Posted 4 июля 2016, 05:27
Published 4 июля 2016, 05:27
Modified 12 ноября 2022, 08:19
Updated 12 ноября 2022, 08:19
- Сергей Леонидович, внешнюю политику России, как убеждены многие наши граждане, формируют Президент и Правительство страны. И при этом как-то совсем не упоминается Парламент. Поэтому вопрос: участвует ли верхняя палата Федерального Собрания в этом процессе?
- Конечно, Совет Федерации активно участвует в формировании повестки дня на тему внешней политики. Хочу напомнить, что наш спикер – Валентина Ивановна Матвиенко – кадровый дипломат и великолепно разбирается во всех хитросплетениях сегодняшних международных отношений. Ее роль в контактах Российского государства с другими странами трудно переоценить. Кроме этого, в Совете Федерации есть очень серьезная команда, которая занимается именно такими вопросами. Ее возглавляет Константин Иосифович Косачев, Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам. Он тоже очень опытный дипломат. Мне приходилось с ним работать, и я могу сказать, что это весьма компетентный специалист. Так что, международный блок в верхней палате Федерального Собрания России в очень надежных руках, и мы постоянно держим руку на пульсе. Это позволяет нам обсуждать и принимать законы по международной деятельности и ратифицировать международные соглашения. И мы следим, как они выполняются.
Кроме этого, российские сенаторы активно участвуют в работе межпарламентских объединений. И такая, как это называется, «народная дипломатия» тоже приносит результаты. Мы последовательно ведем политику защиты русскоязычного населения за рубежом. Эта работа очень важна и дает свои плоды.
У Совета Федерации постоянные контакты с министерством иностранных дел, мы отслеживаем процессы, идущие в Таможенном Союзе, в БРИКС, в Евразийском экономическом союзе. Под постоянным контролем отношения с Китайской Народной Республикой и Европейским Сообществом. Сейчас времена трудные и работы на этом фронте хватает…
А что бы Вы особенно выделили в этой работе?
- Важно все. Здесь мелочей нет и быть не может. Это очень многосторонняя работа, поскольку в мире у России интересы обширные. Но приоритеты, конечно же есть: работа со странами СНГ, Украина, Ближний Восток, Сирия, отношения в Китаем и США, обстановка в Европе. Надо защищать наши интересы по этим направлениям, что мы и делаем вместе с нашим Президентом, с Правительством страны.
Недавно Алексей Кудрин, влиятельный наш политик и экономист, высказал мнение, что нам надо пойти на компромисс с Западом в очень важных вещах, фактически где-то поступиться нашими интересами. Да, есть такие темы, где надо активнее договариваться с нашими партнерами в Европе и США, но в принципиальных вещах компромисса быть просто не может! Посмотрите: НАТО идет на восток. И мы должны как-то это терпеть? Ущемляются права русскоязычного населения в той же Украине, в Прибалтике, а мы должны по этому поводу договариваться? В таких вопросах не может быть никаких компромиссов. Россию некоторые силы сегодня стараются сделать каким-то вселенским злом, врагом всех стран, значит мы должны твердо доказывать свою позицию, проводить политику здравомыслия. Надо четко понимать: никто воевать не хочет, ни мы, ни наши партнеры. Надо искать точки соприкосновения, но без ущерба для наших интересов. Это важно! Мы – ключевой игрок на международном поле, хочет этого кто-то или не хочет. Без нас ни одну международную проблему не решить. И это понимает и тот, кто сегодня к нашей стране относится негативно по каким-либо причинам.
- Каково сегодня, на Ваш взгляд, положение России в системе международных политических координат и может ли оно измениться в ближайшее время?
- Я уже сказал, что мы – ключевой игрок в мире. И нашим партнерам, безусловно сильным и авторитетным, не надо пытаться давить на нас и вторгаться в наши внутренние дела с целью что-то поменять. Это будет чревато! И в ближайшей перспективе, уверен, ситуация не изменится.
Есть политики – и у нас, и за рубежом – которые, говоря о России, занижают наш потенциал: военный, политический, интеллектуальный. Наверное, им кто-то приказал продвигать такую точку зрения. Ну… путь трындят. Они говорят, что мы – всего лишь осколок Советского Союза, что у нас сейчас много внутренних проблем, которые нас ослабляют. Да, у нас много внутренних проблем, это объективно. Но в какой стране нет своих внутренних проблем? В Германии, в Великобритании, в США или Италии, или во Франции? Везде есть свои проблемы. Да, нам не просто, реформы в некоторых областях экономики, в государственных органах затянулись. Но мы как раз сейчас и работаем над тем, чтобы поскорее все привести в порядок. Напомню, в девяностых в нашей стране были разрушены экономические связи, в клочья почти порван был государственный аппарат, правоохранительные органы и армия оказались практически без руля, без ветрил. То, что было сломано за десять лет, надо восстанавливать гораздо дольше, увы.
Сейчас, когда мы ведем работу по восстановлению того, что было разрушено, по восстановлению своих позиций в мире, мы говорим: Россия хочет быть добрым соседом и хочет быть окружена добрыми соседями, с которыми можно дружить на равных и которые не будут хозяйничать в нашем доме. Вот над этим мы работаем. А чтобы быть сильными на внешней площадке, надо чтобы внутри наших границ было все нормально – экономика, развитие регионов, социальная сфера была на уровне…
- Как Вы считаете, что сейчас самое важное для России, если говорить о международных процессах?
- Сила внешней политики России во многом определяется ее внутренним развитием, развитием ее регионов. Это твердое мое убеждение. Чем сильнее и более экономически развитыми будут российские регионы, тем сильнее будет страна, тем активнее мы будем на международной арене. А ведь на это нацелены майские Указы Владимира Владимировича Путина, которые надо выполнять, потому что это реальный путь страны вперед.
Очень важно искать новые пути взаимовыгодных отношений с Соединенными Штатами, с Европейским Союзом. И нам всем вместе надо активно бороться с международным терроризмом, конечно же. Это сейчас самая важная, думаю, проблема не только для России, но и для всего международного сообщества. Надо найти политическое решение ситуации в Сирии. Это тоже очень важно.
- Сергей Леонидович, вот еще вопрос по международной тематике, но, так сказать, не в плоскости государственных отношений. Не обойти вниманием европейское первенство по футболу, похоже очень много вопросов к нашим болельщикам.
- Вопрос о поведении футбольных фанатов очень болезненный и нечестно предъявлять претензии только одной стороне конфликта – это проблема комплексная. Это же нонсенс, когда подхватывают и выпячивают «околофутбольные страсти», а спорт уходит на второй план. Здесь в первую очередь возникают вопросы к правоохранительным органам, которые оказались не готовы и допустили беспорядки в общественных местах.
- Считаете, что и здесь замешана политика?
К сожалению, вокруг таких масштабных спортивных событий присутствует предвзятость и различные спекуляции, в том числе и от политиков, и от спортивных функционеров, и тех, кто отвечает за организацию и безопасность чемпионата. В это вовлечены мировые издания и агентства, которые эмоционально комментируют односторонние высказывания. Валить всё на Россию, на наших болельщиков, представлять всё так, что как будто дерутся одни только россияне – необъективно и неоправданно. А что Европа забыла репутацию английских фанатов, которые сегодня съехались во Францию в огромном количестве и жгут и топчут российские флаги, задирают и провоцируют болельщиков других стран. В действительности конфликт вырос из-за нерешительности полиции и слабой организации проведения самого чемпионата. Когда не справляются, то назначают виноватых.
- К российским спортсменам какое-то особое внимание?
Я не сторонник теории заговора, но мы же видим какое внимание уделяют после сочинской олимпиады нашим спортсменам антидопинговые агентства, международные федерации – всё это подходит под явно спланированную компанию и пресловутые двойные стандарты. Но повторяю, через это надо пройти, тем более, что у нас в 2018-м году Чемпионат мира по футболу, надо учиться на ошибках французов.
- И последний мой вопрос будет не о международных делах. Не могу не спросить Вас о том, что случилось у нас на Сямозере, где погибли дети…
- Это страшная трагедия. Страшная! Идет следствие, оно установит конкретных виновных в гибели ребят. Но этого мало. Надо понять, почему у нас такие вещи происходят. Где наша государственная машина дала сбой и не предусмотрела какие-то конкретные меры по защите мальчишек и девчонок во время их летнего отдыха? Ведь последние проверки, что проходят в России после этого ужасного случая показывают, что не только в Карелии есть такие «лагеря смерти». Значит это в системе все происходит и под ударом тысячи детских жизней. И если эта трагедия еще и следствие коррупции в государственных органах, то надо выявить и жестко наказать коррупционеров.
Знаете, что еще меня неприятно удивило в те дни, когда произошла эта трагедия? Некоторые политики, которые явно пойдут на предстоящие выборы вдруг принялись громогласно комментировать случившуюся беду. Это вообще ни в какие ворота не лезет! Использовать смерть детей, чтобы поднять свой имидж? Цинизм какой-то!
Автор материала: Сергей Медведев