Posted 3 июля 2017,, 08:28

Published 3 июля 2017,, 08:28

Modified 12 ноября 2022,, 07:58

Updated 12 ноября 2022,, 07:58

Как в Карелии появилась ГАИ-ГИБДД

3 июля 2017, 08:28
Как в Карелии появилась ГАИ-ГИБДД
Сюжет
Статьи

3 июля сотрудники госавтоинспекции отмечают свой профессиональный праздник. А как это ведомство появилось в нашей республике? Обратимся к истории.

К 1926 году во всей Карельской трудовой коммуне насчитывалось всего около двадцати грузовых и легковых автомобилей марок «Уайт», «Форд», «Лорен-Дитрих», «Бенц», «Руссо-Балт» и «Додж». Иными словами, говорить в те времена об обеспечении безопасности дорожного движения не было смысла и, автомобили тогда никто не называл «источником повышенной опасности».

Но это в Карелии. А вот еще в 1920 году В.И.Ленин подписал декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям», который уже предусматривал введение определенных требований к автотранспорту и водителям. Автомобили надо было регистрировать, вешать на них госномера, водители должны были иметь удостоверения и путевые листы. И, главное, был создан специальный орган, следивший за всеми этими правилами – будущая автоинспекция.

Кстати, уже в 1922 году появился символ ГАИ – жезл! В инструкции говорилось, что в «целях правильного регулирования уличного движения всем постовым милиционерам вручаются жезлы». Длина символа ГАИ тогда составляла 11 вершков и, был он красного цвета с желтой рукояткой.

ГАИ в нашей республике рождалось долго. Поначалу там работало всего семь человек, включая бухгалтера. Но со временем, когда парк автомобилей существенно увеличился, увеличивались и штат сотрудников ГАИ, и их обязанности. При этом ГАИ тогда не было отдельной службой.

И, вот, историческая дата: 3 июля 1936 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 1182, согласно которому ГАИ перешло под ведомство Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Это и есть день рождения ГАИ-ГИБДД России и, понятно, Карелии, первым начальником которого стал А.И.Ульченко.

Во время войны автотранспорт был востребован как никогда, и, казалось бы – до соблюдения ли правил было тогда? Однако инспекторы ГАИ не забывали о своих обязанностях: например, в 1942 году в Беломорске они дважды провели техосмотр транспорта – а это 1722 автомобиля. О ДТП тогда ничего не говорилось, но одно серьезное происшествие, все-таки, было зафиксировано: в 1944 году водитель выехал на железную дорогу и, автомобиль протаранил поезд – в результате погиб начальник Беломорстроя.

В истории ГИБДД республики вообще очень много исторически интересных фактов. Например, сводки происшествий, которые сейчас публикуются регулярно на сайте ведомства. В 1946 году сообщалось, что «… Количество дорожных происшествий на автотранспорте… и жертвы от них… из квартала в квартал увеличиваются».

В 1949 году официально сообщалось, что число дорожных происшествий возросло на 80 процентов, а пострадавших – на 70. «Надзор за движением транспорта и пешеходов осуществляется плохо» - говорилось в документе. – «Управление автомобилями в нетрезвом состоянии, превышение скорости, езда на технически неисправных автомобилях носит массовый характер и является основной причиной происшествий». Заметим при этом, что количество автотранспорта в те годы увеличилось еще на 1300 единиц.

Кстати, о пьяных водителях. Еще в 40-х годах прошлого века управление автомобилем в нетрезвом состоянии считалось серьезным нарушением. Вот одно из них – пьяный водитель автобуса, да еще и без прав, наехал в Петрозаводске на колонну военнослужащих. Посадили его в тюрьму или расстреляли за многочисленные жертвы – не известно.

Рост ДТП постоянно увеличивался, поэтому власти Петрозаводска, совместно с ГАИ ограничивали скорость движения в городе, устанавливали разного рода дорожные знаки (в 1950 году их в городе было всего 25) и светофоры (их начали устанавливать еще в 1945 году на самых проблемных перекрестах – Ленина-Энгельса, Ленина-Куйбышева и т.д.).

Но все это мало помогало: надзор за соблюдением ПДД осуществлял взвод регулирования дорожного движения, состоявший в основном из женщин. При этом зарплаты у инспекторов были настолько низкими, что найти желающих стоять на перекрестках в жару и стужу было не найти. В Петрозаводске должно было быть 12 постов регулирования движения, но они очень редко работали одновременно.

Сейчас ГИБДД совсем не то: подготовленные сотрудники, современное оборудование, высокоскоростной служебный транспорт и многое другое из того, что и обеспечивает безопасность на наших дорогах. Другое дело, что мы сами, порой, не очень-то соблюдаем правила дорожного движения. Отсюда аварии, погибшие и пострадавшие – сами, значит, и виноваты. Так что нечего пенять на «гаишников», которые уже больше 80-ти лет пытаются навести порядок на наших дорогах.

Кстати.

«Гаишный» раритет появился на ул. Ленинградской в Петрозаводске

ВАЗ – «копейка» встала возле въезда в Управление ГИБДД в Петрозаводске. На патрульную машинку, которую использовали для работы (да и в кино) в 70-е – 80-е года прошлого века, просто не налюбоваться. Она в идеальном состоянии и, как сообщили в ГИБДД, пришла сюда своим ходом.

Заметим, что автомобиль стоит рядом с памятным знаком и аллеей, которую высадили сотрудники ведомства.

"