Сегодня перед обществом поставлена достаточно амбициозная задача - перевести экономику на инновационную основу развития. Если говорить масштабно, то это является главным фактором мирового роста.
Каким видится положение с инновационной деятельностью в Карелии и каковы задачи построения региональной инновационной системы? Об этом мы беседуем с бывшим главным специалистом Министерства экономического развития и промышленности республики Алексеем Бархатовым.
- Алексей Васильевич, для начала давайте уточним, что такое «инновация»?
- Термин «инновация» до последнего времени в российском законодательстве не был определен, хотя под инновацией понималось новшество, имеющее вполне определенную рыночную цену и способное участвовать в создании добавленной стоимости. Главной отличительной особенностью инновации является ее потребность для бизнеса и возможность использования в экономике. Бизнес готов платить за предоставление конкретных наукоемких услуг, основными направлениями которых являются:
- создание и модернизация технологий, оборудования, бизнес-процессов, дающих значительные конкурентные преимущества;
- существенное снижение затрат производственных процессов, технологий;
- решение сложных научно-технических задач, которые невозможно решить бизнесу собственными силами.
Следует различать инновационную деятельность, которую осуществляют предприятия при реконструкции и модернизации, используя импорт технологий нового оборудования (так называемые заимствованные инновации для предприятий иммитаторов). Данный процесс идет в республике и будет усиливаться по мере нарастания конкуренции.
Другой, наиболее важной стороной инновационной деятельности для Карелии, являются инновации, внедренные в экономику республики, с участием карельских научных сил и инженерно-технического состава самих предприятий. Данное направление становится ключевым в вопросе взаимосвязи науки и производства. В соединении с тематикой наукоемких услуг, ожидаемых бизнесом, это определяет основные направления инновационной деятельности, которые должны быть созданы в республике.
- Что осложняет осуществление инновационной деятельности в республике?
- Прежде всего, отсутствие средств. Этот фактор оказывает влияние на незавершенность разработок, которые по преимуществу доходят только до стадии создания макета. В мировой практике именно финансовая сфера, а не портфель инноваций, признается главным инструментом развития страны. Отсюда - вялотекущие инновационные процессы. Зачастую отмечается слабое маркетинговое обоснование проектов и отсутствие специализированного оборудования, а также есть проблемы обеспеченности площадями и линиями коммуникаций, трудности с сертификацией продукции, слабая обеспеченность специальной информацией и отсутствие связей с поставщиками, недостаток квалифицированного персонала и информации о новых технологиях, неразвитость инновационной инфраструктуры.
Последняя причина и становится, пожалуй, самой важной задачей органов государственной власти - создание инновационной системы. Мировой опыт показывает, что инфраструктуры создаются только с помощью государства. Сами по себе они не возникают, даже по желанию большого капитала. Поэтому Правительство Карелии должно проявлять особое внимание этому вопросу и проводить работу по организации на региональном уровне инновационной инфраструктуры. Сегодня количество организаций, позиционирующих себя в инновационной сфере, приближается к сотне. Еще 10 лет назад их было единицы.
Одним из основных резервов развития инноваций в республике можно назвать повышение взаимопонимания и взаимодействия научных кругов и бизнеса, сложность согласования паритетности их интересов.
- Петрозаводский государственный университет становится главным структурным элементом региональной инновационной системы в Карелии. Что можете сказать в продолжение этого тезиса?
- ПетрГУ является субъектом, обеспечивающим республику не только образовательными услугами, но и генерирующим новые знания, используя их для подготовки специалистов. В университете реализуется полный инновационный цикл, связанный с созданием инноваций: фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, создание образцов новой техники и технологий, коммерциализация и трансфер технологий.
Сегодня в университете осуществляется трансформация из научно-образовательного центра в учебно-научно-инновационный комплекс. Создается специализированная университетская инновационная инфраструктура. Положено начало процессу создания большого университетского технопарка, который объединит такие направления деятельности, как «прикладное программное обеспечение»; «образовательные технологии в сфере IT»; «информационные системы и системы мониторинга»; «системотехника, схемотехника и элементная база IT»; «телекоммуникации».
Но Карелии необходим не только такой ведомственный технопарк, а республиканский, общего назначения, где будут реализовываться идеи всех, кто способен их реализовывать, а таких у нас немало.
Учитывая специфику республики с точки зрения неразвитости многих технико-технологических научных направлений, имеющих потребность в экономике, приоритетным становится трансфер технологий в отрасли экономики из-за пределов республики.
Обращается пристальное внимание и на научный потенциал Карельского научного центра РАН, который, помимо успехов в фундаментальных исследованиях, должен продуцировать и инновационные прикладные научные разработки. Следует отметить примеры инновационных исследований в областях нанотехнологий, которые осуществляются в институтах КарНЦ РАН. Исследования на стыке наук по применению модифицированных шунгитоподобных структур в медико-биологических целях способны обеспечить в будущем развитие новой производственной отрасли. Ведутся работы по созданию композиционных фуллереноподобных наноматериалов на основе шунгита.
В научных учреждениях Карелии проводятся исследования в 16 областях критических технологий из 27, утвержденных Указом Президента Российской Федерации.
Большое место занимают научные исследования в лесной и деревообрабатывающей отраслях. В связи с повышением требований на экспортную продукцию возрастает спрос на новые технические и экологические разработки в данных направлениях. Достаточно весомая доля научных исследований приходится на агропромышленный комплекс.
Все приоритетные направления рассматриваются во взаимосвязи и направлены на развитие инновационной деятельности.
- Процесс перехода экономики на инновационный путь развития достаточно долгий. Как его ускорить?
- Доля конкурентоспособной продукции России в мировой торговле составляет около 1 %. Карелия в промышленном производстве также в основном основывается на своем ресурсном потенциале - лесе, полезных ископаемых, биоресурсах. Доля технической и инновационной продукции остается низкой. Развитие конкурентоспособных производств напрямую связано с финансовыми затратами как на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, так и на привлечение частного капитала в развитие высокотехнологичных производств.
Предприятиям предстоит определиться с возможными направлениями инновационных исследований (для замены технологий, материалов, техники, выработки новых регламентов и т.п.), которые в конечном итоге скажутся на повышении эффективности их производственной деятельности. Главным источником креативности работников предприятий должно стать возрождение рационализаторства и заинтересованности людей в реализации новых решений, идей. Сегодня недооценивается тот факт, что в первую очередь новые идеи появляются на конкретных рабочих местах. Данное обстоятельство непосредственно влияет на уровень производительности труда. В этой связи в Карелии появилась идея техноватизации – так называемая совокупность мероприятий по выявлению технических (технологических) задач и их разрешению. По замыслу автора это производственно-техническое движение, имеющее своей конечной целью повышение конкурентоспособности продукции и производящих ее предприятий.
Одним из условий создания инновационных предприятий – поиск в научной (или околонаучной) среде специалистов, обладающих предпринимательскими или менеджерскими качествами. Именно такие люди должны стать центрами создания предприятий, которые своей деятельностью будут давать работу своим коллегам по научному цеху. Без таких людей проблему создания инновационных предприятий не решить.
Предприятиям рекомендуется установить связи с различными рыночными структурами, занимающимися профессиональным поиском новых прогрессивных технологий, такими, как центры трансфера технологий, отраслевыми технологическими институтами, институтами научно-технической информации. Полагаем, что сегодня бизнес уже готов формировать рыночный спрос на исследования. Примеры обращений предприятий к науке имеются, и этот процесс сближения становится все более активным. Такие инновационные предприятия как «Инженерный центр пожарной робототехники «ЭФЭР», ООО «Опти-софт», ООО «Рыбные ресурсы», ТД «Ярмарка», Карельская инвестиционная компания «РБК» и другие активно работают с научными организациями Карелии.
Полагаем, что науке больше внимания следует уделять (совместно с бизнесом) исследованию возможностей использования природных ресурсов в экономике, технологиям их обогащения, переработки и т.п. Особое направление здесь – переработка отходов промышленного производства. Все эти вопросы и есть, по-сути, то рыночное «предложение» со стороны потенциальных инновационных сил, которые должны улавливать сигналы от тех, кто формирует рыночный спрос на исследования.
Республике необходимы исследования, нацеленные на поиск новых видов развития производств, исходя из имеющихся ресурсно-сырьевого и интеллектуального потенциалов, и связанных с перечнем критических технологий Российской Федерации. Это позволит не только скоординировать федеральные и региональные задачи, но и осуществлять софинансирование научных проектов из федерального бюджета.
Стоит напомнить, что задача государства - не в подмене взаимодействия двух главных субъектов инновационного процесса «производство новшества - продажа», а в выстраивании механизмов поддержки и активизации их взаимодействия. Главным достижением сегодня представляется то, что в Карелии продолжается открытый диалог между властью, научной средой и бизнесом. Думается, что он даст результат. Кроме того, залогом успеха активизации инновационной деятельности является государственная поддержка этого процесса.