Posted 10 апреля 2017,, 16:20

Published 10 апреля 2017,, 16:20

Modified 12 ноября 2022,, 08:03

Updated 12 ноября 2022,, 08:03

Валентин Сватовой: «Я продукт советской национальной эпохи»

10 апреля 2017, 16:20
Валентин Сватовой: «Я продукт советской национальной эпохи»
Сюжет
Статьи

Седьмого апреля в карельском Бизнес-инкубаторе собрались несколько десятков начинающих предпринимателей и тех, кто только задумывается об открытии своего дела. Все они пришли туда с одной целью: послушать известного карельского предпринимателя Валентина Сватового, который уже 18 лет в своих кондитерских «От Валентина» выпекает для жителей и гостей карельской столицы вкуснейшие торты.

Свое предприятие Валентин Сватовой создал в августе 1999 года, а первый торт выдал через месяц. С тех пор каждый год 15 сентября он и его сотрудники отмечают День рождения своей кондитерской.

- За эти 18 лет были очень резкие подъемы и очень резкие спады. Все эти 18 лет я работал на одном юридическом адресе, поменяв его лишь в 2015 году. Все эти годы я работаю на одной форме собственности ООО «От Валентина» и на одном расчетном счете в банке,- рассказал Сватовой.

Он родился в Молдавии, хотя его матушка из Медвежьегорска. Так получилось, что родители уехали туда на какое-то время по комсомольской путевке.

- Для меня нет такого понятия, как национализм. Я продукт советской национальной эпохи. Я интернационалист по природе: украинец (папа украинец), карел, молдованин, армянин и т. д. Но самое главное, при знакомстве со всеми культурами меня почему-то всегда интересовали вопросы, связанные с выпечкой. Мне всегда нравилось готовить, особенно печь, а когда живешь на селе, то это желание усиливается, - поделился Валентина Алексеевич.

С десяти лет он начал заниматься выращиванием домашних животных. На его воспитании были кролики, куры, свиньи и гуси. Свой первый бизнес он сделал на учителях, которым к Пасхе продавал куриное яйцо. А первые деньги за свою еду заработал в 12 лет.

Затем на глаза ему попалась Большая советская энциклопедия, которая и поведала о профессии зоотехника. Понравилось.

Семья вернулась в Петрозаводск, и вслед за старшим братом Сватовой поступил в ПетрГУ на сельскохозяйственный факультет.

- Нисколько об этом не жалею. Потому что это образование на самом деле стоит огромных средств. Мне повезло с педагогами. После окончания вуза я честно отработал зоотехником, свиноводом, селекционером. Я первый в Карелии занялся искусственным осеменением свиней, - похвастался предприниматель.

Потом из совхоза пришлось уйти. По словам Валентина Алексеевича, просто его знания там оказались не нужны. Он занялся продажей пушнины. А далее повезло — его пригласили работать на «Петрозаводский молочный комбинат» инженером по закупке сырья.

- Инженер по сбыту вышла в отпуск, меня попросили ее заменить. Это был летний месяц. Молока очень много, а сбывать его некуда. Чтобы сырье не пропадало, по старинке сделали большое количество творога, заложили его на хранение, а потом реализовывали в течение года. В какой-то момент я попросил директора молкомбината разрешить мне съездить в мурманскую область, чтобы предложить там наше молоко. Взял образцы продукции и поехал. Заехал в Кандалакшу и Мончегорск. А до Мурманска так и не добрался: не хватило продукции. Через месяц мы туда послали первую фуру с молоком. И впервые в 1994 году «Петрозаводский молочный комбинат» столкнулся с нехваткой молока, - поделился Валентин Сватовой. - Я благодарен коллективу «Славмо» и тогдашнему его директору Виктору Маслякову. Они, как и все остальные мои работодатели, предоставили мне шикарную возможность делать ошибки на чужих деньгах — то, чего я не могу себе позволить с 1999 года! - говорит Сватовой.

Надо сказать, что и сам бренд «Славмо» - тоже отчасти заслуга Валентина Алексеевича. Это он вместе со своим коллегой придумал, как славить карельское молоко. «Славмо», то есть «Слава молоку». Коллектив поддержал идею.

А далее был Петрозаводский пивоваренный завод. Сватовой занялся сбытом пива. Продажи этого пенного напитка в зимний период увеличились в разы.

- Но учитывая, что я пива не пил, ну не люблю, я не мог дальше заниматься его продажей. Однако мне удалось вернуть лимонады с натуральным сахаром и натуральными карельскими композициями. Если кто-то захочет возродить это производство сегодня, он озолотится, - пояснил Валентин Алексеевич.

Затем предприимчивого петрозаводчанина пригласили работать в газету «Губерния». И здесь рекорды. В короткие сроки тираж газеты серьезно вырос:

«Мы сработали на опережение. Все газеты тогда появлялись на прилавках в пятницу. Мы стали выходить в четверг. Кроме того, к реализации издания в районах я привлек своих однокурсников».

И вот Сватовому предложили возглавить одну из петрозаводских кондитерских. Тут он понял, что именно это дело, про которое давно забыл, ждало его последние 30 лет.

А со временем Валентин Алексеевич понял, что Петрозаводску не хватает. Не было тогда в карельской столице кремовых изделий, выпущенных по новым технологиям, новым требованиям и с новым дизайном. Этим и занялся.

Назвать своим именем собственное дело он решил после того, как вспомнил одну семейную легенду.

- Выяснилось, что по линии бабушки у нас были купцы Абрамковы из ярославской губернии. Они держали лавки в Питере. Бабушка рассказывала, что однажды брат ее отца решил повеситься, но от опрометчивого шага его спасала жена. Случилась эта история в 1903 году, когда работники Михаила Абрамкова привезли в Петербург тухлую рыбу и, не известив об этом своего отсутствовавшего хозяина, пустили ее в продажу. Через некоторое время разгневанные хозяйки приволокли гнилую рыбу прямо в лавку Абрамкова (она называлась его фамилией) и стали забрасывать ею продавцов

Узнав о произошедшем, Михаил Абрамков решил повеситься. Но в комнату вовремя зашла его жена и настояла на том, что людям все можно объяснить. Муж послушал жену и, стоя на коленях, вымаливал прощения у обманутых женщин. Его простили. Через год он погиб на войне, а его жена дальше честного продолжила семейное дело, - поделился Сватовой.

В голове Валентина Алексеевича зародилась мысль о том, а почему бы ему тоже не назвать собственное дело своим именем:

«Я подумал: фамилия моя Сватовой, имя Валентин, да и праздник «День Святого Валентина» вдруг стали отмечать. Через два года после открытия кондитерской меня стали поздравлять с Днем Сватового Валентина».

Сватовой настаивает, что для открытия своего бизнеса нужна серьезная мотивация. Для него ею стала любовь. Он хотел вернуть свою любимую девушку. Нужны были деньги. Через год после открытия кондитерской он их заработал и привез любимую. Но оказалось, что любить на расстоянии легче, чем жить вместе. Через некоторое время он встретил, наконец, ту, которая стала его женой. Оказывается она была совсем рядом.

- Почему я открыл кондитерскую? Мне это нравилось. Я знал, что именно здесь смогу сказать свое слово, - поделился предприниматель.

За эти 18 лет в бизнесе Сватового были подъемы и падения. Подъем произошел, как он выражается, в «жирные» годы - это с 2001 по 2010. Тогда для малого бизнеса были серьезные послабления: переход к упрощенной системе налогообложения, переход к ЕНВД в общественном питании, четкая стабильность в налогооблагаемой базе.

Валентин Алексеевич открыл 16 магазинов, у него работало 57 человек. Но в дальнейшем проанализировав экономику предприятия, работу с контрагентами сократил. Оставил только 6 магазинов, которые и давали 30 процентов от общей выручки.

- Когда осталось шесть магазинов и два кафе, я четко понял, что 20 процентов покупателей делают мне 80 процентов прибыли, - говорит Валентин Алексеевич.

Кроме того, во многом успех в бизнесе происходит и из-за постоянного совершенствования мастерства сотрудников (они регулярно обучались на спецсеминарах) и роста производительности труда.

Но перед тем, как подписывать какой-либо договор, будь это заем денег или новый соучредитель, необходимо обо всем договариваться на берегу. Если вы берете к себе соучредителя, то даже если это ваш близкий родственник, четко обговорите — на каких условиях вы его вводите. И никогда не пренебрегайте услугами надежных юристов, - предупредил новичков бизнесмен.

Однажды Сватовой пренебрег этими правилами и не заметил, как потерял 30 процентов своего предприятия. А потом и друзей, которые дали ему взаймы денег, а потом незаметно для него стали соучредителями. К счастью, контроль над своим бизнесом ему удалось вернуть.

Самым страшным для его дела оказался 2014 год, когда серьезно подскочил курс евро. Учитывая, что кроме муки, сахара и молока, остальное сырье было импортным, он практически не мог работать. Да и людям было не до тортов. Продажи упали в 3,5 раза. А месячный оборот продукции составил сумму его затрат на зарплату и налоги:

«В этот момент я попросил своих сотрудников написать заявления на отпуск за свой счет. Люди написали. В кондитерской остался работать я, моя жена и два буфетчика. Я выпускал торты и развозил их, а супруга сидела на заказах. Я не знал, что дальше делать. Но потом быстренько перешел на отечественные сырье, стал выпускать новую продукцию и просто ждал. Это сработало. Спасибо жене за то, что она продала свою квартиру».

Сватовой говорит, что сложный период для его предприятия закончился. Сейчас все его производство находится в одном помещении кинотеатра «Калевала», которое он собирается выкупить.

В планах переезд в Пряжу, где он тоже намерен заняться бизнесом.

Ну а начинающим предпринимателям Сватовой советует:

«Ребята, если вы решили заняться бизнесом, то должны быть очень высоко мотивированы своим будущим делом. А также четко понимать, ради чего это вы все затеваете и отчего готовы отказаться в своей личной жизни».

"