Posted 22 сентября 2016,, 12:09

Published 22 сентября 2016,, 12:09

Modified 12 ноября 2022,, 08:14

Updated 12 ноября 2022,, 08:14

«Народ не тот»

22 сентября 2016, 12:09
«Народ не тот»
Сюжет
Статьи

Если кто-то смотрел пресс-конференцию руководителей партии «Яблоко» в ночь с воскресенья на понедельник, то не мог не заметить, какая атмосфера там царила. На председателе партии Эмилии Слабуновой просто лица не было. Итоги выборов – позорнейшие для яблочников. Под руководством недавно избранной на председательский пост Слабуновойна выборах в Госдуму «Яблоко» не смогло преодолеть даже 3%-ный барьер, чтобы получить госфинансирование, в отличие от выборов 2011 года. Даже наиболее скептически настроенные по отношению к этой партии политологи настолько провального результата не предсказывали.

Между тем, когда Слабунову призвали на федеральную партийную должность, то упор делался на то, что она из Карелии, где местные яблочники в 2013 году смогли провести своего кандидата не куда-нибудь, а в кресло мэра столичного города Петрозаводска. О тех выборах стоит сказать отдельно, пока же о том, как имевшая самый бледный, в буквальном смысле слова, вид председатель «Яблока» вместе с Григорием Явлинским пыталась на пресс-конференции оправдаться после нынешнего грандиозного провала. Естественно, в ход пошли утверждения о якобы катастрофически низкой явке, апатичности избирателей и пр. Все предсказуемо – опять «народ не тот»…

Аргументация смешная, потому что явка в Госдуму (сейчас о ней речь ведем) по России в целом была вполне себе нормальная, средняя, около 50%. Для очень многих европейских стран, к авторитету которых так любят взывать яблочники, такая явка – дело обычное. Вот возьмем Швейцарию: в прошлом году в парламентских выборах в этой наидемократичнейшей (с этой-то характеристикой отечественные «оппозиционеры» спорить не будут?) приняли участие 48,5% избирателей. На выборы в палату представителей Конгресса США в 2014 году пришли 36,4% избирателей. Таких примеров можно обнаружить немало. В разные избирательные циклы в различных странах просвещенной демократии явка бывает то выше, то ниже, иногда сильно разнится по территориям (регионам, коммунам, штатам и т.п.) Но никому в голову не приходит на таком основании сомневаться в легитимности избирательного процесса в этих государствах.

Любовь к двойным стандартам

Но вернемся к ситуации с яблочниками, точнее, к упомянутым выше выборам мэра Петрозаводска в 2013 году. Результаты этих выборов «Яблоко» транслировало на всю страну и за ее пределы как мегауспех партии. Градоначальницу Галину Ширшину сразу объявили «истинно народным» мэром. «Граждане сделали выбор!» - с пафосом восклицали тогда яблочники.

Но позвольте, а давайте-ка опять же взглянем на явку… На выборы мэра Петрозаводска, между прочим, пришло всего чуть более четверти горожан, имеющих право голоса. Почти 75% избирателей в голосовании участия не приняли. Но от той же Эмилии Слабуновой тогда стенаний о низкой явке что-то слышно не было. То есть, когда победил яблочный кандидат, то явка в 26% всех «оппозиционеров» вполне устроила. А сейчас, когда яблочники провалились с треском, они пытаются объявить нелегитимными выборы при почти 50%-ной явке.

Впрочем, любовь этой публики к двойным стандартам давно известна. Интереснее в данной истории другое. На сентябрьских выборах в Карелии яблочники, не скрывая, делали ставку на протестное голосование. В ход пошла, в том числе, и экс-мэр Ширшина. Хотя то, что использование ее образа принесет яблочникам именно в Карелии какие-то дополнительные очки, изначально было очень сомнительно.

Брюссельская «капуста»

Ширшину, когда она еще сидела в кресле градоначальника, партия активно пыталась раскручивать за пределами республики – на федеральном и чуть ли не международном уровне. Интервью с «оппозиционным» мэром мелькали даже в зарубежной прессе. В первую очередь, конечно, в изданиях и на телеканалах, ориентированных на откровенно антироссийски настроенную аудиторию, от британской The Guardian до «Аль-Джазиры». Они с удовольствием тиражировали высказывания петрозаводского мэра, всегда удачно попадавшие в струю информационной войны против нашей страны. Видимо, за эти особые заслуги Ширшина в последствии даже удостоилась парочки премий как «лучший мэр». Одна награда была от опять же «оппозиционного» московского телеканала, другая – от некоей партии «Альянс либералов и демократов за Европу» в Брюсселе, где находится штаб-квартира НАТО.

В Петрозаводске, правда, эти награждения были восприняты как анекдот. Ибо собственно городское хозяйство, которым должен заниматься мэр, при Ширшиной дошло до наивысшей точки разрухи и развала. Коммунальные службы, такое ощущение, работать практически перестали: город летом утопал в мусоре, зимой автомобили вязли на нечищеных от снега и льда дорогах. В мэрии расцвели в невиданных при предыдущих градоначальниках масштабах кумовство и семейственность. Сейчас начали всплывать и вовсе вопиющие факты: о том, что не только в бестолковом управлении городом, очевидно, было дело. Местные СМИ, например, раскопали информацию про целую серию сомнительных (незаконных?) постановлений об аренде муниципальной земли, которые в бытность Ширшиной мэром подписывались в горадминистрации. Имеются ли в этих решениях признаки коррупции – на этот вопрос, думается, должны ответить правоохранительные органы.

Словом, горожане на форумах и в соцсетях с издевкой комментировали новости про премии Ширшиной: мол, пусть брюссельцы себе этого «лучшего мэра» забирают. Или слабо? Но самым ярким показателем отношения к яблочному мэру стала реакция горожан на ее отставку, инициированную депутатами Петросовета в конце прошлого года. Яблочники пытались по этому поводу развернуть акцию протеста, но на нее пришло меньше 50 (!) человек. То есть никто из горожан, кроме мизерной горстки яблочных активистов, за «лучшего мэра» на улицу не вышел…

Комбинаторы-неудачники

И вот яблочники вдруг решили сделать лишенного даже намека на популярность экс-мэра лицом своей избирательной кампании в Карелии и Петрозаводске. Абсурд? Нет, скорее это был расчетливый шаг. Яблочники сначала двинули Ширшину во главе партсписка на выборы в горсовет. Затем провели любопытную комбинацию: при регистрации этого списка допустили грубые нарушения в оформлении документов. И это при том, что документы на список в Заксобрание Карелии юристы яблочного избирательного штаба оформили без сучка и задоринки, очень ответственно подойдя ко всем требованиям и рекомендациям Центризбиркома. Результат: список в Заксобрание был благополучно зарегистрирован. А регистрация списка в Петросовет была совершенно предсказуемо отменена по суду.

Добившись того, чтобы их кандидаты-списочники в Петросовет вылетели из предвыборной гонки, яблочники молниеносно организовали агиткампанию, главным стержнем которой стали заявления о «политических преследованиях». В агитматериалах «Яблока» протаскивалась мысль, что его кандидатов сняли, потому что власть якобы боится их победы и что позиции партии в Петрозаводске сильны, как никогда. Одновременно агитаторы пытались разжечь у избирателей протестные настроения и на этой волне убедить голосовать за яблочных кандидатов в Госдуму и Заксобрание.

И каков итог всей этой предвыборной политтехнологической комбинации? Яблочный кандидат в Госдуму Наталия Киселене – на далеком пятом месте. Разрыв с победившим кандидатом от «Единой России» огромный, совершенно непреодолимый и безнадежный.

Но еще более показательны результаты по партийным спискам. За список в Госдуму, куда была включена Галина Ширшина, проголосовали всего чуть более 16,6 тыс. человек. В ЗС у яблочников результаты чуть лучше, около 21 тыс. голосов. Сравним эти цифры с результатами «Яблока» на предыдущих выборах. В 2011 году на выборах в Госдуму партия получила в Карелии 17,5 тыс. голосов избирателей, в Заксобрание – около 20 тыс. В 2013 году за яблочного кандидата на пост мэра проголосовали свыше 23 тыс. избирателей. Сейчас до этой планки яблочникам дотянуть так и не удалось. И это при том, что тогда на выборах мэра голосовали только петрозаводчане, а 18 сентября этого года – вся Карелия, и яблочники всеми силами пытались подтянуть ресурсы в районах республики.

В целом же все эти цифры убедительно свидетельствуют об одном. О том, что уже многие годы пара десятков тысяч голосов – это потолок «Яблока» в Карелии. Выше этого яблочникам никак не прыгнуть. Любая партия или любой кандидат, который сможет – если говорить о предстоящих избирательных циклах – набрать не менее 25 тыс. голосов, «Яблоко» уже легко обгонит.

А это, в свою очередь, говорит еще об одном очевидном факте. Карельское «Яблоко» может рассчитывать исключительно на очень ограниченный круг «преданных» лиц. Ядро этой системы – родственники и близкие люди сбежавшего за границу местного бизнесмена и спонсора карельских «яблочников» Василия Попова (в России ему предъявлено обвинение в мошенничестве с муниципальным имуществом). А также подневольные сотрудники предприятий, ему подконтрольных: «Ленторга» и пр...Надо отметить, что «бизнес-империя» Попова в Петрозаводске и Карелии все еще достаточно обширна. Плюс - прикормленные им же лица из разных якобы общественных организаций. Ну и небольшое количество искренне поддерживающих именно «Яблоко» как федеральный бренд граждан. За их исключением электорат «Яблока» в Карелии – это кланово-семейственная модель, электоральные ресурсы которой, как их не перетасовывай, всегда будут строго ограничены.

Результат яблочников на выборах в Карелии в итоге оказался предсказуем– даже до 4% от общего числа избирателей не дотянули. Это в регионе, который яблочники считали чуть ли не родовым своим гнездом, откуда выпорхнула их новый председатель Слабунова. При серьезных финансовых средствах, брошенных на яблочную избирательную кампанию в Карелии местными спонсорами. При истеричной, иначе не скажешь, агитации и громких заявлениях о якобы зреющем «народном бунте». Это – яркий и окончательный показатель отношения граждан к фруктовой партии и ее представителям.Сейчас члены яблочной группы Попова сами «спустились на землю» и понимают, что «сильная» команда «Яблока» - лишь плод их же фантазий.Иллюзий, в которые они как сектанты поверили благодаря «гуру», которого скоро экстрадируют в Россию за экономические преступления.

"