Posted 15 февраля 2017,, 16:37
Published 15 февраля 2017,, 16:37
Modified 12 ноября 2022,, 08:05
Updated 12 ноября 2022,, 08:05
Как бы мы не ругали школьную программу по литературе, как бы не сетовали на то, что современным авторам уделяется непростительно мало внимания, произведения Пушкина, написанные два века назад, продолжаем читать и перечитывать с удовольствием. И никакой «христоматийный глянец» не в состоянии закрыть от читателя прелесть живого неповторимого языка поэта.
Недаром не одно поколение композиторов, художников, собратьев-поэтов сочиняли собственные произведения по мотивам пушкинских строк. Не пытаясь в печатном тексте передать звуки музыки, мы предлагаем вашему вниманию маленькую забавную экскурсию по иллюстрациям разных лет к роману «Евгений Онегин».
Самые первые иллюстрации к роману художника Нотбека появились в 1828 году в журнале «Невский альманах». Одна из картинок изображала Татьяну за письмом к Онегину. Дебелая девица с лицом коровницы сидит на стуле в кисейно-прозрачной рубашке и держит в руке кусок бумаги. Пушкину до такой степени не понравились иллюстрации, что на эту картинку он написал эпиграмму. Поэт не стеснялся в выражениях, поэтому могу привести лишь отрывок стихов:
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане - живот у ней болит.
Она ... поутру встала
При бледных месяца лучах
И на кусочки изорвала
Конечно, «Невский альманах».
В дореволюционной России большой популярностью пользовались наборы открыток с иллюстрациями к «Евгению Онегину» – этакая предтеча современных комиксов. На одной стороне открытки размещались черно-белые или цветные картинки, а на обороте - небольшая цитата из романа Пушкина, относящаяся к изображению. Художник Павел Соколов стал автором одного из первых циклов рисунков для открыток, за что современники называли его «творцом Татьяны». А 50 лет спустя, огромной популярностью пользовались открытки с акварелями Елены Самокиш-Судковской.
Позже, уже в советские годы, иллюстрировал роман в стихах и другой известный русский художник, ученик Брюсова, Николай Кузьмин. Интересно, что его работы напоминают рисунки самого Пушкина, оставленные поэтом на полях черновиков романа.
И, наверное, нельзя не сказать о еще одной художнице, обращавшейся к творчеству Пушкина в своих работах. Это – Надя (Надежда Николаевна) Рушева. Ее пушкиниану тоже считают очень сходной с рисунками самого Александра Сергеевича. Талант художницы проявился у Нади очень рано. В семилетнем возрасте она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» - за то время, пока отец читал ей эту сказку вслух. В двенадцать лет Надя получила свою первую выставку, организованную журналом «Юность», а в последующие пять лет состоялись персональные выставки в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Все обещало небывалый успех и славу, но… в возрасте 17 лет Надя Рушина скончалась в больнице из-за разрыва врожденной аневризмы сосуда головного мозга, так и оставшись для всех ее почитателей Надей.
Что же касается музыкальной пушкинианы, то у каждого петрозаводчанина есть возможность 25 февраля побывать на концерте в филармонии и послушать малоизвестного, но прекрасного «Евгения Онегина» Сергея Прокофьева. Музыка, написанная Сергеем Прокофьевым в1936 году для постановки Александра Таирова в Камерном театре, была запрещена по указанию Комитета по делам искусств. Партитуры пролежали «под сукном» долгие годы, и только на переломе XX и XXI веков «Евгений Онегин» Прокофьева зазвучал со сцен концертных залов России.
Не претендуя на лавры великого Таирова, филармония предлагает свою версию музыкального спектакля. В концерте-спектакле примут участие оркестр «Онего» под управлением Михаила Тоцкого, актеры Театра «Творческая мастерская» Виктория Федорова и Дмитрий Константинов, солистка филармонии Татьяна Азанова (сопрано) и солист Музыкального театра Игорь Макаров (баритон), женская вокальная группа «Айно» ансамбля «Кантеле».