) все в плесени. Остальные представленные булки и хлеб были мягкие и приятные на вид.
Эту фотографию мы решили опубликовать в нашем инстаграмме, чтобы обсудить с читателями, что может означать подобная продукция. Вот какие ответы мы получили:
«Они французские с плесенью», «Это же новый сорт хлеба «Пенициллиновый»», «Может это деликатес?».
Среди молочной продукции и сыров с истёкшим сроком годности ничего не нашли.
Среди свежезамороженной курицы мы обнаружили крылышки, срок употребления которых закончился в день нашего рейда – 24 августа. Упакованы они были 18 августа. Мы решили посетить этот же магазин на следующий день, чтобы проверить – исчезнет ли эта курица с прилавка?
На следующий день 25 августа мы вновь сюда пришли – курицы уже не было. Три багета так и остались красоваться в том же количестве, что и в предыдущий день.
25 августа мы также провели рейд в других магазинах. В супермаркете «Семья» на ул. Луначарского 19, в супермаркете «Spar» на ул. Правды 38Б, и в магазине «Ленторг» на ул. Луначарского 20. Выбор района обусловлен удобством посещения магазинов - всё расположено рядом.
«Ленторг»
На ул. Луначарского этот магазин меньше чем все предыдущие, которые мы посетили. Поэтому, вероятно, за сроком годности товаров легче следить. Среди молочной продукции, хлебобулочных изделий, колбас, сосисок - с истёкшим сроком годности ничего не нашли.
Внимание привлекли только яйца – лежат в углу, маркировка стёрта, а сами по себе, если смотреть через упаковку, они какие-то битые.
«Семья»
На многие продукты, у которых истекает срок годности, здесь предусмотрены скидки. С одной стороны разумно – покупатель знает, что можно купить определённый товар дешевле, только что надо обратить внимание на срок годности. С другой стороны удивляет как много в магазине продуктов, у которых через три дня истекает срок годности - у основного количества, представленных со скидкой 30% срок стоял до 28 августа.
Обратили мы и внимание на готовую продукцию. Скидка 30% на треску гриль. Дата фасовки 24.08, произведена рыба, вероятно, ещё раньше, так как запах какой-то подозрительно противный. Может просто треска-гриль так несносно пахнет?
Всё остальное: хлебобулочные изделия, свежезамороженная курица, колбасы, сыры, молочные изделия (на которых не стояла скидка 30%) нареканий не вызвало – срок годности нормальный.
«Spar»
По информации в Википедии «Семья» и «Spar» один и тот же магазин: ООО «ТД Интерторг» в 2004 году запустил сеть универсамов «Народная 7Я семьЯ», а через несколько лет — сеть супермаркетов «ИдеЯ». В декабре 2011 года началось развитие сети супермаркетов «SPAR» (по франшизе).
Наверно поэтому ничего нового в Spare мы не нашли. Все даты годности продуктов в норме, внимание стоит обратить лишь на те, которые продаются со скидкой.
«Пятёрочка»
Из всех продуктов, которые мы осмотрели: свежезамороженные мясо, курица, замороженная рыба, колбасы, сосиски, сыры, хлебобулочные изделия и молочная продукция, с истёкшим сроком годности мы нашли только один товар, произведённый самой сетью магазинов «Пятёрочка».
Замороженная пицца «Красная цена» со сроком 23.02.17 могла храниться 6 месяцев при условии, что температура -18. День нашего рейда – 25 августа, а это значит, что уже как 2 дня срок годности истёк.
После рейда по магазинам Петрозаводска мы пришли к выводу, что обязательно надо смотреть дату производства, доверять вслепую нельзя. Кроме того, если упаковка позволяет – надо внимательно осмотреть продукт – не испорчен ли он, возможно, его неправильно хранили.
Что делать, если нашли испорченный товар?
Если вы купили или обнаружили в магазине некачественный товар или товар с истёкшим сроком годности необходимо:
1) Обратиться к продавцу, попросить «Книгу отзывов и предложений», которая должна быть в каждом магазине, обычно в «Уголке для потребителя». Записать о своей покупке/находке с указанием даты и времени обнаружения, а также с требованием принять меры.
Администрация магазина обязана рассмотреть обращение, принять меры и предоставить письменный ответ в «Книге отзывов и предложений».
2) Согласно части 5 статьи 18 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» отсутствие у вас чека или иного документа, подтверждающего факт и условие покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований.
Продавец обязан у вас принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Вы можете участвовать в этой проверке.
3) Если вы хотите вернуть деньги – необходимо письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении или под роспись о получении) обратиться с претензией к продавцу, предъявив требование о возврате денежных средств, уплаченных за испорченный товар.
Если требование не желают удовлетворять – идите в суд и направляйте туда иск о возврате денег. Принудительно вернуть деньги покупателю сможет заставить лишь законное решение суда.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Проверка магазина? Не, не слышал.
Мы обратились в Управление Роспотребнадзора, чтобы выяснить, как часто в Карелии проверяются магазины и узнали, что в настоящее время плановые проверки предприятий торговли проводятся с учётом так называемых «надзорных каникул» и риск-ориентированного подхода к осуществлению надзорной деятельности.
- Предприятия малого и среднего бизнеса освобождены от плановых проверок включительно до конца 2018 года. Добросовестные юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые соблюдают требования законодательства, подвергаются плановым проверкам с меньшей периодичностью или полностью освобождаются от проверок, - сообщили нам.
А штрафы по испорченной продукции начисляют немалые: от 100 тысяч рублей до 600 тысяч рублей для юридических лиц и от 20 тысяч рублей дл 40 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей.
Остаётся лишь надеяться на внеплановые проверки, которые проводятся, если покупатели обращались за восстановлением своих прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, и их обращения не были рассмотрены либо требования не были удовлетворены. Одним из оснований для проведения внеплановой проверки - обращения и заявления были направлены в форме электронных документов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, которые предусматривают обязательную регистрацию в единой системе идентификации.
Если требования покупателя остались без внимания или он не удовлетворён результатами рассмотрения претензии, можно обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия или его территориальный отдел с соответствующим заявлением:
1) ФИО заявителя, адрес проживания, контактный телефон.
2) Дата, время и место (с указанием наименования юридического лица или индивидуального предпринимателя) приобретения несоответствующего требованиям законодательства пищевого продукта.
3) Описание конкретных характеристик приобретённого продукта, по которым выдвигаются требования о несоответствии.
4) Способ обращения к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с претензией на качество приобретённого товара и результаты её рассмотрения.
5) Просьба о принятии мер по обращению.
К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих факт обращения к хозяйствующему субъекту с претензией.
Обратиться для составления претензий и исковых заявлений по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться консультационный Центр при ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия». Он находится в Петрозаводске на ул. Луначарского 13А, каб. 23, тел. 56-12-07.