600 млн руб. за счет средств от «Платона» получила Карелия на строительство нового современного Гоголевского путепровода в Петрозаводске. Он должен открыться уже в конце этого года. Ещё на 700 млн руб. из первых собранных системой «Платон» средств в 2016 году отремонтирован 101 километр самых проблемных дорог в Карелии и в самом Петрозаводске. В столице региона из 230 городских улиц – треть отремонтирована на средства системы «Платон». Еще почти 250 млн руб. выделили республике на дороги – в счет компенсации недополученного за минувший год транспортного налога, который при появлении «Платона» отменил для дальнобойщиков Президент Владимир Путин.
Деньги на мосты и дороги – это как раз те самые средства, собранные с помощью «Платона» – системы взимания платы с большегрузов, действующей с конца 2015 года на всех федеральных трассах. За использование этих дорог предприниматели-перевозчики платят покилометровый тариф. Сейчас он льготный, правительство снизило его более чем вдвое ещё до запуска «Платона» - с 3,73 руб. до 1,53 руб. за 1 км. Согласно подписанному премьер-министром Дмитрием Медведевым постановлению, тариф будет проиндексирован всего на 25% и составит 1,91 руб. за км. Таким образом, льготный период платы будет продлен. Льготный период - это шаг, который дает время для адаптации перевозчиков к требованию законодательства и снижает спекуляции вокруг влияния «Платона» на цены. За минувшие полтора года с помощью «Платона» в дорожный фонд собрали более 22 млрд руб.
На эти средства в прошлом году в 40 городах и регионах отремонтировали более 1000 км дорог, по которым ездят в том числе и большегрузы. Будущие сборы также распределены на строительство 7 мостов и на ремонт 24 аварийных путепроводов, которые без этих дополнительных вливаний от «Платона» восстановили бы только лет через десять. За качеством ремонта и строительства обещают следить общественники и ассоциации перевозчиков.
Да, «Платон» не нравится некоторым предпринимателям-дальнобойщикам, хотя по всей стране перевозчики зарегистрировали в «Платоне» более 800 тысяч большегрузов, а карельские предприниматели – три тысячи 12-тонных фур. Эксперты при этом отмечают, что «Платон» не просто собирает деньги на дороги, но и наводит порядок на рынке грузоперевозок, где десятилетиями для ведения бизнеса было достаточно только наличия водительских прав, где по-прежнему большая часть коммерческих грузовиков оформлена на физических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей, не говоря уже о компаниях.
Контроль со стороны системы работает над «обелением» рынка автомобильной логистики, потому что незаконопослушные перевозчики получают штрафы и вынуждены рано или поздно переходить на цивилизованную работу. Как поясняет оператор «Платона», установка рамок идет строго по заявленному плану. Сейчас помимо 100 машин с камерами, которые курсируют по всем федеральным дорогам, построено 194 контрольных рамки, а к середине этого года будет функционировать 481 конструкция. От наказания в виде штрафа в 5 тысяч руб. за первое нарушение и в 10 тысяч за повторное, будет уйти намного сложнее.
До «Платона» дороги ремонтировались, содержались и строились по большей части за счет 40 миллионов рядовых автомобилистов, а не бизнесменов-перевозчиков, чьи фуры оказывают большую нагрузку на дороги, в сравнении с легковыми машинами. Американские исследователи рассчитали, что проезд одной фуры равен по нагрузке на основание дороги проезду от 10 до 60 тысяч легковых машин. При этом у нас перевозчики освобождены от транспортного налога, и акциз на дизельное топливо вдвое ниже акциза на 92 или 95 бензин. И только с помощью акциза нельзя справедливо распределить плату соразмерно нагрузке на дорогу, расход легковушек лишь вдвое-трое ниже современных фур. Кроме того, дизелем заправляют не только большегрузы, но технику, которая никогда на дороги не выезжает. Получается, что перевозчики на 12-тонных машинах, которые зарабатывают на использовании автотрасс, только с запуском системы «Платон» начали платить за использование дорожной инфраструктуры.
Есть мнение, что плата за использование дорог может вызвать рост цен на прилавках магазинов. Однако, «Платон» не оказывает значительного влияния на цены перевозимых товаров, если смотреть точные примеры и расчеты экспертов. Заявления товаропроизводителей и перевозчиков о росте цен из-за покилометровой платы за использование федеральных дорог то на 5%, то на 0,5% на один и тот же товар подтверждают только то, что они пытаются воспользоваться моментом и оправдать «Платоном» завышенный рост цен для покупателей.
Так, по данным НИИ Автомобильного транспорта, даже если взять среднюю оптовую стоимость целевого ряда продуктов равной 40 руб. за 1 кг (сахар, фрукты, молоко, крупы, овощи), то общая стоимость 12 тонн таких продуктов составит 480 тыс. руб. При тарифе 3,06 руб. за километр, дополнительные расходы при доставке такой продукции на тысячу километров не превышают десятых долей процента. Как показывает реальная практика, например, молоко более чем на 500-700 км доставляют в исключительных случаях. А при перевозках продукции стоимостью 150 руб. за 1 кг (мясо и мясные продукты, рыба, вино-водочные изделия, обувь, ткани, запчасти, комплектующие) влияние «Платона» не превысит сотые доли процента, что означает для покупателей возможное подорожание на несколько копеек продукции стоимостью в сотни рублей. Даже если просчитывать влияние платы за дороги на целую цепочку доставки при производстве одного отдельно взятого продукта, о чем часто говорят критики «Платона», то никак не получается даже целого процента, отмечают эксперты.