55 лет упорного труда: как все начиналось

5 сентября 2016, 11:28
55 лет упорного труда: как все начиналось

Ранее мы писали исторический материал о том, как поменялся Петрозаводск за сотни лет. Сегодня хочется рассказать о нашем троллейбусном управлении, которое тоже успело пережить немало трудностей и изменений.

Пятый день сентября 1961 года был необычным для петрозаводчан – тогда в Карелии появился новый вид транспорта и открылось первое троллейбусное движение.

Первый троллейбусный путь протянулся от Товарной станции до площади Кирова с 23 остановками. В то время было 10 двухдверных троллейбусов «ЗИУ-5», а весь штат Троллейбусного управления насчитывал 45 человек.

«Пуск троллейбуса в Петрозаводске – хороший подарок трудящимся в канун XXII съезда КПСС» - пишет «Ленинская правда» 6 сентября 1961 года. Действительно, троллейбусы – хороший подарок для всех жителей города: это удобно, быстро и дешевле, чем на автобусе.

Планы по созданию троллейбусов в Петрозаводске появились еще в 1935 году, но осуществлению идеи помешала Великая Отечественная война и к вопросу троллейбусного движения вернулись в послевоенные годы. Была построена одна тяговая подстанция, контактные сети и закуплены первые 10 машин.

Вот фотографии уже 70-х годов:

И снимки, сделанные чуть позже:

class="gallery">

Можно сравнить с современными троллейбусами:

В первый же день многие жители города с удовольствием опробовали новый транспорт. В троллейбусном управлении посчитали, что 5 сентября с трех часов дня до часу ночи прокатились 8000 петрозаводчан.

В те времена город подвергался многим изменениям: строились новые улицы, появилась громада корпусов университета, новый мост на улице Антикайнена, большие жилые дома на площади имени Юрия Гагарина. Поэтому из светлых окон троллейбуса еще лучше и нагляднее были видны те перемены, которые произошли за последние годы в столице Карелии.

Профилакторий (само депо, где обслуживаются троллейбусы), который сейчас находится на Московской улице, был построен в 1954 году военнопленными немцами. Это здание уникально, потому что вся крыша построена из дерева, работники депо даже между собой называют его «вторые Кижи». В этом время троллейбусы были только в планах, поэтому там был размещен автобусный парк, который обслуживал жителей города и пригорода.

Вот старое фото этого здания:

И новое:

Ночью, когда троллейбусы не ходят, вся эта территория заставлена транспортом.

Вот как выглядит, цех, где ремонтируют машины:

class="gallery">

А это старое и современное фото здания самого троллейбусного управления, почти никаких изменений не произошло:

0

Интересно, что для того, чтобы построить троллейбусы, был объявлен конкурс среди школ по сбору металлолома, и тот, кто больше всех соберет, был приглашен на митинг, связанный с пуском троллейбусов. Кроме того, в двух из десяти троллейбусах висели памятные таблички, в которых говорилось, что данная машина была построена на средства, сданные учениками школ №7 и №10, которые победили в этих соревнованиях.

В 1961 году все начиналось с 10 машин и троллейбусный парк постепенно рос. В городе появлялись новые улицы, поэтому строились новые линии и увеличилось число транспорта. Сегодня троллейбусными линиями охвачены практически все крупные микрорайоны. В 2000-е годы в троллейбусном парке можно было насчитать 126 машин, сегодня их 93. Такое сокращение связано с тем, что троллейбусы не вечны, все имеет свой срок эксплуатации, нужны новые. Но само предприятие не может закупить толлейбусы, этим занимается администрация города.

Проездные билеты были уже и в социалистическое время. Они, как и сейчас, были для школьников, студентов, общегражданские и социальные. Были даже совмещенные проездные: на автобус и троллейбус сразу, что очень удобно.

В самом начале троллейбусного движения был кондукторный метод обслуживания: в салоне всегда был кондуктор. Потом, примерно в 80-е годы, предприятие перешло на новую систему: в троллейбусах стояли кассы, и люди сами оплачивали проезд и брали билет. После был период, когда перешли на абонементные талоны и в транспорте устанавливались специальные механические компостеры, куда пассажир должен был опустить заранее купленный талон. Но при такой системе далеко не все люди оплачивали проезд и в 96 году вернули кондукторов. В первый год такой возвращенной системы в предприятие пришли около 300 кондукторов и доходы возросли в 3-5 раз.

Примерно в 2007-2008 годах помимо депо на Московской улице у предприятия была еще одна площадка на Кургане. В тот момент помимо троллейбусной составляющей еще была автобусная колонна, предприятие обслуживало 41 автобус. Был открыт цех по капитальному ремонту троллейбусов, где ремонтировали троллейбусы, которые уже выработали свой нормативный срок эксплуатации. В такое время, когда обслуживались и автобусы, конечно, и людей работало больше. Тогда было около 1300 трудящихся – водители автобусов и троллейбусов, кондуктора и там и там, ремонтные рабочие.

3

Сегодня всего на предприятии работает 170 водителей, и примерно одна третья - женщины.

Ближе к 2000-м годам появилась возможность еще одного заработка предприятия – реклама. Сегодня можно заметить на многих троллейбусах названия магазинов и других организаций. Но, интересно, что троллейбусное управление принимает активное участие в общественной жизни города и поддерживает людей с интересными проектами. Так, в прошлом году по городу ездил троллейбус с афишой «Велодня». Иногда транспорт разрисовывают для какого-нибудь праздника.

С такой богатой историей за плечами свой 55-летний юбилей отмечает троллейбусное управление Петрозаводска. Всегда какие-то изменения происходили в жизни предприятия: новые работники, новый транспорт и многое другое. Еще немало метаморфоз ждет его и в дальнейшем, и надеемся, что они будут только хорошими!

#Общество #ПМУП «Городской транспорт» #Петрозаводск #Екатерина Коломиец
Подпишитесь