Слово «фестиваль» пришло в русский язык из латыни и означает «массовое празднество». Музыкальные фестивали зародились в Европе, точнее, в Британии, почти 200 лет назад, а в СССР пришли только в 30-е годы прошлого века. Фестиваль, о котором пойдет рассказ, родился 28 лет назад. За эти годы он прошел период становления, юношеского максимализма, взросления и сейчас, пожалуй, находится на самом подъеме, накопив солидный опыт и не растеряв молодого задора. За почти три десятилетия фестиваль трижды менял имя. При рождении он назывался «Золотая ровница», но малопонятное название не прижилось, и несколько лет его называли нейтрально-безлико «Вечера камерной музыки», пока не появилось сегодняшнее название «Осенняя лира» - Международный фестиваль камерного искусства.
Безусловно, за эти годы, как и любой уважающий себя фестиваль, «Осенняя лира» обросла легендами и историями. Легенды оставим на совести любителей фантастики. А вот правдивыми историями о пиччикато на рояле, особенностях транспортировки клавесина, охраняемом ангаре для «Steinway» с нами поделилась основательница фестиваля, начальник отдела организации концертов Карельской филармонии, заслуженный работник культуры Карелии Татьяна Шерудило.
Первый фестиваль. Рояльные молоточки в фольге
- Конец восьмидесятых годов прошлого века - это время пустых прилавков, невыплаты зарплат и пенсий, массового ухода людей от вечных ценностей в политику и полукриминальный бизнес. Татьяна Георгиевна, как в это время могла появиться идея создания музыкального фестиваля?
- Предтечей рождения нашего фестиваля стала поездка на первый Фестиваль камерного искусства в Костомукшу в 1988 году. Тогда я увидела настоящее пиршество музыки и музыкантов. Было такое впечатление, что весь город живет только фестивалем: утром – творческие встречи, днем - звезды, которых прежде видели только на телеэкранах, играют в футбол, плавают и загорают на берегу Контокки вместе с костомукшанами. А вечером – концерт: прекрасная музыка в великолепном исполнении. Концертной площадкой фестиваля служил дворец культуры «Дружба», причем, был задействован не только актовый зал, но и отличные буфеты, что в то время было немаловажно, и Интерклуб, где музыканты устраивали «концерт после концерта».
Тогда в Костомукшу, помимо концертирующего музыкального созвездия, приехали и телеведущие, композиторы, музыковеды.
Посетила первый костомукшский фестиваль и известнейший музыковед, первый музыкальный комментатор Центрального телевидения, автор сценариев документальных музыкальных телефильмов, шедших на экране в 1960-80-х годах Светлана Викторовна Виноградова. Она-то и задала молодому коллеге из Петрозаводска Татьяне Шерудило провокационный вопрос: «А почему в столице Карелии нет таких фестивалей?»
- Этот разговор состоялся в июле, а в декабре Карельская филармония уже провела Неделю камерной музыки в Петрозаводске. Не без помощи Светланы Виноградовой к нам приехал московский ансамбль солистов «Мадригал». Тогда в нем работали выдающиеся музыканты: Марк Пекарский, Алексея Любимов, сестры Лисициан, в «Мадригале» пел первый русский контратенор Евгений Аргышев.
Алексей Борисович Любимов – выдающийся пианист, профессор, преподаватель Московской консерватории, Заслуженный и Народный артист Российской Федерации и давний любимец петрозаводской публики. Он не раз выступал в Карелии еще задолго до рождения «Осенней лиры». Мне запомнилась совсем немузыкальная история, связанная с ним.
На один из концертов Алексей Борисович привез с собой двухмануальный клавесин - старинный с инкрустацией. В программе его выступления был заявлен классический авангард, и публика потекла ручьем. И не напрасно! Алексей Любимов действительно виртуозно исполнял произведения. Но как! Он играл пиччикато на рояле, обматывал фольгой молоточки, тогда еще новенького «Ферстера», получая другой непривычный звук, и рассказывал - подробно и интересно - о задумке автора и самом произведении.
Что же касается привезенного двухмануального клавесина, то с ним была отдельная история...
Татьяна Георгиевна не знает, как его доставили из Москвы, но с обратной дорогой была проблема: клавесин не помещался в тамбур железнодорожного вагона. Точнее, помещался, но перекрывал проход между вагонами, а так делать запрещено. Пришлось идти к начальнику поезда, начальнику вокзала, рассказывать им о музыке вообще и об Алексее Любимове в частности, чтобы, в конце-концов, добиться разрешения: погрузить уникальный инструмент в тамбур последнего вагона. Зато это был, пожалуй, единственный в СССР состав, завершавшийся не огнетушителем, а произведением искусства.
Рувим Островский. Два рояля для четырех пианистов
В 1990 году в Петрозаводске появился пианист Рувим Островский. Его выступление в филармонии произвело фурор - был аншлаг. Касса не справлялась с потоком желающих послушать артиста. Тогда Татьяна Шерудило подумала: «Ну, теперь наши фестивали будут иметь успех». Организаторы предложили Рувиму Ароновичу стать постоянным участником Камерных вечеров, а также помогать с формированием программы и приглашением солистов. Маэстро, не чинясь, согласился.
- Благодаря многочисленным знакомствам Рувима Островского в музыкальном мире Москвы, - вспоминает Татьяна Шерудило, - Петрозаводск посетили многие известные исполнители. Сыграл концерт в зале Национального театра пианист Борис Березовский, ставший накануне петрозаводского турне Лауреатом конкурса имени Чайковского. Стены актового зала Музыкального колледжа помнят дуэт выдающихся пианистов, преподавателей Московской консерватории Елены Сорокиной и Александра Бахчиева.
Об этих фортепианных вечерах - они получили неофициальное название «Шубертиады» - до сих пор ходят легенды. По словам Татьяны Георгиевны, концерты были подготовлены интересно, мастерски, исполнение - на грани импровизации. На двух, установленных на сцене роялях играли то в четыре, то в шесть, и даже в восемь (!) рук - к московским гостям подключался сам Рувим Островский и блистательная пианистка Юлия Тишкина. В шесть рук на одном рояле! Зал сотрясали аплодисменты, а трехчасовой фортепианный концерт пролетал, как один миг.
- Эти выступления невозможно повторить, - продолжает рассказ Татьяна Шерудило. - Столько было куража, вдохновения, таланта. Ансамбли из двух, трех, четырех пианистов составлялись здесь и сейчас, и никогда основанное на мастерстве чутье в выборе и манере исполнения произведений не подводило артистов.
Автор материала: Марина Трубина
P.S.: Другие фестивальные истории об «ангаре» для рояля, канадском пианисте в меховых перчатках, «A-Jazz» и Текоре Роджерс читайте в ближайшие дни. А уже 17 октября в Большом зале филармонии можно послушать игру маэстро Островского вживую.