Posted 8 декабря 2016, 06:22

Published 8 декабря 2016, 06:22

Modified 12 ноября 2022, 08:10

Updated 12 ноября 2022, 08:10

Пенопласт по струнам, распиливание скрипок и совсем живой композитор

8 декабря 2016, 06:22
Пенопласт по струнам, распиливание скрипок и совсем живой композитор

Классические музыканты всегда кажутся нам, простым людям, жителями параллельной вселенной. Во-первых, они в совершенстве освоили сложные музыкальные инструменты, во-вторых, они способны удерживать внимание целого зала, а в-третьих, такие, например, как пианист Вадим Холоденко, который несколько лет назад выиграл самый крутой американский конкурс – конкурс имени Вана Клиберна, вообще, как будто недоступны и совершенно непонятно, как и о чём с ними можно разговаривать, если и название, конкурса-то толком выговорить не можешь.

Но музыканты очень интересные люди, как правило, много читающие, увлечённые, с чётко определённой жизненной позицией, интересными взглядами и хорошим чувством юмора!

Поэтому формат творческой встречи, которую провели в филармонии в первый день фестиваля, оказался публике по душе. Студенты-музыканты спрашивали Вадима Холоденко о творчестве, а вот остальных интересовали более земные вещи.

Как вы отдыхаете?

- Отдых очень похож на работу! Чтобы поддерживать себя в форме, нужно заниматься почти каждый день, иногда, правда, болят руки, и тогда получается вынужденный отдых.

А отдых от музыки – это чтение книг и посещение ранее не посещённых мест.

Что читали за последнее время?

- Я изучаю французский язык, поэтому последнее время читаю всё на французском. Сейчас вот взялся за Камю.

Вы к нам всегда приезжаете зимой, приезжайте летом…

- Есть концертный график, который расписан на год вперёд, и определённые месяцы отданы определённой стране. Чтобы я не забывал, как выглядит зима, декабрь провожу в России (смеётся). Следующий период в России - это апрель: Казань, Тюмень, Санкт-Петербург.

Публика в других городах и странах отличается от нашей?

- Вот в Санкт-Петербурге, мне кажется, сильно отличается спокойствием, даже какой-то безэмоциональностью. Но везде от концерта к концерту очень разные ощущения. Недавно в Братиславе играл Пятый концерт Прокофьева, так тишина была просто уникальная, с таким интересом слушали.

А вы сами что слушаете? На каких концертах бываете?

- Мой последний личный слушательский опыт был в Амстердаме, где я ходил на Седьмую симфонию Малера. Все произвело огромное впечатление: и оркестр, и дирижёр, и атмосфера.

Что бы вы ещё хотели сыграть, есть ли мечта?

- «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Оливье Мессиана! Есть у меня такая мечта, её необычайно сложно реализовать, потому что очень сложно выучить – на каждую пьесу нужно потратить 2-3 месяца, а затем ещё поставить в программу.

Петрозаводск может надеяться, что когда-нибудь вы у нас это сочинение сыграете?

- Конечно!

И снова Вадим Холоденко приехал в Петрозаводск в декабре. Уже третий год в начале зимы в Карельской филармонии проводят фестиваль его имени – «ХХ век с Вадимом Холоденко», где выдающийся пианист и его друзья знакомят карельскую публику с веком ярким, бурным, богатым музыкальными направлениями. Для участия в фестивале приглашаются выдающиеся солисты – артисты мирового уровня.

class="gallery">

В этом году фестиваль продлился всего два дня, но от этого не стал менее ярким и звёздным. В первый день фестиваля Вадим исполнял произведения композиторов ХХ века – Дебюсси, Бриттена и Рахманинова с виолончелистом Александром Бузловым - одним из наиболее ярких и талантливых виолончелистов молодого поколения.

Во второй день слушателей ждал сюрприз – в Петрозаводскесостоялась мировая премьера! Прозвучала не только музыка композиторов ХХ века – Равеля и Прокофьева, но и современная, совсем новая музыка уже ХХI века нашего современника, московского композитора – молодого и талантливого Алексея Курбатова. Его встретили словами: «Так мало сейчас живых композиторов», на что он шутливо заметил: «Композиторы так не считают!» И рассказал об идее произведения «История мира, оказавшегося чьим-то сном». Оказывается, оно посвящено умирающему дедушке, вернее, оно позволяет заглянуть во внутренний мир человека, который теряет связь с внешним миром.

class="gallery">

«Мой дедушка – историк и писатель, который написал книгу «Москва-Лондон» в шести томах, – в прошлом году умер. Он дожил до 87 лет и под конец жизни много спал. После его смерти у меня создано два произведения – «Сон» и эта симфоническая картина. Это не похоронное сочинение, а моё видение вопроса ухода из этого мира. Что такое человек, которого снаружи мы не можем «достать» и есть ли он вообще?»

Алексей Курбатов – тот современный композитор, которого приятно и легко слушать. Два года назад все были поражены красотой и мелодичностью его фортепианного концерта, представленного так же на фестивале «ХХ век с Вадимом Холоденко». Поэтому в этот раз знающая публика с предвкушением ожидала премьеры.

«Есть штамп, что раз современная музыка, то, значит, будет что-то очень тяжёлое, что будет пенопласт по струнам, распиливание скрипок… Поскольку в моей музыке ничего такого нет, совсем ничего страшного, то мне иногда даже внутренне обидно, что от меня чего-то такого ожидают.

И я даже рад, что премьера моего произведения состоялась здесь, в Петрозаводске, с Симфоническим оркестром Карельской филармонии. Я вчера был на репетиции и вновь, как и два года назад, ощутил искреннюю теплоту от вашего коллектива. Это очень приятно!»

Подпишитесь