В «тучные нулевые» мы привыкли к тому, что Россия будет идти «в гору» - нефть нужна всем, а мы ее имеем в достаточном количестве, как и природный газ. Все это нужно Европе и США.
Нам, на бесконечные уступки Америке и Евросоюзу в этом отношении и в других областях, будут, как бы, начислены некие бонусы, которые положительно скажутся на жизни внезапно появившегося «среднего класса» россиян. Такова была политическая «посылка» россиянам и нашим правителям заодно.
И все это роскошество – за отказ от самостоятельно формируемой нами мировой повестки дня. Проще говоря – «молчите в тряпочку» и пока «мы» будем у вас выкачивать принадлежащие стране природные ресурсы и определять, как «вам» следует жить – все будет хорошо. Захотите другого развития событий – самим распоряжаться своими богатствами и играть на мировой сцене одну из главных ролей – получите «по рогам». Мы захотели сами определять свою судьбу. И «получили по рогам». Крепко получили, надо сказать.
Санкции, игнорирование наших интересов политических и наших интересов в мировой экономике – вот что нам предложили. Как жить?
«Модель 2000-х годов исчерпала себя. Она была направлена на усиленный рост экономики после ее спада в 90-х. Экономический рост перестал быть чем-то автоматическим и сейчас перед страной стоит две группы задач - антикризисная политика и политика структурной модернизации», - так говорит ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Владимир Мау.
Касается это России в целом? Безусловно. Касается это отдельных регионов России? Да. Что в таком случае делать такому региону как Карелия?
Во-первых, использовать очень выгодное геополитическое положение республики – она имеет самую большую границу с Евросоюзом – и, даже в условиях санкций, разрабатывать и реализовывать оригинальную программу сотрудничества с Финляндией и сопредельными с ней странами. Это уже делается, кстати. Начал такую работу – когда еще и санкций не было в помине – губернатор Катанандов и сейчас, в гораздо более сложных условиях продолжает ее Александр Худилайнен. Ему легче, он – этнический финн. И грамотный управленец, и опытный политик.
Во-вторых, собрать в один кулак все ветви власти. Не смотря на прорехи в федеральном законодательстве, необходимо объединить в «режиме выживания» муниципальную ветвь, республиканскую власть, общественные организации, все адекватные силы региона.
Недавно совсем все жители Карелии могли убедиться, к чему приводит «война» на уровне «Республиканская власть – Муниципальная власть».
Петрозаводск – столица Карелии – стала неухоженной деревней, буквально - с агрессивными крысами, умирающими зелеными насаждениями, агонизирующим общественным электротранспортом, неубранными дорогами и тротуарами – только потому, что городское начальство демонстративно не желало найти «общий язык» с республиканской властью.
«Мы должны разрабатывать стратегические планы и различные программы, нам необходим проектный подход. Но и этого мало - обязательно нужно создать баланс, на всех уровнях власти правовые экономические документы должны согласовываться», - это уже слова ректора Российского экономического университета имени Плеханова Виктора Гришина. Сообразуются они с ситуацией в Карелии? Еще как!
Не надо строить иллюзий. Карелия и ее районы, как, впрочем, и Петрозаводск, одномоментно, из кризиса не выйдут. В свое время мы много чего нафантазировали себе и думали, что проснемся утром – и наши завышенные ожидания сбылись. Но нет волшебных палочек, должно быть желание работать вместе всем, кто хочет добра региону, всем таким политическим силам.
Найдутся ли такие силы?