8 июня у петрозаводчан появится возможность послушать замечательный концерт «Июнь в стиле танго» – одну из танго-программ Михаила Тоцкого. Михаил Тоцкий одинаково популярен как среди взрослых, так и у детской музыкальной аудитории. Его виртуозную игру на баяне, аккордине, бандонеоне слушали в Германии, Франции, Нидерландах, Финляндии, Швеции, Норвегии, не говоря уже о российских музыкальных столицах - Москве и Санкт-Петербурге.
В преддверие концерта нам удалось поговорить с музыкантом о танцевальных предпочтениях разных стран, о редких музыкальных инструментах и о том, почему без немецких моряков не родилось бы в Аргентине танго в том виде, в котором мы его знаем.
- Концерт «Июнь в стиле танго» не совсем танговый, - сразу предупреждает Михаил. - Здесь будет и классика, и эстрада, и джаз. Это, так называемый кроссовер концерт - музыкальный жанр, который смешивает классическую музыку с другими направлениями. Вот, посмотрите программу концерта...
В программке я с удивлением увидела такие концертные номера:
Н.Римский-Корсаков. Аранжировка А.Палаева. «Второй полет шмеля»,
Дж.Верди - В.Арафаилов. «Травиатта-фантазия»,
В.Зубицкий. «Россиниана»...
- Как это - «Россиниана»? Россини писал танго?
- Прозвучит аранжировка каватины Фигаро. Послушайте, эта музыка очень похожа на танго. (Михаил напевает известную всем каватину - это действительно танго!) «Второй полет шмеля» придумал московский квартет «Черный квадрат», а уже наш, петрозаводский, пианист и композитор Анатолий Палаев аранжировал эту музыку для большого симфонического оркестра.
По словам Михаила Тоцкого, на концерте «станцует» хабанеру красивейший саунд-трек из кинофильма «Почтальон» - «Postino, Beatrice» Луиса Бакалова, прозвучит любимый всеми «Опаловый концерт» Ришара Гальяно. Кроме опалового, будет сыгран и «Перламутровый концерт» Астора Пьяццолла - родоначальника стиля, получившего название танго нуэво. Это самое грандиозное сочинение аргентинского композитора будет исполнено в Петрозаводске впервые. Да и в России «Перламутровый концерт» будет исполняться только во второй раз. Астор Пьяццолла, чьи сочинения значительно обогатили жанр танго, будет представлен еще целым рядом произведений, одно из которых известно в России как «Прощай, родной». По-испански название звучит «Addios, nonino». Правда, нежно и трогательно?
Только прочитав названия номеров концерта – «Аве Мария», «Кумпарсита», «Самба Карнавал» - представляешь себе совершенно другой, не похожий на наши будни, мир, где царствует праздность. Где сильный мужчина полноправно ведет в романтическую южную темноту гибкую резкую женщину, полностью подчинившуюся в танце его движениям.
- Танго - элитарное искусство, - продолжает разговор Михаил Тоцкий. - Мы сделали попурри для трех инструментов: баяна, аккордины (Не путать с аккордеоном! Этот музыкальный инструмент имеет некоторое сходство и с аккордеоном, и с губной гармоникой, а звук извлекается выдуванием воздуха через мундштук с одновременными нажатиями клавиш. – Авт.) и бандонеона.
- Баян и аккордину я видела и слышала. А что за инструмент бандонеон?
- Поклонникам танго, думаю, он хорошо известен. Бандонеон стал голосом танго и у многих ассоциируется с Аргентиной. Но родина его - Германия: использовался для исполнения духовной музыки в церквях. Похожий на аккордеон, но гораздо меньший по размерам, инструмент был незаменим в длительном плаванье. Немецкие моряки, дойдя до берегов Латинской Америки, часто брали бандонеон с собой на берег, играли в портах. Звучание местным жителям, наверное, понравилось, и со временем они стали считать бандонеон своим народным инструментом. Сейчас в каждом танго-оркестре обязательно есть бандонеон, широко известны настоящие мастера игры на нем: Астор Пьяццолла, Анибал Тройло ,Эдуардо Аролас,Нестор Маркони.
- В какой стране надо играть танго?
- Без разницы. Россия, например, очень подходит для танго, потому что народ горячий, страстный. Разве в русских песнях нет страсти? Кстати, многим известно об огромном количестве фанатов танго в Финляндии, а ведь туда оно пришло из России еще в 30-х годах прошлого века. Где бы не звучало танго - оно подходит для любой страны. Во Францию танго пришло вместе со студентами из Аргентины, которые подрабатывали, обучая парижан этому танцу. Теперь в Париже есть свои танговые места, милонги (Танцевальный вечер, на котором танцуют танго. - Авт.) собирают во Франции любителей танго со всего мира. Все страны Европы - страны для танго. В Роттердаме есть танго-консерватория. Вот США, пожалуй, не танговая страна, хотя она открыла миру Астора Пьяццолла. Латинскую Америку, наверное, и упоминать не стоит, но за исключением Бразилии, там - самба, румба - свои танцы. Сейчас танго переживает второе рождение, им завоевана Азия: самое большое число танго-танцоров и танго-оркестров сегодня в Японии.
Меня триумф танго не удивляет. Посмотрите на танец: ведет всегда партнер, но самые красивые движения делает партнерша, и здесь танцовщикам очень важно чувствовать друг друга. Если в вальсе кавалер приглашает даму, потому что она ему понравилась, то в танго симпатия возникает во время танца. Танго невозможно отрепетировать, все движения непредсказуемы, рождаются здесь и сейчас и больше никогда не повторятся.
- Если бы на земле не было такой профессии «музыкант», кем бы вы хотели стать?
Михаил долго не отвечает, а потом робко спрашивает: «и дирижером нельзя?».
Я поняла всю неуместность такого вопроса для Михаила, а еще поняла, что для музыканта Тоцкого танго - это не только проект. Это общение со слушателями, которое ему нравится. Это разговор, который может быть глубоким и поверхностным, веселым и грустным, жарким и холодным. Это - каждый месяц жизни в стиле танго.
Беседу вела Марина Трубина