Город Лахденпохья и Лахденпохский район очень скоро станет одним из самых инфраструктурно-развитых районов в Карелии. Его близость к Финляндиии, к Ленинградской области даёт этому району преимущества перед остальными, а природный ландшафт схожий с сортавальским, но всё же имеющий собственную уникальность не оставит равнодушным туристов. Уже сейчас в Лахденпохья вновь заработал фанерный комбинат, до Петербурга проложена отличная трасса, в ближайшее время благоустроят набережную и построят пропускной пункт с Финляндией.
Как развивается Лахденпохский район? Что сделано уже? И как в ближайшее время преобразится город и район в эксклюзивном интервью рассказал Глава Администрации Лахденпохского муниципального района Владислав Дмитриевич Вохмин.
Владислав Дмитриевич, видно, что из трубы идёт дым. Вас можно поздравить с возрождением фанерного комбината?
После трёх лет простоя, да, у нас опять заработал фанерный комбинат. Это старейшее градообразующее предприятие ещё в 50-е годы двадцатого века организованное на базе бывшего финского фанерного завода. В лучшие годы там работало свыше 700 человек, сейчас там уже трудится около ста работников, а к ноябрю-декабрю комбинат начнёт работать в полную силу, планируется, что он обеспечит рабочими местами ещё около ста жителей Лахденпохья.
Какой продукцией порадует комбинат?
Сейчас на комбинате делают заготовку для фанеры, используемую в производстве мебели. Долгое время здесь делали знаменитые гнутые качающиеся кресла для ИКЕА. Сейчас рассматривается вопрос о покупке дополнительного оборудования, чтобы возобновить работу с крупной торговой сетью и изготавливать фанеру высокого качества. Кроме того, это и рабочие места, и привлечение инвестиций.
Что-то ещё будет запускаться в ближайшее время? Как вы видите промышленное развитие района?
К промышленному освоению территории мы относимся очень аккуратно. Есть фанерное предприятие, для города, наверное, этого будет достаточно. Есть неплохое предложение по развитию горной промышленности, но у населения к этому негативное отношение. Потому что один-то раз яму можно выкопать, но потом она уже никуда не денется.
Тогда в каком направлении планируется развивать Лахденпохский район?
Прошлый у нас был символичный год, мы назвали его годом возрождения сельского хозяйства. В конце 90-х оно было практически уничтожено, поля простаивали. А сейчас у нас появился один из самых интересных сельхозпроектов в республике – производство мраморной говядины. Александр Петрович приезжал, пробовал и ему очень понравилось мясо.
Это частный инвестор. Сейчас у него почти семьсот голов, через два года ожидается 3 – 3,5 тысячи голов. Мы предоставили ему земельные участки, помогли организовать инфраструктурные вопросы, подключить электричество, оказали помощь с подбором кадров и проект заработал. Всего понадобилось около двух лет. Инвесторы довольны, говорят, что такой реализации проекта ещё нигде не видели. И всё-таки большие надежды возлагаем на развитие туризма в нашем районе.
Чем могли бы заинтересовать туристов? Чем интересен Лахденпохский район?
Лахденпохский район по-своему уникален и выделяется среди районов Карелии. При площади в 2,5 тысяч километров имеет очень интересное расположение – с одной стороны прижат Ладогой, с другой Финляндия, тут же рядом Ленобласть. У нас самые насыщенные и протяжённые шхеры. Для жителей Санкт-Петербурга 2 часа пути, и они попадают в совершенно другую реальность.
У нас есть интересный посёлок Куркиёки, в нём нужно побывать обязательно – там шикарный музей, там Александр Петрович Худилайнен нашёл свои корни, там жили его предки, в Куркиёки был открыт первый университет, в этом посёлке родился первый президент Финляндии, первый олимпийский чемпион, компания Валио открыла свой первый завод. В общем это необыкновенное место.
Как будете повышать туристическую привлекательность города и района?
Мы, конечно, с надеждой смотрим на благоустройство городской набережной. Это уникальное место, у нас там когда-то была база подводных лодок. Сейчас там очень приятно находиться, а после благоустройства наша набережная станет самой красивой. Я уверен это место будет жемчужиной не только Лахденпохского района, но и всего Приладожья и даже Карелии. Сроки строительства определены и проведён первый этап обустройства по сносу старых конструкций. А самое замечательное, что мы работаем в тесном сотрудничестве с частным инвестором, которому не требуется ни республиканских, ни денег муниципалитета.
Также рост туристического потенциала, связываем с использованием глубоководной бухты в Якимварском заливе, который достигает более 220 метров глубиной и находится в самом городе. Это позволяет подойти сюда пяти тысячным судам.
А уровень инфраструктуры позволит привлечь туристов и инвесторов?
У нас в городе всегда была плохая инфраструктура, но через 2 году будет – одна из самых лучших. Дороги уже достойного качества, мы готовы к запуску пункта пропуска, бухта готова для системной застройки. Через год-два здесь будет газ, появятся большие мощности по электричеству. У нас всё готово для комплексного освоения территории. Инфраструктура как хребет экономики, так вот у нас хребет уже создан.
Как сейчас развивается район в туристическом плане?
На территории Лахденпохского района работают двадцать четыре объекта малого бизнеса – это небольшие базы отдыха, гостевые дома, сейчас мы стараемся наладить взаимодействие, чтобы организовать централизованную связь. К нам едет и много молодых людей, потому что здесь появились новые виды отдыха- веревочный парк, тарзанки.
Планируете ли увеличить поток европейских туристов и за счёт чего?
Совместно с финской стороной мы реализовываем проект - Северо-западный коридор развития, который предполагает строительство таможенно-логистического терминала на 1000 рабочих мест. Однако сейчас вмешался внешне-политический фактор и мы чувствуем, что динамика проекта резко остановилась. То есть, то что требовалось от российской и финской стороны выполнено – асфальтирована дорога, но финская сторона, к сожалению, столкнулась с позицией Евросоюза. Южная Финляндия всё же максимально заинтересована в реализации проекта, поэтому надеемся на скорейшую реализацию проекта.
Владислав Дмитриевич, а откуда вы родом и чем вас привлекает этот край, эта местность?
Я сам из Казахстана, но живу здесь почти 30 лет. Уже обжился и дети здесь выросли. Поэтому могу сказать, что мне здесь нравится. Вот как любовь – не поймёшь, за что. Может иногда и хотелось бы потеплее, побольше солнца, но и в такой погоде уже находишь какую-то прелесть. Я понимаю, что такое чистый воздух, чистая вода и, когда оказываюсь в некомфортной для себя среде начинаю плохо себя чувствовать. А здесь такой оазис, островок лучшей жизни.
Не боитесь, что с большим потоком туристов изменится этот оазис нетронутой природы?
Те, кто сюда приезжает из мегаполисов ведут себя адекватно, они понимают, что не хотят это место превращать в то, откуда они приехали. Но за счёт того, что развивается полустихийный, гостевой бизнес, люди пытаются эксплуатировать природу, мы чувствуем давление, чувствуем, что нужны более жёсткие меры, другие подходы. Например, новые формы утилизации мусора.
Мы пытаемся сформировать программу, чтобы ни один уголок нашей территории не остался без внимания, но без помощи республики нам не обойтись. Сейчас, как никогда, мы должны по-новому относиться к обслуживанию территорий. В масштабе - это должна быть республиканская программа, так как муниципалитет с населением в тринадцать тысяч человек просто не может это сделать самостоятельно. Но, кажется, это многие понимают, поэтому пока нам удаётся сохранить чистоту лесов и первозданную красоту берегов совместно с общественниками и гостями города.