Эдуард Артемьев, Андрей Петров, Геннадий Гладков, Евгений Птичкин, Борис Чайковский… Их мелодии наполняют смыслом каждый кадр любимых советских кинофильмов. Впрочем, они давно покинули тесные рамки экрана и живут абсолютно самостоятельной полноценной жизнью. Но, если авторов зарубежных саундтреков знает каждый, то имена их советских коллег, в отличие от мелодий, часто остаются в тени.
О тех, чья музыка прозвучит на филармоническом концерте 15 июня «Любимая музыка кино», будет наш рассказ. Мы не станем описывать собственно мелодии, ибо, как сказал один очень остроумный человек: «Говорить про музыку – это как танцевать про архитектуру, а поделимся некоторыми эпизодами из жизни композиторов».
Эдуард Артемьев («Сибирский цирюльник», «Свой среди чужих, чужой среди своих»). Более 120 фильмов имеют музыкальный почерк этого композитора, хотя известность принесло авторство музыки к фильмам Тарковского, Михалкова и Кончаловского. Но тот факт, что Эдуард Артемьев – один из основателей электронного направления в русской музыке, и именно он стал первым композитором, который использовал электронную музыку в советском кино, остался нерастиражированным. В конце 50-х годов Евгений Мурзин - главный конструктор аппаратуры командного пункта наведения и управления истребительного авиационного корпуса ПВО страны «Ясень-2» - реализовал мечту своей жизни, построив первый в СССР музыкальный синтезатор «АНС». Макет строился более 10 лет в коммунальной квартире на деньги изобретателя, в нерабочее время. Ученый Мурзин искал музыканта, который мог бы использовать возможности музыкального синтезатора. В 1960 году он встретил 22-летнего выпускника Московской консерватории Эдуарда Артемьева - тот смог быстро освоить уникальный инструмент и вдохнуть в него свое воображение. В результате, в 1963 году вышел фильм «Мечте навстречу», сопровождала который электронная музыка молодого композитора Артемьева.
Андрей Петров («Петербургские тайны», «О бедном гусаре замолвите слово»). Музыкальная история композитора, чьи мелодии вплетены в сюжеты более чем восьмидесяти кинофильмов, началась… тоже в кино. В 1945 году после возвращения из эвакуации в Ленинград Андрей Петров увидел трофейный фильм «Большой вальс». Музыка Иоганна Штрауса пленила юношу, и он решил стать композитором. В 1962 году для фильма Георгия Данелия «Путь к причалу» свою знаменитую «Песню о друге» Петров переписывал 12 раз! Придирчивость Данелии оказалась ненапрасной - после премьеры весь Союз пел: «Здесь у самой кромки бортов друга прикроет друг…» Позже, когда Андрей Петров поставил в сотрудничестве с Эльдаром Рязановым своеобразный рекорд (13 совместных картин!), Данелия прислал маэстро такую телеграмму «Пожалуйста, пиши для Рязанова музыку немножечко хуже, чем для меня!»
Геннадий Гладков («Формула любви», «Двенадцать стульев»). Из кинофильма «Формула любви» зрителям запомнилась песня «…Уно, уно, уно моменто», которую исполняют Жакоб и Маргадон. Не только музыку, но и слова этой псевдоитальянской арии сочинил Геннадий Гладков. Более того, в саундтреке фильма композитор исполнил ее вместе с Александром Абдуловым. Понятно, что никакого смысла слова песенки не имели, но ее автору пришлось утверждать юридически заверенный перевод «Уно моменто» в литературном комитете, предоставив цензорам такой ее «перевод» на русский язык:
«Женщина прекрасная любовь
Любить и петь
Подари мне мгновение
Самое прекрасное».
Музыкальный почерк композиторов, писавших для советского кино, понимает каждый, кто хоть раз слышал эти мелодии. 15 июня, когда Большой зал филармонии наполнится звучанием легендарной музыки, каждый взмах палочки дирижера оркестра «Онего» Геннадия Миронова станет откровенным разговором со слушателями. Не пропустите.15 июня любимая музыка кино будет звучать только для вас.
Автор: Марина Трубина