Многодетная семья в Петрозаводске оказалась в трудной жизненной ситуации, из которой был, кажется, только один выход. Но и он неожиданно оказался недоступен. Теперь семье с пятью детьми приходитcя ютиться в однокомнатной квартире, из которой могут выселить в любой момент.
В редакцию «КарелИнформа» обратилась мать пятерых детей Светлана Ложкина. Петрозаводчанка с мужем бьются за то, чтобы им, как многодетной молодой семье, помогли с приобретением жилья, но пока ничего не получается. Светлана столько раз ходила на приёмы в мэрию, что её уже знают по фамилии. После очередного визита в администрацию стало ясно, что у Ложкиных легче отнять детей, чем дать жильё.
С администрацией Петрозаводска Светлана и Александр борются уже полтора года. В 2015 году мужу исполнилось 35 лет. Из-за этого семью с пятью детьми исключили из состава участников подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» на 2011-2015 года. По словам Светланы, это произошло незаконно, так как в Федеральном законе не сказано о снятии с очереди при достижении 35 лет, речь идёт только о включении в программу до этого возраста.
О Светлане. Мама может.
Мы со Светланой заходим в одну из квартир деревянного дома Здесь холодно, электричества уже давно нет, колонка на улице. Туалет зимой замерзает, отходы человеческой жизнедеятельности выходят наружу из канализационной трубы. Мыться тут негде – надо ехать к знакомым.
Эту 16,5-метровую комнату в восьмиквартирном доме на улице Бородинской она купила на материнский капитал. Хотела однокомнатную квартиру, но ипотеку не дали. А денег маткапитала не хватало даже на полную стоимость комнаты. Пришлось взять потребительский кредит, который Светлана должна выплачивать ещё год.
Купить комнату её вынудил переезд в Петрозаводск в 2011 году. Сюда, не имея ничего за спиной, она приехала с тремя детьми после развода с мужем из посёлка Летнереченский. Старший сын Иван поступил в карельский кадетский корпус, ему и другим детям нужна была прописка.
- Когда я приехала было очень тяжело. Были ситуации всякие, жила по соседству с наркоманами, страшно было и детей оставить. Потом мы это, слава Богу, пережили. Раньше я работала - день в Сигме, ночью уходила на заправку. Я же по профессии – продавец.
Пару месяцев спустя Светлана встретила Александра, они поженились. Поселилась семья из пятерых человек в этой маленькой комнатке и прожила в ней год.
- Мы познакомились на Горке, попали в одну компанию знакомых. Я не надеялась, что замуж выйду с тремя детьми. В комнате пытались всё обустроить, сделали ремонт. Когда ремонтировали печку, мастер сказал, что дома уже до такой степени износ, что печку надо восстанавливать с фундамента. И хотя дом 64 года постройки, он ещё не признан аварийным. Печка отапливает две комнаты. Мы заплатили более 20 тысяч, чтобы хоть как-то её отремонтировать. Всё потрескалось, топить печку нельзя. Тепло уходит на улицу, её и отапливаем. Колонка на улице, на морозе не работает, воду надо привозить. Туалет переделали под детей, поставили унитаз, но пользоваться им зимой нельзя, всё замерзает. Жить здесь нереально, даже соседи съехали, квартира пустует. Пыталась сдавать комнату, но ничего не получилось.
class="gallery">
Я смотрю на Светлану, передо мной миловидная аккуратная женщина 36 лет. Всю жизнь ей приходится быть сильной. Она родилась в многодетной семье десятым ребёнком, мать отказалась от неё. Светлане повезло: взяли воспитывать в приёмную семью. Теперь она бьётся за обустройство собственной семьи.
Когда пара узнала, что появится четвёртый ребёнок, то решила обратиться в администрацию Петрозаводска с тем, чтобы их включили в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». На тот момент Александру было 33, Светлане 32. В списке на 2015 год они стояли под номером 21.
В июле 2015 у них родился ещё один ребёнок, а через два месяца семья узнала, что была исключена из программы, так как мужу исполнилось 35 лет.
Об Александре. Папа может.
Для Александра это уже второй брак. Помимо ежедневных трат на еду и занятия детей, он ежемесячно платит алименты на дочь. В новую семью добродушного Александра приняли с распростёртыми объятьями. Детей он очень любит.
- И двух недель не прошло, младший спросил – а можно я буду тебя папой называть, - рассказывает Александр.
Когда родился маленький Елисей, Александр договорился со своим отцом, что они временно поживут в его однокомнатной квартире на ул. Пограничной в Пятом посёлке. Здесь тепло, есть свет и вода. Но семье, состоящей из семи человек, тесно. А отец может в любой момент потребовать освободить квартиру и тогда всем придётся переезжать в комнату Светланы. Она боится, что если приведёт детей в те условия, то соцопека их заберёт.
class="gallery">
- Все дети у нас учатся, получают допобразование. Старший сын Иван учится в петрозаводском кадетском корпусе, готовится к поступлению в высшее военное учебное заведение, для него наняли репетиторов для хорошей сдачи ЕГЭ. У него даже есть звание - командир взвода. Говорит: «Мама, мне скоро уезжать, а я так и не дождался своей комнаты». А если он останется учиться в Петрозаводске, будет ещё сложнее. Иногда приходится ему звонить: «Ваня, подготовь контрольную в корпусе, останься там, потому что здесь тебе нереально». Иначе ему приходится заниматься ночами, когда все спят.
Второй сын Слава занимается гимнастикой, имеет взрослый разряд, учится в школе №14. Приходит домой: «Мама, мне надо растянуться. Мне нужны кольца, шведская стенка». Вот турник умудрились куда-то повесить и то хорошо. Третий восьмилетний Дима учится в школе искусств, играет на баяне и фортепьяно. Он чемпион международных соревнований по спортивным бальным танцам. Участвует в городских, региональных соревнованиях. И если он занялся своей музыкой, то учиться вообще никто не будет. Двери в комнате нет. У него могли бы быть лучшие успехи в музыке, но это требует много времени и концентрации. А заниматься, порой, бывает невозможно – тут и младшие бегают, и телевизор может быть включён, и кто-то с уроками кричит. Хотя они пытаются даже в таких условиях развиваться, - говорит семейная пара.
class="gallery">
Александр был бы и рад самостоятельно приобрести жильё, но расходы превышают доходы. Комната Светланы, за которую ещё полностью не погасили кредит, занятия детей, к тому же пришлось взять новый кредит на покупку машины, которая жизненно необходима для такого большого количества человек.
Работает Александр сейчас в семье один, Светлана ещё в декрете, пытается устроить полуторагодовалую дочку в детский сад.
Утро главы семьи начинается в 4 утра. Александр трудится на петрозаводском хлебокомбинате водителем экспедитором – развозит хлеб к открытию магазинов. Утром он уезжает на комбинат грузиться, затем возвращается домой, чтобы отвезти детей в школы. Учебные заведения находятся в разных точках города. На маршрутках, которые ходят у дома, до них добраться. Поэтому, если у отца не получается подвезти детей, им приходится идти на троллейбусную остановку, «там подешевле». В день только на проезд детям уходит около 250 рублей. «Хорошо бы, если бы многодетным семьям ещё давали льготы на проездные билеты», - говорит Светлана.
Правда, дорога до троллейбусов такая, что взрослые не всегда решаются выбрать её, особенно в гололёд – в темноте под горку через железную дорогу. Там ещё и бомжи бывают. Светлана переживает за детей, но сделать ничего не может: на руках малышка, да и трёхлетнего Елисея надо отвозить в детский сад. Поэтому со старшими ребятами держит связь по телефону, а когда дети возвращаются поздно домой, идёт их встречать. Частенько Александр сам забирает детей с тренировок. Домой он возвращается около 9 вечера. На вопрос, что даёт сил на такой интенсивный режим дня, отвечает: «Дети. Да и привыкли мы так жить».
Об общей мечте. Крик души.
Александр и Светлана, как молодая семья, должны были получить по подпрограмме «Обеспечения жильем молодых семей» 35% на покупку квартиры. Сумма на пятерых человек у них выходила приличная – 1.700.000. К ней они планировали добавить деньги регионального маткапитала, а также средства от продажи комнаты и земли, которая тоже им положена.
После того как семью Ложкиных сняли с программы, они встали на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в общую очередь. Там они 8150-ые. И так как для многодетных семей нет отдельной очереди, Светлана не верит, что скоро получит квартиру.
Им также предлагали взять делянку – вырубить лес и построить себе дом. Но для этого, по подсчётам Светланы, нужно около трёх миллионов. А ведь нужно платить и строителям. Встала многодетная семья и в очередь за землёй в феврале 2015 года. Однако в Петрозаводске пока земли нет, поэтому Ложкиным посоветовали взять в районе. Но дети учатся в Петрозаводске, из района будет слишком долго добираться.
- Нам говорят: «Вы же знали, что у вас такие условия, зачем рожали?» Я отвечаю: «Мы надеялись на лучшее. Если вечно сидеть и выжидать чего-то, то вообще рожать не надо». Я бы взяла ипотеку, но кто мне её даст? Да и либо выплачиваешь пожизненно ипотеку, либо тратить на образование детей. Я выбрала будущее детей.
У меня есть мечта – если получу квартиру, хотела бы создать свой семейный детский дом. И взять на воспитание детей. И муж согласен. Пока силы есть, можно было бы двоих, троих взять ребят, которые не востребованы, - говорит Светлана.
Об администрации. Денег нет.
В мэрии Петрозаводска подтвердили, что семью Ложкиных сняли с программы «Жилище» из-за достижения Александра 35 лет. Всего же в 2015 году из списка участников подпрограммы по этой же причине были исключены 62 семьи, а в 2016 – 84.
- Предоставление социальных выплат нуждающимся молодым семьям не является государственным обязательством и осуществляется в рамках подпрограммы, в пределах финансовых возможностей Федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, - прокомментировали в мэрии.
За последние три года выплаты получили 45 семей. В списке на 2015 год нуждающихся семей в помощи зафиксировано 793. В 2016 году финансирования программы «Жилище» не было.
Что касается очереди по предоставлению жилых помещений по договору социального найма, где Ложкины стоят 8150-ые, то жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает право многодетных семей на первоочередное или внеочередное обеспечение жилой площадью. Отдельные списки многодетных семей не ведутся, поэтому Светлана и Александр получить жильё быстрее других в очереди действительно не смогут.
Понять панику семьи Ложкиных можно и по этому комментарию мэрии:
- В настоящее время муниципальный благоустроенный жилищный фонд освобождается крайне редко, а строительство многоквартирных домов за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа для предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не ведется. Данные неблагоприятные факторы не позволяют Администрации Петрозаводского городского округа быстро и в полном объеме обеспечивать жильем граждан – очередников, первый из которых состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилья с 1971 года.
Администрация Петрозаводского городского округа не имеет возможности и полномочий предоставлять какие-либо жилые помещения нуждающимся семьям вне рамок действия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Светлана с Александром сдаваться не намерены. Они хотят, чтобы решение мэрии отменили и их семью восстановили в очереди на программу «Жилище». Ложкины подали гражданский иск в Городской суд Петрозаводска, и ожидают в январе-феврале суда. В случае вынесения решения не в пользу Ложкиной, многодетная семья настроена бороться до конца и жаловаться в Верховный суд Карелии.