Posted 13 декабря 2016, 10:30
Published 13 декабря 2016, 10:30
Modified 12 ноября 2022, 08:09
Updated 12 ноября 2022, 08:09
Сказать честно, на ГЭС я была впервые. И хотя брат дедушки Валентин всю жизнь проработал на ГЭС в Братске, и даже подарил свою книгу о ней, сложно осознать масштаб производства, пока не побывал там.
Четыре часа езды по зимней, но чистой «Коле», и ты уже в городе Волхов. Сюда, на 90-летие Волховской ГЭС приехали несколько десятков журналистов и блогеров из Петербурга и Ленинградской области. И всего двое из Карелии. Нас приветствовали чуть ли не овациями и назвали «героями».
Когда мы зашли на территорию станции, сразу поразило, какое она занимает большое пространство. А вокруг вода - река Волхов. Она слышна и в помещениях, ведь станция стоит на реке, которую не раз пытались обуздать. В 18 веке из-за низкого уровня воды и скалистого дна корабли нередко получали пробоины и тонули. В 1912 году инженер Генрих Осипович Графтио распланировал комплексное использование силы Волхова для целей энергетики и улучшения условий судоходства. Но до Октябрьской революции из-за сопротивления ленинградских акционерных электрических обществ, для которых получение Петроградом дешёвой электроэнергии было невыгодно, проектом Графтио никто не интересовался. И только в 1918 году В. И. Ленин дал добро на строительство, чтобы снабжать электричеством Петроград (прим. ред. Петроград - официальное название Ленинграда с 18 августа 1914 г.).
Первое место, куда нас отвела сопровождающая Виктория – сердце гироэлектростанции, машинный зал. Здесь чисто, тепло и почти нет работников. 90% техники работает на автоматике.
А вот знаменитое место, которое уже обрастает легендами. Поговаривают, что когда была Великая Отечественная война, всё производство было заминировано. Взрывчатка соединялась бикфордовым шнуром. Всё было готово для уничтожения, но в последний момент пришла весть, что немцы отступают. Горящий шнур чудом успели затушить, а генераторы спасти.
Но как рассказал 91-летний ветеран станции Алексей Васильев, на самом деле речь идёт о минёрах, нарушивших приказ начальства. Чтобы машины не достались фашистам, по полу были проложены детонационные кабели с той целью, чтобы всё взорвалось одновременно. Так вот, минёры, нарушив команду начальства, залезли на рабочие колёса и вынули концы кабелей из взрывчаток. Поэтому когда снаряд попал в крышу станции, генераторы не взорвались. Машины до сих пор работают и не подводят работников ГЭС.
Журналистов зовут на открытие монумента в честь строителей и энергетиков Волховской ГЭС. Эта турбина – рабочее колесо, весом в 38 тонн. Для справки: турбина и генератор образуют гидроагрегат. Всего на ГЭС установлено 8 основных гидроагрегатов и 2 вспомогательных.
Для простого обывателя может быть непонятно, почему работники станции надеются, что молодожёны будут фотографироваться с этой «махиной». Однако именно это гидроколесо, символизирующее создание энергии, смонтировали один из первых в 1926 году и от него Волхов начал давать ток.
К празднику открыли музей Волховской ГЭС. Посетить его можно только с экскурсией, так как ГЭС – территория всё-таки закрытая. Здесь представлены карты, архивные фотографии, документы, портреты Ленина, различные артефакты.
class="gallery">
На что особенно надо обратить внимание – кусочек «кабеля жизни». Он знаменует собой работу ГЭС в ВОВ. Уже знакомый нам ветеран Алексей Васильев был свидетелем этого сложного периода, так как пришёл сюда в 1942 году.
class="gallery">
- Я пришёл сюда, когда мне было 16 лет. Тогда молодёжь, которую в армию не брали, везде была нужна. Мальчишки и девчонки убирали урожай в колхозах, таскали разминированные мины, дорогу на Тихвин после освобождения расчищали. Я в госпитале подрабатывал, потом в транспортной части по дороге жизни, возили всякое – от снарядов до продуктов.
В октябре 1941 года, при подходе к ГЭС немецких войск, многие пожилые вместе с оборудованием были эвакуированы на Урал. А турбины вывезены в Ташкент. Но как только они туда прибыли, был получен приказ о возвращении – началась блокада Ленинграда, городу требовалась энергия. Начали мы всё восстанавливать под руководством старших. В мае 1942 года два гидрогенератора смонтировали и пустили в работу. Надо было восстановить подачу электропередачи в Ленинград. Было решено провести 25 км. кабеля через Ладожское озеро. Лично я в прокладке линии жизни не участвовал, этим занимались специалисты. Из-за близости фронта водолазы могли работать только ночью. Более 100 км. кабеля делали в Ленинграде женщины и дети, здесь резервов не было. Вообще любые резервы были «кот наплакал». С продуктами было туго, запасы были небольшие, а технологически сложную аппаратуру собирали из чего могли. Даже подходящей бумаги для изоляции в Ленинграде не нашли. Вместо неё использовали бумагу с водяными знаками, предназначенную для выпуска денег. Утром 23 сентября 1942 года энергетическая блокада Ленинграда была прорвана, – рассказал Алексей Васильев.
После полного погружения в историю, нам решили показать сброс воды.
- Вот там будет сброс воды, если Бог даст! – сказала Виктория. Журналисты замерли в ожидании чуда.
Торжественный сброс состоялся. Обычно он осуществляется в случае угрозы переполнения водохранилища из-за паводка или сильных дождей.
class="gallery">
Вечером около ГЭС для жителей Волхова прошёл фейерверк. А мы, уставшие, но полные впечатлений поехали обратно в Петрозаводск.
Для справки:
В настоящее время Волховская ГЭС – одна из самых важных в энергосистеме Ленинградской области и Северо-Запада. Всю выработанную энергию Волховская ГЭС подаёт в единую энергосистему России. Установленная мощность - 86 МВт, среднемноголетняя выработка электроэнергии - 382, 5 млн кВтч.
ПАО «ТГК – 1» - ведущий производитель и поставщик электрической и тепловой энергии в Северо-Западном регионе России. «ТГК – 1» объединяет 53 электростанции в четырёх субъектах РФ – Санкт-Петербурге, Республике Карелия, Ленинградской и Мурманской областях.