Posted 12 июня 2017,, 07:00

Published 12 июня 2017,, 07:00

Modified 12 ноября 2022,, 07:59

Updated 12 ноября 2022,, 07:59

Время России: через тернии к звездам

12 июня 2017, 07:00
Время России: через тернии к звездам
Сюжет
Статьи

День России – великий день великой державы. Наша богатейшая страна и сильные люди вносят вклад не только в развитие нашей планеты, но и за ее пределами, направляя вектор познания в космос, приоткрывая завесу тайн вселенной для всего человечества.

В День рождение нашей страны Информационное агентство «КарелИнформ» решило поздравить всех наших читателей и взять интервью у космонавта, который 10 лет проходил военную службу в Карелии в гарнизоне Бесовец. Его имя – Анатолий Алексеевич Иванишин.

- Давайте начнем с актуального. Недавно я посмотрел нашумевший отечественный фильм «Время первых». Надеюсь, Вам довелось его посмотреть. У космонавтов того времени - Беляева и у Леонова, было соревнование, у них была мечта. А какая у вас мечта?

– Чтобы был мир во всем мире, чтобы экономика России росла темпами не ниже 5% в год, чтобы у нас были хорошие дороги, и люди получали достойную зарплату – перечисляет Анатолий.

– Вы проходите тренировки в достаточно суровых условиях. Что является для вас самым сложным, и что было самым опасным, с чем вы сталкивались при подготовке к полетам и в космосе?

- Есть разные тренировки. Например, в гидролаборатории. Это большой бассейн с находящимися под водой модулями российского сегмента Международной космической станции. Во время этих тренировок в условии гидроневесомости мы отрабатываем действия на внешней поверхности станции во время выхода в открытый космос. Здесь следует сказать о высоких физических нагрузках, так как приходится работать в воде по 3-4 часа, находясь при этом в жестком скафандре весом около 100 кг, внутри которого создается избыточное давление.

Есть тренировка, например, на тренажере космического корабля «Союз», которая требует определенной сосредоточенности и может длиться достаточно долго –полдня. Нам необходимо внимательно выполнять предписания бортового компьютера и эффективно действовать в штатных и нештатных ситуациях.

Кроме того, есть тренировки по выживанию, на случай приземления спускаемого аппарата в незапланированной точке: они проводятся летом на воде и в условиях пустыни, а зимой - в лесу. Такие испытания длятся двое суток, и экипаж должен выжить, используя только подручные средства и носимый аварийный запас. Такая тренировка является действительно физически сложной.

(Кстати, одна из нештатных ситуаций приземления в экстремальной среде обитания была описана в фильме «Время первых», когда после успешной космической миссии, наши космонавты приземлились в заснеженной тайге, где температура опускалась до -40 градусов. - прим. ред.)

– Во время подготовки есть также такие сложные предметы, как теория полета, система управления движением космического корабля – они достаточно специфические. А про опасность… Наши тренировки проходят в основном на тренажерах, там опасность чисто гипотетическая: если экипаж в ходе тренировки допустил ошибку, то мы работаем над их исправлением, и в следующий раз их не повторяем.

– Анатолий Алексеевич, а вот сейчас как раз Госкорпорация «Роскосмос» совместно с Центром подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина объявила открытый набор в отряд космонавтов. Что бы Вы лично порекомендовали желающим стать космонавтом, на что стоит обратить внимание претендентам для удачного прохождения отбора?

– Большинство качеств должно соответствовать требованиями, которые предъявляют «Роскосмос» и ЦПК – это и возраст, и образовательные стандарты, и здоровье.

В первую очередь, нужно внимательно относиться к своему здоровью, заниматься спортом, потому что для кандидатов в космонавты предусмотрен тест на физические способности. Необходимо также ориентироваться в теме космоса, так как если вы дойдете до собеседования и не покажете, что компетентны в том, что представляет из себя современная космонавтика, хотя бы в общих чертах, то, скорее всего, это будет рассматриваться как недостаточная заинтересованность претендента на должность космонавта.

– Как вы общаетесь с коллегами по цеху из других стран?

– Общаемся мы либо на английском, либо на русском языке. Для наших космических партнёров русский является обязательным языком, а для нас – английский. Есть также партнёры, которым приходится учить и английский, и русский языки, как, например, японским астронавтам, которые, кстати, очень преуспели в этом деле. Международная космическая станция состоит из двух сегментов – российского и американского.

Они включают в себя российские, американские, европейский и японский модули. Работаем мы на станции все вместе – и космонавты и астронавты, и являемся экипажами МКС. Все операции планируются таким образом, чтобы российские эксперименты проводились преимущественно на российском сегменте, а наши партнёры из других стран были задействованы в экспериментах, проводимых на американском сегменте МКС. Поэтому, большую часть времени мы проводим у себя, а они – у себя. С другой стороны, станция целостна, никаких пограничников или застав нет, мы свободно можем по ней перемещаться. Но в силу нашей естественной занятости, мы большую часть времени проводим в своих сегментах. Тем не менее, по пятницам и выходным мы собираемся вместе или у них, или у нас, ведь в течение недели мы можем даже не видеться с нашими коллегами.

– Насколько актуальна проблема загрязнения мусором орбиты земли?

– Непосредственно космонавты с этим не сталкиваются, мы знаем о том, что такая проблема существует, но она больше ложится на плечи специалистов центра управления полетами, которые рассчитывают траектории движения станции вокруг планеты. Специалисты на Земле определяют потенциальное сближение с различными космическими телами, и у нас есть определенные нормативы. Так, если прогнозируется сближение объекта со станцией, то принимается решение об изменении ее орбиты. Во время моего первого полета был случай, когда специалисты несвоевременно обнаружили сближение станции с космическим объектом, и было поздно менять орбиту МКС. В таких случаях экипаж должен перейти в корабль и, в случае необходимости, экстренно покинуть станцию, вернувшись на Землю. Вечером в пятницу мы узнали о возможном сближении и уже в субботу утром заняли наши позиции в кораблях, чем обеспечили себе безопасность, успешно переждав пролёт небесного тела.

– Как вы проводите свой досуг?

– Все по-разному проводят свободное время. Можно смотреть новости, на станции есть возможность подписаться на какие-нибудь новостные и развлекательные передачи с Земли, фильмы. Данные загружаются с отставанием в несколько часов, то есть можно посмотреть достаточно свежий выпуск новостей.

– А есть ли на станции доступ в Интернет?

– Есть, но он достаточно сложный. Настолько сложный, что я им практически не пользовался. Нужно ввести бесконечное количество паролей, при этом они работают до тех пор, пока станция не уйдет из зоны вещания спутника, через который проходит сеанс связи. После того, как станция входит в поле зрения другого спутника, нужно вводить другие пароли, и так далее. Когда мне необходимо было посмотреть что-то специфическое по работе, то я пользовался Интернетом несколько раз, но вообще - не особо.

Также у нас есть музыка. Можно позвонить домой или друзьям, знакомым… Свободное время – это понятие трудно формализуемое, у меня его почти никогда не было. Хотя распорядок дня такой, что свободное время у космонавтов и астронавтов есть, просто оно наступает после того, как выполнены все задачи. У нас есть так называемый task list («перечень задач», прим. ред.), который желательно выполнить в свободное время. Я все время старался выполнить задачи из task list’a, чтобы принести какую-то пользу науке, а отдыхать будем дома.

– Весной в новостях прошёл материал о том, что американской компании «Space X» удалось осуществить успешный запуск и возвращение уже использованной ранее первой ступени ракеты-носителя «Falcon-9», а также вернуть на Землю половинку головного обтекателя. Какие, в свою очередь, есть российский новейшие, быть может, революционные разработки, внедряемые сейчас на МКС?

– Мне довелось отправиться в космос на новой серии корабля «СОЮЗ», который летает вот уже 50 лет – «Союз МС». Отечественный космический корабль изменяется, постоянно модернизируется. Хотя внешний вид корабля за это время практически не изменился, его начинка претерпевает существенные изменения, что создаёт новые возможности. У нас, как вы знаете, есть грузовой «Прогресс» и пилотируемый корабль «Союз», которые по большинству систем одинаковые. И, как правило, новые системы сначала обкатываются на грузовом корабле, а затем - на пилотируемом. Так вот, это был очередной этап модернизации, возможно, уже последний, так как следующим кораблём, вероятней всего, станет создаваемый сейчас корабль «Федерация».

– Анатолий Алексеевич, теперь хотелось бы поговорить о Луне. Существует много споров вокруг того, приземлялись ли американцы на Луну или нет. При этом, несмотря на прогресс и развитие космических технологий, официальные полёты на Луну прекратились. Почему?

– Я верю в то, то наши партнёры были на Луне, я видел ту технику, на которой они туда летали. Мне кажется, тогда стояла задача обойти Советский Союз в гонке космических вооружений, и она была выполнена. Наверное, поэтому больше туда никто не летает. Полёт на Луну требует развития новых технологий. Он, конечно, интересен, и создание лунных баз тоже активно обсуждается. Мы к этому придём, но назвать точную дату я не готов.

– После того, как вы смотрели на Землю со стороны, изменили ли вы к ней отношение?

– Ещё до полёта я очень хорошо относился к нашей планете, просто до этого я никогда так далеко не забирался, но, увидев ее со стороны, могу еще раз сказать, что она у нас одна и ее нужно беречь.

– Что Вы чувствуете, когда пролетаете над нашей страной?

– Она очень большая, нам есть чем гордиться. Наша страна способна создавать космическую технику и запускать людей в космос. К сожалению, Международная космическая станция летает по орбите с наклонением 51 градус, и мы не пролетаем над Карелией, поэтому нет возможности увидеть Петрозаводск и сделать его фотографии. С другой стороны, сейчас много можно встретить рассуждений по поводу того, что у России будет своя станция, которая сможет летать по орбите с большим углом наклонения, и тогда это станет возможно.

– Анатолий Алексеевич, и в заключении…Что вас радует в жизни каждый день?

– То, что этот день пришёл, то что есть возможность сделать что-то полезное.

Фотографии предоставлены архивом Центра подготовки космонавтов и официальной группой Государственной корпорации по космической деятельности «РОСКОСМОС» в социальной сети «Вконтакте»

"